город Воронеж |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А14-20133/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С. |
судей |
Щербатых Е.Ю. |
|
Кораблева Г.Н. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Люлиной А.В.,
при участии:
от акционерного общества "Воронежская горэлектросеть": Сергеева И.Н., представителя по доверенности N 60 от 07.06.2021, паспорт РФ,
от администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2021 по делу N А14-20133/2020 по исковому заявлению администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882) к акционерному обществу "Воронежская горэлектросеть" (ОГРН 1183668042062, ИНН 3666231341) о взыскании 20 752 063,81 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа город Воронеж (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области к Акционерному обществу "Воронежская горэлектросеть" (далее - ответчик, АО "ВГЭС") о взыскании в бюджет городского округа город Воронеж 20 752 063,81 руб. задолженности по уплате части прибыли за пользование муниципальным имуществом за 2017 год, 3 591 788, 61 руб. пени на основании п. 7.3 Положения о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями части прибыли за пользование муниципальным имуществом, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 06.09.2006 N 155-II за период с 31.03.2018 по 27.10.2020.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, полагая его незаконным и необоснованным, Администрация городского округа город Воронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2021 по делу N А 14-20133/2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Администрации городского округа город Воронеж.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на несогласие с выводом суда области об истечении срока исковой давности.
Кроме того, ответчик указывает на недействительность пунктов устава относительно отчислений части прибыли предприятия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ВГЭС" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считал обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец явку уполномоченного представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Судебная коллегия, исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Суд при этом руководствуется следующим.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 02.03.1999 Комитет по управлению имуществом города Воронежа передал в хозяйственное ведение Муниципальному предприятию "Воронежская горэлектросеть" муниципальное имущество (договор о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение N ХВ-21-Ц от 02.03.1999)(л.д. 33-38).
Решением Воронежской городской Думы от 06.09.2006 N 155-II утверждено Положение о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями части прибыли за пользование муниципальным имуществом.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.05.2009 N 341 утверждено Положение о порядке исчисления части прибыли за пользование муниципальным имуществом (далее - Положение N341).
Согласно п. 2.1. Положения N 341 расчет части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет городского округа город Воронеж муниципальным унитарным предприятием, исчисляется предприятием самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года на основании данных бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с действующим законодательством.
Сумма платежа определяется как произведение норматива отчисления, утвержденного решением Воронежской городской Думы, и величины чистой (расчетной) прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по итогам финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия за отчетный период (пункт 2.2 Положения).
Согласно пункту 5 Положения о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями части прибыли за пользование муниципальным имуществом, отчетным периодом по данному платежу является квартал.
В соответствии с п. 7.1. Положение о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями части прибыли за пользование муниципальным имуществом, внесение платежа в бюджет городского округа производится: по квартальным расчетам - не позднее 25-го числа первого месяца следующего отчетного периода; по годовым расчетам - не позднее 30 марта года, следующего за отчетным годом.
Нормативы отчисления в бюджет городского округа город Воронеж части прибыли за пользование муниципальным имуществом для МУП "ВГЭС" составляли 20% (Приложение N 2 к решению Воронежской городской Думы от 06.09.2006 N 155-II).
Истец ссылается на то, что при расчете отчислений муниципальным предприятием части прибыли за пользование муниципальным имуществом в соответствии со своим Уставом (п. 2.20), чистая прибыль (119 954 тыс. руб.) была уменьшена на сумму резервного фонда (5 997,7 тыс. руб.) и фонда развития производства (107 958,6 тыс. руб.) и составила 5 997,7 тыс. руб. В результате сумма отчисления части чистой прибыли за пользование муниципальным имуществом составила 1 199,5 тыс. руб. (5 997,7*20%), а не 23 990,8 тыс. руб. (119 954*20%), как предусмотрено методикой, определенной муниципальными правовыми актами.
Истец считает, что п. 2.20 Устава МУП "ВГЭС" противоречил действующему законодательству и не подлежал применению, а доначислению по отчислению части чистой прибыли за пользование муниципальным имуществом за 2017 год подлежит: 23 990 800 руб. -1 199 540 руб. - 1 900 300 руб. - 1 500 000 руб. = 19 391 000 руб. МУП "ВГЭС" в 2017 году оплатило за охрану имущества МУП ТКОК "Росинка" 1 900,3 тыс. руб., по договору пожертвования на ремонт казарменного помещения крейсера "Воронеж" перечислено 1 500 тыс. руб. Согласно расчету части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет городского округа город Воронеж, составленному МУП "ВГЭС" по состоянию на 01.01.2017 у предприятия имелась задолженность по отчислениям за 2016 год в размере 22 802 489,65 руб. и ими было начислено 1 199 540 руб. отчислений части прибыли за пользование муниципальным имуществом за 2017 год.
31.10.2018 Воронежская городская Дума приняла решение N 953-IV "О списании задолженности по отчислению части прибыли за пользование муниципальным имуществом", которым принято решение списать МУП "Воронежская горэлектросеть" задолженность по отчислению части прибыли за пользование муниципальным имуществом на сумму 26 232 754,45 руб.
Истец считает, что задолженность МУП "ВГЭС" по отчислению части прибыли за пользование муниципальным имуществом в бюджет городского округа город Воронеж составляет: 24 002 029,65 руб. (22 802 489,65 руб. + 1 199 540 руб.) + 19 391 000 руб. - 26 2З2 754,45 руб. = 17 160 275, 20 руб.
30.05.2018 решением Воронежской городской Думой N 857-IV "Об условиях приватизации Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" и постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 29.06.2018 N 402 "Об условиях приватизации Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" было решено приватизировать Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть", путем преобразования в акционерное общество "Воронежская горэлектросеть" (далее АО "ВГЭС").
МУП "ВГЭС" реорганизовано в форме преобразования в АО "Воронежская горэлектросеть".
Контрольно-счетной палатой городского округа город Воронеж в результате проведенной 17.05.2018 проверки управления имущественных и земельных отношений, в части администрирования неналоговых доходов в 2017 году, было выявлено нарушение при расчете отчислений части прибыли за пользование муниципальным имуществом МУП "ВГЭС".
Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж уведомило АО "Воронежская горэлектросеть" письмами N 10983065 от 22.11.2018, N 15075291 от 28.09.2020, N 15264213 от 30.10.2020 о необходимости погашения имеющейся задолженности по отчислению части прибыли за пользование муниципальным имуществом.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени задолженность по отчислению части прибыли за пользование муниципальным имуществом не погашена, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил их пропуска срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Как следует из материалов дела, в спорный период расчет отчислений производился ответчиком на основании Устава предприятия, утвержденного Администрацией городского округа город Воронеж, в силу п. 2.20. которого предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет прибыль в размере, установленном нормативными актами органов местного самоуправления, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей и формирования фондов, предусмотренных Уставом предприятия.
В соответствии с пунктом 2.19 Устава предприятие за счет прибыли после налогообложения создает резервный фонд, фонд развития производства, социальный фонд и фонд материального резерва.
Размер резервного фонда составляет не ниже 15% уставного фонда предприятия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Резервный фонд формируется путем ежегодных отчислений в размере 5%, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, от доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, до достижения размера, установленного настоящим пунктом. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.
Фонд развития производства формируется в размере 80% уставного фонда предприятия путем ежегодных отчислений не более 90% суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Социальный фонд формируется в размере, установленном коллективным договором на основании действующего законодательства Российской Федерации, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия.
Фонд материального поощрения работников предприятия формируется в размере, установленном коллективным договором на основании действующего законодательства Российской Федерации, средства которого используются на материальные поощрения работников предприятия.
Ответчик после отчисления соответствующих сумм в предусмотренные Уставом предприятия фонды с оставшихся сумм производил отчисления за пользование муниципальным имуществом.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на недействительность пункта 2.20 устава МУП "ВГЭС", поскольку указанный пункт противоречит действующему законодательству и согласно пункту 6 статьи 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161 -ФЗ не подлежит применению.
Вместе с тем, в Устав МУП "Воронежская горэлектросеть" в период действия спорного периода не вносились изменения в расчет по отчислению части прибыли за пользование муниципальным имуществом, следовательно у предприятия отсутствовали основания для применения иного расчета.
При этом данные условия в Уставе приняты собственником имущества - Администрацией городского округа города Воронежа, который в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имеет право на получение части прибыли.
Таким образом, собственником имущества, который имеет право на получение части прибыли, Уставом предприятия установлены обязательные отчисления (платежи), образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом предприятия.
Соответственно, Устав предприятия не противоречил требованиям Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", так как органом местного самоуправления - в лице администрации городского округа приняты положения Устава, определяющие порядок исчисления и оплаты части прибыли от использования муниципального имущества.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда области об отсутствии у предприятия оснований для применения иного расчета.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Проверяя довод истца о сроке давности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Исходя из статьи 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Как следует из пунктов 1, 2 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Как следует из искового заявления истцом ко взысканию предъявлена задолженность за период 2017 год на основании Решения Решение Воронежской городской Думы от 06.09.2006 N 155-II "О порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями части прибыли за пользование муниципальным имуществом".
Сумма основной задолженности по данным истца сформировалась за первые три квартала 2017 года, так как в четвертом был убыток и отсутствовала прибыль.
Согласно пункту 5 Положения о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями части прибыли за пользование муниципальным имуществом, отчетным периодом по данному платежу является квартал.
В соответствии с п. 7.1 Положения о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями части прибыли за пользование муниципальным имуществом, внесение платежа в бюджет городского округа производится по квартальным расчетам - не позднее 25-го числа первого месяца следующего отчетного периода.
Таким образом, плата за пользование муниципальным имуществом осуществляется по отчетным периодам за каждый квартал, соответственно течение срока исковой давности начинает течь за каждый отчетный период в отдельности.
Учитывая, что оплата за третий квартал 2017 года должна была быть произведена не позднее 25.10.2017, срок исковой давности по указанному требованию истек 25.10.2020, тогда как исковое заявление, согласно регистрационному штампу суда, подано в Арбитражный суд Воронежской области 30.12.2020.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на постановление Главы городского округа город Воронеж от 19.05.2009 не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку не определяет срок внесения платежа.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств и иное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждает существенных нарушений судом норм права, которые могли повлиять на исход дела.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2021 по делу N А14-20133/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-20133/2020
Истец: Администрациия городского округа г. Воронеж
Ответчик: АО "Воронежская горэлектросеть"