г. Воронеж |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А64-3487/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серегиной Л.А.,
судей Ботвинникова В.В.,
Сурненкова А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климентовым А.А.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Компьюлинк инфраструктура ТО": Молоканова Е.О. - представитель по доверенности N КИТО/06/01/2021 от 11.01.2021 сроком до 31.12.2021, паспорт, диплом;
от общества с ограниченной ответственностью "УК "Домком": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Домком" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2021 по делу N А64-3487/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Компьюлинк инфраструктура ТО" (ОГРН 1176820001291, ИНН 6825007199) к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Домком" (ОГРН 1186820000586, ИНН 6829139559) о взыскании 326 283, 68 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (далее - ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (с учетом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Домком" (далее - ООО "УК "Домком", ответчик) о взыскании задолженности за потребленную горячую воду на общедомовые нужды за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 в размере 326 283 руб. 68 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2021 исковые требования ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Домком" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2021, в связи с чем, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "УК "Домком" ссылалось на то, что представленный истцом расчет, который суд первой инстанции принял во внимание, является неверным, ввиду того, что истец не достоверно указал количество дней корректной работы прибора учета. Также, по мнению ответчика, представленный истцом отчет о среднемесячном потреблении коммунального ресурса рассчитан не правильно и является завышенным, из чего вытекает неосновательное обогащение истца за счет ответчика. Кроме того, ответчик указал на то, что судом первой инстанции необоснованно не были приняты во внимание представленные истцом расчеты с учетом отрицательных СОИ; истцом не были опровергнуты доводы о неполном учете СОИ при расчете задолженности.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы не обеспечил явку своего полномочного представителя, заявив ходатайство об отложении судебного разбирательства по причине нахождения представителя ответчика в медицинском учреждении.
С учетом положений статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебной коллегией отклонено данное ходатайство ООО "УК "Домком" об отложении судебного разбирательства, поскольку ответчиком не представлено доказательств невозможности явки его представителя в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции. Ответчик, являясь юридическим лицом, при должной добросовестности имел возможность направить в судебное заседание апелляционной инстанции иного представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями, однако такого права не реализовал.
Кроме того, судом апелляционной жалобы учтено, что ходатайство ответчика об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не мотивировано необходимостью представления каких-либо дополнительных доказательств, и отложение рассмотрения дела может привести к необоснованному затягиванию судебного процесса и рассмотрению данной жалобы с нарушением сроков, установленных действующим арбитражным процессуальным законодательством.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения ООО "УК "Домком" о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Явившийся в арбитражный суд апелляционной инстанции представитель ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил решение арбитражного суда области оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, заслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" на основании концессионного соглашения N 166 от 11.12.2018 в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области осуществляет теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей на территории пос. Строитель Тамбовского района Тамбовской области.
В период с 01.11.2018 ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" производило отпуск тепловой энергии и горячего водоснабжения через присоединенную сеть потребителям пос. Строитель Тамбовского района Тамбовской области, согласно схемы теплоснабжения, утвержденной Постановлением Администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области N 253 от 12.12.2013, среди которых находились многоквартирные дома под управлением ООО "УК "Домком".
01.02.2019 между ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Управляющая компания "Домком" (исполнитель) был заключен договор на поставку горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 1-19/СТ68/ГВС-СОИ-УК, согласно условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять исполнителю горячую воду, а исполнитель обязался приобретать горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу, указанному в приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью договора, управление общим имуществом в котором, осуществляет исполнитель по договору управления.
Поставка коммунального ресурса по договору на поставку горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, осуществляется с 01.02.2019 (пункт 2.3. договора).
На основании пункта 3.2.1. названного договора исполнитель обязался оплачивать ресурсоснабжающей организации фактический объем горячей воды, поставленный ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями раздела 6 настоящего договора.
Согласно пункту 5.1. вышеуказанного договора исполнитель обеспечивает учет полученной горячей воды. Учет количества полученной горячей воды производится по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, указанного в приложении N 3 к договору.
В случае непредоставления показаний приборов учета в указанные в договоре сроки ресурсоснабжающая организация при наличии возможности самостоятельно производит снятие показаний приборов учета для начисления платы, либо начисление производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 5.3. договора).
В соответствии с пунктом 6.4. договора N 1-19/СТ68/ГВС-СОИ-УК от 01.02.2019 расчетный период составляет один календарный месяц, по итогам которого ресурсоснабжающая организация оформляет для исполнителя универсальный передаточный документ (приложение N 6 к договору).
На основании пункта 6.5. указанного договора плата за горячую воду вносится исполнителем ежемесячно до 15-го числа месяца следующего за расчетным, в размере 100 % стоимости фактического объема поставленной горячей воды, на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, на основании платежных документов, полученных в ресурсоснабжающей организации после 5-го числа следующего за расчетным месяца, с учетом требований к периодичности перечисления денежных средств, установленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
Во исполнение условий договора N 1-19/СТ68/ГВС-СОИ-УК от 01.02.2019 в период с января по март 2020 года истец осуществил поставку горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, на сумму 467 834 руб. 55 коп.
Ответчик оплату полученного энергетического ресурса произвел частично, долг ответчика за спорный период, согласно уточненному расчету истца, составил 326 283 руб. 68 коп.
Претензия истца с требованием о погашении образовавшейся задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что ООО "УК "Домком" в полном размере не оплатило задолженность по оплате горячей воды, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме, ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемыми исковыми требованиями (с учетом уточнения).
Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 44, частям 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом, в том числе посредством управления управляющей организацией. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 ЖК РФ (взносы на капитальный ремонт).
В рассматриваемом случае собственниками помещений в многоквартирных домах по адресам в п. Строитель Тамбовского района Тамбовской области: мкр. Южный, д. 1, 2, 6, 10, 12, 13, 13Е; мкр. Центральный, д. 1, 9, 14А; мкр. Северный, д.13, 35, выбран способ управления управляющей организацией ООО "УК "Домком".
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Как следует из содержания пункта 1, подпункта "а" пункта 9 Правил N 354 и положений Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
На основании пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, как верно отмечено судом области, выбранная в установленном законодательством порядке для управления многоквартирным домом управляющая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям и является исполнителем коммунальных услуг.
В данном случае, между сторонами в спорный период действовал договор на поставку горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 1- 19/СТ68/ГВС-СОИ-УК от 01.02.2019.
Факт поставки ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" в период с января по март 2020 года горячей воды на содержание общедомого имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам в п. Строитель Тамбовского района Тамбовской области: мкр. Южный, д. 1, 2, 6, 10, 12, 13, 13Е; мкр. Центральный, д. 1, 9, 14А; мкр. Северный, д.13, 35, находящихся в управлении ответчика, подтверждается материалами дела, а именно универсальными передаточными актами КС-00000104 от 31.01.2020, КС00000105 от 31.01.2020, КС-00000217 от 29.02.2020, КС-00000218 от 29.02.2020, КС00000321 от 31.03.2020, КС-00000322 от 31.03.2020 и не оспорен ответчиком.
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Указанные положения распространяются на случаи управления многоквартирными домами, оборудованными общедомовыми приборами учета (пункт 44 Правил N 354), при этом, за период до 01.01.2017 управляющая организация должна оплатить расходы по потреблению электроэнергии на общедомовые нужды в размере сверхнормативного потребления (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ - нормативный ОДН), после 01.01.2017 - в полном объеме (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ).
Как верно указано судом области, независимо от решения собственников многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что независимо от решения собственников многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Указанным законом обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу части 6 статьи 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно части 12 статьи 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
На основании пункта 9 статьи 11 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В силу части 4 статьи 12 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (часть 11 статьи 2 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В таком случае, судом области обоснованно отмечено, что обязанность обеспечить выполнение требований энергетической эффективности в процессе эксплуатации возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества, то есть управляющего домом.
Из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491) следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Исполнитель коммунальных услуг в соответствии с договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ обязан обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Управляющая организация как лицо, ответственное за содержание общего имущества, в силу прямых указаний закона и договора управления многоквартирным домом обязана совершить действия по организации установки, ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета и его исправной работы.
В силу части 11 статьи 2 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ответственным за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом, то есть, в данном случае, ООО "УК "Домком".
В соответствии с частью 2 статьи 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
Применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13- 205).
Как установлено судом, с 01.01.2020 работа общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных домах отсутствовала, узлы учета признаны не работоспособными и выведенными из коммерческого учета, поскольку производитель вычислителей ТМК при программировании настроек общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных домах внес значение предела работы вычислителя - до 31.12.2019. Работа общедомовых приборов учета горячей воды в многоквартирных домах восстановлена с апреля 2020 года.
При разрешении данного спора, суд области обоснованно исходил из того, что в период с января по март 2020 года в спорных многоквартирных домах общедомовые приборы учета горячей воды были неработоспособны. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Спор между сторонами возник относительно методики определения стоимости горячей воды, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирных домах в связи с выходом из строя общедомовых приборов учета.
Расчет стоимости горячей воды потребленной на общедомовые нужды за период с января 2020 по март 2020 года в многоквартирных домах, произведен истцом исходя из среднемесячного потребления за предшествующие выходу из строя общедомовых приборов учета горячей воды 12 месяцев в соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354.
Ответчик полагает необоснованным применение истцом в расчетах среднемесячного потребления за предшествующие 12 месяцев, считает, что расчет стоимости горячей воды потребленной на общедомовые нужды должен быть произведен за предшествующие выходу из строя общедомовых приборов учета 6 месяцев.
Данный довод ответчика правомерно отклонен арбитражным судом области, как основанный на неверном толковании подлежащих применению норм права, а также ввиду того, что не соответствует установленным фактам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расчет исходя из среднемесячного потребления за предшествующие выходу из строя общедомовых приборов учета 12 месяцев не противоречит пункту 59 (1) Правил N 354, поскольку данный пункт предусматривает определение платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев, что предполагает возможность применения более длительного периода, в том числе 12 месяцев, но не менее 6 месяцев.
Кроме того, как верно отмечено судом области, согласно пункту 17 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за 12 календарных месяцев, предшествующих расчетному периоду, применяется при условии отсутствия контрольных (параллельных) приборов учета в следующих случаях и порядке:
а) при неисправности прибора учета, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 49 настоящих Правил, - с начала расчетного месяца, в котором был установлен факт неисправности прибора учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение;
б) при демонтаже исправного прибора учета - со дня, следующего за днем демонтажа прибора учета, а при демонтаже неисправного прибора учета - с начала расчетного месяца, в котором был демонтирован прибор учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.
В случае если период работы прибора учета составляет менее 1 года, то при применении метода расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды используются данные прибора учета за фактический период его работы.
В случае если фактический период работы прибора учета составляет менее 60 календарных дней, то метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды не применяется.
Судом первой инстанции принято во внимание, что произведенный истцом расчет, исходя из среднемесячного потребления за предшествующие выходу из строя общедомовых приборов учета 12 месяцев исправной работы, не нарушает прав ответчика, так как среднемесячный расчет исходя из 6 месяцев по сумме превышает расчет стоимости потребленного коммунального ресурса исходя из 12 месяцев.
Так, из информационного расчета истца судом области установлено, что стоимость горячей воды за период с января 2020 по март 2020 года, исходя из среднемесячного потребления за предшествующие выходу из строя общедомовых приборов учета 6 месяцев составит 352 100 руб. 90 коп., в то время как за 12 месяцев, как применяет истец, составляет 326 283 руб. 68 коп. (цена иска).
Контррасчет ответчика правомерно отклонен арбитражным судом первой инстанции, поскольку при определении стоимости горячей воды на общедомовые нужды за период с января 2020 по март 2020 года, ответчик в расчете необоснованно использует месяцы с нулевыми значениями показаний общедомовых приборов учета. Включение в формулу определения среднемесячного объема потребления коммунального ресурса нулевых значений показаний общедомовых приборов учета противоречит как нормам материального права, так и принципам математического расчета, усматривается методологическая ошибка.
При этом, суд области правомерно указал на то, что является обоснованным при определении объема среднемесячного потребления горячей воды за конкретный месяц исключение из количества предшествующих месяцев исправной работы общедомовых приборов учета, периодов с нулевыми значениями показаний общедомовых приборов учета.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, истцом был проверен представленный ООО "УК "Домком" расчет по определению объемов коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в разрезе возникших разногласий по определению индивидуального потребления за январь 2020 года. В ходе проверки было выявлено некорректное определение ответчиком объемов индивидуального потребления, так как расчет производился без учета периода действия тарифов, установленных для истца, а именно расчет производился без учета действующих тарифов за период до 31.12.2019 и с 01.01.2020.
Указанные тарифы установлены приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 13.06.2019 N 42-т "Об установлении тарифов на горячую воду для ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" потребителям пос. Строитель Тамбовской области, на 2019 - 2022 гг.", от 17.12.2019 N 185-т "О внесении изменений в приложение N1 к приказу от 13.06.2019 N42-т "Об установлении тарифов на горячую воду для ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" потребителям пос. Строитель Тамбовской области, на 2019 - 2022 гг.".
Судом области учтено, что согласно реестрам начислений (оборотно-сальдовые ведомости за январь 2020 года в разрезе домов, представленных истцом) в январе 2020 года произведены не только начисление текущих платежей за потребленные ресурсы, но и были произведены перерасчеты за более ранние периоды (2019 год).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
На основании пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 66 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждается, что начисления коммунальной услуги "горячее водоснабжение" жителям многоквартирных домов производились за январь 2020 года по действующему с 01.01.2020 тарифу в размере 23,53 руб./1м3. Перерасчеты коммунальной услуги "горячее водоснабжение" производятся в действующем периоде, но по тому тарифу, который применялся за период начисления, а именно тарифу в размере 24,35 руб./1м3, действующему до 31.12.2019. Обратный подход в применении тарифа для перерасчета мог бы привести к возникновению необоснованной выгоды со стороны потребителя или ресурсоснабжающей организации.
Как верно отмечено судом, из представленных оборотно-сальдовых ведомостей за январь 2020 года усматривается, что объемы к определению индивидуального потребления коммунальной услуги "горячее водоснабжение" складываются из суммы "начислений" и суммы "перерасчетов". При этом к начислению применяется тариф 23,53 руб./1м3, а к перерасчетам применяется тариф 24,35 руб./1м3. Перерасчет производится с использованием тарифа, который действовал в период, за который производится перерасчет. Данный вывод согласуется с положениями Правил N 354.
При этом, как верно указано судом области, ответчиком при проверке расчетов истца тарифная разница учтена не была, что привело к осуществлению им неверного контррасчета и вследствие этого образовалась разница в расчетах ответчика и истца в объемах по индивидуальному потреблению, а именно, по многоквартирным домам в отношении которых выявлено разногласия по индивидуальному потреблению.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расчет истца является обоснованным и арифметически верным, права и интересы ответчика расчет не нарушает.
Доказательства своевременной оплаты долга, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 65 и 9 АПК РФ).
Учитывая изложенные выше обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает верным вывод арбитражного суда области об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности за потребленную горячую воду на общедомовые нужды за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 в размере 326 283 руб. 68 коп.
С учетом установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, апелляционная инстанция приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2021 не имеется.
Государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы ООО "УК "Домком" относится на ее заявителя и подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета с учетом требований пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, а также письма Минфина Российской Федерации от 07.12.1995 N 3-В1-01 "Об уплате госпошлины при обращении в арбитражный суд", ввиду отсутствия подлинного платежного поручения N 164 от 05.07.2021, которое суд апелляционной инстанции предлагал представить заявителю определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 04.08.2021.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2021 по делу N А64-3487/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Домком" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК "Домком" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Серегина |
Судьи |
В.В. Ботвинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3487/2020
Истец: ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО"
Ответчик: ООО "УК"Домком"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд