г. Саратов |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А57-10495/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Жаткиной С.А., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения "Энгельсская городская детская поликлиника" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2021 года по делу N А57-10495/2021,
по исковому заявлению территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области (ОГРН 1026403672591, ИНН 6455005067)
к государственному учреждению здравоохранения "Энгельсская городская детская поликлиника" (ОГРН 1206400021728, ИНН 6449099275),
с участием третьего лица: Министерство здравоохранения Саратовской области,
о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей сторон: - от территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области представитель Хитрова Екатерина Владимировна по доверенности от 12.03.2021, выданной сроком до 31.12.2021, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,
- от государственного учреждения здравоохранения "Энгельсская городская детская поликлиника" представитель Ильина Галия Ряшитовна по доверенности от 17.06.2021, выданной сроком до 31.12.2021, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области Саратовской области обратился территориальный фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области с исковым заявлением к государственному учреждению здравоохранения "Энгельсская городская детская поликлиника" о взыскании использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 954 679,44 руб., штрафа в размере 95 467,94 руб., пени за период с 01.04.2021 по 17.05.2021 в размере 6 356,57 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2021 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУЗ "Энгельсская городская детская поликлиника" обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель государственного учреждения здравоохранения "Энгельсская городская детская поликлиника" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области от 19.02.2021 N 61 "О проведении плановой комплексной проверки Государственного учреждения здравоохранения "Энгельсская городская детская поликлиника" Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее - Территориальный фонд) проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в Государственном учреждении здравоохранения "Энгельсская городская детская поликлиника" (далее также - Поликлиника) за период с 01.07.2018 г. по 31.12.2020 г. Проверка проводилась с 01.03.2021 по 19.03.2021.
По результатам проверки составлен Акт от 18.03.2021 г. N 15. Акт подписан руководителем медицинской организации без возражений.
В ходе проведения проверки ГУЗ "Энгельсская городская детская поликлиника" комиссией выявлены следующие нарушения.
В нарушение пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункта 9 раздела IV, пунктов 13,14 раздела V Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденных постановлениями Правительства Саратовской области от 26.12.2017 N 692-П, от 25.12.2018 N 720-П, статьи 15 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования) на общую сумму 954 679,44 руб., что является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования:
- ГУЗ "Энгельсская городская детская поликлиника N 1" в июле-декабре 2018 года, в 2019 году приобретены лекарственные препараты, предназначенные для туберкулинодиагностики, на сумму 737 496,34 руб. (в июле-декабре 2018 года - на сумму 327967,60 руб., в 2019 году - на сумму 409 528,74 руб.); приобретены иммунобиологические лекарственные препараты для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям на общую сумму 4 000 руб. (в декабре 2018 года - на сумму 3 200 руб., в апреле 2019 года - на сумму 800 руб.);
- ГУЗ "Энгельсская городская детская поликлиника N 2" в 2019 году приобретены лекарственные препараты, предназначенные для туберкулинодиагностики на сумму 213183,10 руб.
Неисполнение ответчиком требования истца возвратить денежные средства, использованные не по целевому назначению, послужило основанием для обращения с иском в суд.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По смыслу положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации не целевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с положениями статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Федерального закон N 326-ФЗ, согласно которой, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Федерального закон N 326-ФЗ базовая программа ОМС - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проведения проверки истцом выявлены следующие нарушения ГУЗ "Энгельсская городская детская поликлиника".
Так, ГУЗ "Энгельсская городская детская поликлиника N 1" в июле-декабре 2018 года, в 2019 году приобретены лекарственные препараты, предназначенные для туберкулинодиагностики, на сумму 737 496,34 руб. (в июле-декабре 2018 года - на сумму 327967,60 руб., в 2019 году - на сумму 409 528,74 руб.); приобретены иммунобиологические лекарственные препараты для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям на общую сумму 4 000 руб. (в декабре 2018 года - на сумму 3 200 руб., в апреле 2019 года - на сумму 800 руб.).
Также ГУЗ "Энгельсская городская детская поликлиника N 2" в 2019 году приобретены лекарственные препараты, предназначенные для туберкулинодиагностики на сумму 213183,10 руб.
Согласно Инструкции по применению туберкулиновых проб, утвержденной приказом Минздрава России от 21.03.2003 N 109 (далее - Инструкция), понятие туберкулинодиагностика включает в себя диагностический тест для определения специфической сенсибилизации организма к микобактериям туберкулеза. Как специфический тест применяется при массовых обследованиях населения на туберкулез (массовая туберкулинодиагностика) и для индивидуальных обследований (индивидуальная туберкулинодиагностика).
Согласно пункту 1.1 Инструкции целями массовой туберкулинодиагностики являются: выявление лиц, впервые инфицированных микобактериями туберкулеза, выявление лиц с гиперергическими и усиливающимися реакциями на туберкулин, отбор контингентов для противотуберкулезной прививки вакциной для профилактики туберкулеза детей в возрасте 2 месяцев и старше, не получивших прививку в роддоме, и для ревакцинации вакциной для профилактики туберкулеза, ранняя диагностика туберкулеза у детей подростков, определение эпидемиологических показателей по туберкулезу.
При массовой туберкулинодиагностике применяют только единую внутрикожную туберкулиновую пробу манту с двумя туберкулиновыми единицами очищенного туберкулина в стандартном разведении (готовая форма).
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции целями индивидуальной диагностики являются: дифференциальная диагностика поствакцинальной и инфекционной аллергии к туберкулину, диагностика и дифференциальная диагностика туберкулеза и других заболеваний, определение "порога" индивидуальной чувствительности к туберкулину, определение активности туберкулезного процесса, оценка эффективности противотуберкулезного лечения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункта 9 раздела IV Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 26.12.2017 N 692-П (далее - Территориальная программа на 2018 год), Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2018 N 720-П (далее - Территориальная программа на 2019 год), в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Территориальных программ на 2018 и 2019 годы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения).
Пунктом 14 раздела V Территориальных программ на 2018 и 2019 годы, предусмотрено, что финансовое обеспечение первичной медико-санитарной помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (в том числе туберкулез), осуществляется за счет ассигнований областного бюджета.
Таким образом, в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункта 9 раздела IV, пункта 14 раздела V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2018 N 720-П, по контрактам, заключенным в 2019 году, Поликлиникой допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС), а именно приобретение лекарственных препаратов, предназначенных для туберкулинодиагностики на сумму 954 679,44 руб., что является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что нецелевое использования средств обязательного медицинского страхования Государственным учреждением здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 9" в размере 954 679,44 руб. подтвержден материалами дела.
Судом первой инстанции верно указано, что по состоянию на дату вынесения обжалуемого судебного решения сумма денежных средств, использованных не по целевому назначению и подлежащая возврату в бюджет территориального фонда, составляет 954 679,44 руб.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что оплата лекарственных препаратов, предназначенных для туберкулинодиагностики должна осуществляться за счет средств ОМС противоречит законодательству Российской Федерации и фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Рассматривая требования истца о взыскании штрафа в размере 95 467,94 руб. и пени в размере 6 356 руб. 57 коп., суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно расчету истца, сумма штрафных санкций в бюджет ТФОМС Саратовской области составляет 95 467,94 руб. и пени за период с 01.04.2021 по 17.05.2021 г. в размере 6 356 руб. 57 коп.
Расчет истца суммы неустойки судом первой и апелляционной инстанций проверен и признан верным.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, Гражданский кодекс Российской Федерации и федеральное законодательство предполагают выплату кредитору компенсации его потерь при несвоевременном исполнении обязательства.
Истец вправе рассчитывать на своевременную оплату и не может быть лишен гарантированной компенсации его потерь от нарушения обязательств ответчиком.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшении размера, подлежащего взысканию штрафа.
Суд первой инстанции, учитывая, что предъявленная к взысканию истцом сумма штрафа несоразмерна последствиям нарушения обязательства, с учетом обстоятельств дела, счел его подлежащим удовлетворению и признал необходимым уменьшить до суммы в размере 80 297 руб. 75 коп., сумма пени обоснованно взыскана в размере 6 356 руб. 57 коп.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с правомерными выводами суда первой инстанции и направлены на их переоценку, в связи с чем они отклоняются судебной коллегией. Надлежащих доказательств или доводов, не выступающих предметом исследования при рассмотрении иска в суде первой инстанции, заявителем не приведено.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2021 года по делу N А57-10495/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10495/2021
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования СО
Ответчик: ГУЗ Энгельсская городская детская поликлиника
Третье лицо: Министерство здравоохранения Саратовской области