г. Москва |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А40-197847/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Алексеевой Е.Б., Левченко Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Богданова Алексея Валерьевича на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2021 по делу N А40-197847/20
по иску Префектуры ЦАО г. Москвы (ИНН 7709112130, ОГРН 1027700381280)
к ИП Богданову Алексею Валерьевичу (ОГРНИП: 309774604800551), ООО "Холлишоп" (ОГРН 1155476025187)
третьи лица: Госинспекция по недвижимости, ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО"
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании представителей: от истца: Нерсесян Г.Б. по доверенности от 266.10.2020, диплом N 107704 0136833 от 11.07.2018; от ответчиков: Терещенко В.Ю. по доверенностям от 16.12.2020, уд. адвоката N 9576 от 03.06.2016; от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Префектура Центрального административного округа г. Москвы обратилась в суд с исковыми требованиями к ИП Богданову Алексею Валерьевичу и ООО "Холлишоп" о взыскании солидарно убытков в сумме 520 566 руб., составляющих бюджетные расходы, понесенные за демонтаж объекта - одноэтажного строения площадью 159 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, вл. 32, стр. б/н.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 июня 2021 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, ИП Богданов Алексей Валерьевич обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель ответчиков доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 23 июня 2021 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, Префектура ЦАО города Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, действует на основании Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы".
На основании пункта 2.3.5 Положения о Префектуре, в сфере градостроительной деятельности, предотвращения и противодействия самовольному строительству на Префектуру возложены в том числе, полномочия по обеспечению в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, уведомление собственников (правообладателей) зданий, строений, сооружений (помещений в них) или их законных представителей по вопросам, касающимся восстановления внешних поверхностей здания, строения, сооружения (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, благоустройство территорий после сноса самовольных построек, освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, восстановление внешних поверхностей зданий, строений, сооружений (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также размещение сообщений о планируемом сносе самовольных построек на информационных щитах в границах земельных участков, на которых созданы (возведены) самовольные постройки.
В соответствии с пунктом 2.2.26 Положения о Префектуре в сфере экономической политики, финансов на префектуры возложены полномочия в установленном порядке направлять в суд исковое заявление о взыскании с собственников (правообладателей) зданий, строений, сооружений (помещений в них) средств, затраченных на выполнение работ по восстановлению внешних поверхностей зданий, строений, сооружений (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии со статьями 14, 209, 301 Гражданского кодекса РФ, статьи 10 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ, пункта 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, Правительством Москвы принято постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
К возникшим правоотношениям применимы положения постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 13.11.2018 г. N 1369-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП и признании утратившим силу отдельного положения правового акта города Москвы". Приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
Во исполнение пункта 3.3 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы было проведено обследование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, вл. 32, стр. б/н, в результате которого было установлено подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования данного земельного участка и составлен соответствующий акт.
В Акте Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 22.11.2018 г. N 9015021/1 указано, что на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006036:1714 с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Нижегородская, вл. 32, стр. б/н, расположено одноэтажное строение площадью 159 кв.м.
По данным ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" (ГБУ г. Москвы "МосгорБТИ"), часть указанного строения площадью 96,3 кв.м. учтена в технической документации ГБУ г. Москвы "МосгорБТИ".
Согласно искового заявления, информация об основаниях постановки части объекта на учет ГБУ г. Москвы "МосгорБТИ" не представлена, информация о постановке на кадастровый учет и о наличии зарегистрированных прав отсутствует.
Также, сведения о предоставлении земельного участка под строительство (реконструкцию) объекта, а также об оформлении разрешительной документации на строительства (реконструкцию) объекта отсутствует.
Земельно-правовые отношения, по данным электронного ресурса Департамента городского имущества города Москвы "Информационная система Реестра единых объектов недвижимости города Москвы" (ИС РЕОН), на спорный земельный участок не оформлены.
26.11.2018 г. письмом N ТА-16-4919/8 Управа Таганского района г. Москвы уведомила пользователя и собственника о возможности самостоятельно демонтировать объект в срок до 02.12.2018 г., освободив указанный объект и осуществив вывоз находящегося в нем имущества, либо обеспечить доступ на объект для проведения демонтажных работ ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО".
Письмо было вручено арендатору нежилого помещения общей площадью 130 кв.м. по договору аренды недвижимого имущества от 13.03.2018 г., заключенного между индивидуальным предпринимателем Богдановым А.В. и ООО "Холлишоп".
После получения Префектурой Акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, в целях реализации пункта 2.6. и пункта 4.1.1. приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП был осуществлен комплекс мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, вл. 32, стр. б/н, а именно силами ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" был произведен демонтаж незаконно размещенной пристройки площадью 159 кв.м., о чем был составлен акт от 14.12.2018 г., подписанный комиссией в составе представителей ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" и Управы Таганского района г. Москвы.
Согласно Акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы о подтверждении пресечения незаконно (нецелевого) использования земельного участка от 24.12.2018 г. N 9015345 незаконно размещенная пристройка площадью 159 кв.м., располагавшаяся по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, вл. 32, стр. б/н, демонтирована.
В соответствии с пунктом 2.1 и 2.2.8 Устава ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО", утвержденного распоряжением от 03.06.2019 г. N 117-р, создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы, полномочий города Москвы, а также обеспечения выполнения возложенных на Префектуру полномочий в том числе в сфере: проведения работ, направленных на пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков, сноса самовольных построек, хранению, утилизации имущества, находящегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании, проведения работ по демонтажу и (или) перемещению на специально организованную площадку незаконно размещённых объектов, не являющихся объектами капитального строительства, их хранения, возврата правообладателям либо утилизации.
В соответствии с разделом 46 Государственного задания ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" проводит работы по освобождению земельных участков путем сноса самовольных построек - отдельно стоящих объектов капитального строительства площадью до 500 кв.м. из иных материалов, в порядке установленном правовыми актами города Москвы.
Согласно Титульному списку объектов, демонтированных на территории Центрального административного округа г. Москвы в 2018 г., общая стоимость работ по демонтажу 8 объектов составила 3 888 671 руб., в том числе согласно пункту 2 данного титульного списка стоимость работ по демонтажу постройки площадью 159 кв.м., располагавшейся по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, вл. 32, стр. б/н, выявленной на основании Акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 22.11.2018 г. N 9015021/1, составила 520 566 руб.
Как следует из материалов дела, сумма затрат на демонтаж самовольных объектов рассчитана исходя из Нормативов затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) государственными бюджетными учреждениями города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в качестве основных видов деятельности на 2017 год, утвержденных распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 08.12.2016 г. N 05-01-06-285/6.
Как следует из материалов дела, заключенным между префектурой ЦАО г. Москвы и ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" Дополнительным соглашением N 411 от 07.05.2019 г. были внесены изменения в Соглашение от 29.12.2017 г. N 562 о порядке и условиях предоставления из бюджета города Москвы субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в части определения объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения Государственного задания в 2018 году на сумму 4 822 501 629, 16 руб., в том числе по КБК N 961/0503/14А0708100/611/241 на сумму 22 972 745, 75 руб.
Согласно реестру платежных поручений на общую сумму 22 972 745, 75 руб. по оплате работ по сносу объектов самовольного строительства, в рамках финансового обеспечения выполнения Государственного задания ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" в 2018 году, префектурой ЦАО г. Москвы платежным поручением от 15.05.2019 г. N 792 в пользу ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" были оплачены работы за демонтаж объектов по титульному списку на сумму 3 888 671 руб., в который вошла сумма стоимости работ за демонтаж пристройки площадью порядка 159 кв.м. в сумме 520 566 руб.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с пунктом 2.8 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП финансирование расходов на снос самовольных построек, освобождение земельных участков и осуществление иных мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется за счет средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы.
В соответствии с пунктом 6.2 постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 г. N 234-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП), на префектуры административных округов города Москвы возложена обязанность обеспечить взыскание с ответчика расходов по демонтажу незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, освобождению земельных участков, сносу самовольных построек.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в результате неправомерных действий ИП Богданова А.В. Префектура понесла убытки в виде бюджетных расходов, связанных с демонтажем пристройки площадью порядка 159 кв.м., в сумме 520 566 руб.
Также, как усматривается из материалов дела, собственником указанного помещения являлся ИП Богданов Алексей Валерьевич, указанные обстоятельства не оспариваются.
В соответствие со ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Солидарная ответственность соответчиков в настоящем споре законом или договором не установлена.
Таким образом, требования истца к ответчикам не являются солидарными, в связи с чем, требования истца признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению, путем взыскания с ИП Богданова Алексея Валерьевича убытков в сумме 520 566 руб.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение пункта 3.3 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 года N 819-ПП Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы было проведено обследование земельного участка по адресу: город Москва, улица Нижегородская, вл. 32, стр. б/н, в результате которого было установлено подтверждение факта незаконного (нецелевого) использования данного земельного участка и составлен соответствующий акт.
В Акте Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 22.11.2018 года N 9015021/1 указано, что на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006036:1714 с адресными ориентирами: город Москва, улица Нижегородская, вл.32, стр. б/н, расположено одноэтажное строение площадью 159 м.
По данным ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" (ГБУ г. Москвы "МосгорБТИ"), часть указанного строения площадью 96,3 м. учтена в технической Документации ГБУ г. Москвы "МосгорБТИ".
Информация об основаниях постановки на части объекта на учет ГБУ г. Москвы "МосгорБТИ" не представлена.
Информация о постановке на кадастровый учет и о наличии зарегистрированных прав отсутствует. Сведения о предоставлении земельного участка под строительство (реконструкцию) объекта, а также об оформлении разрешительной документации на строительство (реконструкцию) объекта отсутствуют. Земельно-правовые отношения, по данным электронного ресурса Департамента городского имущества города Москвы "Информационная система Реестра единых объектов недвижимости города Москвы", на спорный объект не оформлены.
26.11.2018 года письмом N ТА-16-4919/8 Управа Таганского района г. Москвы, оповестила пользователя и собственника о возможности самостоятельно демонтировать объект в срок до 02.12.2018 года, освободив указанный объект и осуществив вывоз находящегося в нем имущества, либо обеспечить доступ на объект для проведения демонтажных работ ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО".
Письмо было вручено арендатору нежилого помещения общей площадью 130 м. по договору аренды недвижимого имущества от 13.03.2018 года, заключенного между ИП Богдановым Алексеем Валерьевичем и ООО "Холлишоп".
После получения Префектурой Акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, в целях реализации пункта 2.6 и пункта 4.1.1 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 года N 819-ПП был осуществлен комплекс мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка по адресу: город Москва, улица Нижегородская, вл. 32, стр. б/н, а именно силами ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" был произведен демонтаж незаконно произведенной пристройки площадью 159 м., о чем был составлен Акт от 14.12.2018 года, подписанный комиссией в составе представителей ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" и управы Таганского района г. Москвы.
Согласно Акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы о подтверждении пресечения незаконно (нецелевого) использования земельного участка от 24.12.2018 года N 9015345 незаконно размещенная пристройка площадью 159 м., расположенная по адресу: город Москва, улица Нижегородская, вл. 32, стр. б/н, демонтирована.
Также, судебная коллегия обращает внимание на тот факт, что как было указано выше, между ИП Богдановым Алексеем Валерьевичем и ООО "Холлишоп" был заключен договор аренды недвижимого имущества N 05/03/18 от 13.03.2018, где согласно п. 1.1 Договора, арендодатель обязуется передать принадлежащее ему на праве собственности, а арендатор принять во временное владение и пользование недвижимое имущество, а именно нежилые помещения общей площадью 130 кв.м, находящиеся в здании по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32, стр. Б.
Согласно п. 1.3 Договора, объект принадлежит арендодателю на праве собственности, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 23.12.2015, КН 77:01:0006036:2002.
Следует отметить, что из фототаблиц, представленных в материалы дела так же следует, что ООО "Холлишоп" занимало спорную пристройку под магазин косметики на основании договора аренды.
Таким образом, судебная коллегия отклоняет доводы заявителя жалобы, касающиеся того, что ему не известно кем и когла была возведена спорная пристройка, которая подлежала сносу, поскольку всеми собранными по делу доказательствами в их совокупности подтверждается принадлежность данной пристройки ИП Богданову Алексею Валерьевичу.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2021 по делу N А40-197847/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-197847/2020
Истец: ПРЕФЕКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Богданов Алексей Валерьевич, ООО "ХОЛЛИШОП"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА"