13 сентября 2021 г. |
Дело N А83-9559/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 13.09.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Сикорской Н.И., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Грабищенко О.В.,
при участии:
от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым - Каренгина Н.А., представитель по доверенности от 30.12.2020 N 03-19/3280, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эва" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 апреля 2021 года по делу N А83-9559/2020
по иску Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым (ИНН 9103015492)
к обществу с ограниченной ответственностью "Эва" (ОГРН 1149102069115)
о взыскании задолженности и расторжении договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым (далее - истец, ДИЗО города Ялта) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Эва" (далее - ответчик, ООО "Эва") о расторжении договора аренды земельного участка, площадью 0,1981 га, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Виноградное, автодорога Севастополь - Феодосия, + 85 км., заключённого между Ливадийским поселковым советом и ООО "Эва"; об обязании ООО "Эва" в течении 15 (пятнадцати) дней с момента вступления решения суда в законную силу, возвратить МО ГО г. Ялта Республики Крым земельный участок, площадью 0,1981 га, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Виноградное, автодорога Севастополь - Феодосия, + 85 км., путём подписания с ДИЗО Администрации г. Ялта Республики Крым акта приёма-передачи; о взыскании с ООО "Эва" в пользу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым задолженности по арендным платежам по договору аренды земельного участка за период с 10.04.2015 по 11.02.2020 года в размере 486 221,20 рублей, а также пени за период с 11.04.2015 по 14.02.2020 года в размере 132 704,36 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2021 исковые требования удовлетворены частично, взыскано с ООО "Эва" в пользу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым задолженность по арендным платежам по договору аренды земельного участка за период с 10.04.2015 по 11.02.2020 года в размере 486 221,20 рублей; расторгнут договор аренды земельного участка, площадью 0,1981 га, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Виноградное, автодорога Севастополь - Феодосия, + 85 км., заключённый между Ливадийским поселковым советом и ООО "Эва"; обязано ООО "Эва" в течении 15-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу возвратить МО ГО г. Ялта Республики Крым земельный участок, площадью 0,1981 га, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Виноградное, автодорога Севастополь - Феодосия, + 85 км., путём подписания с ДИЗО Администрации г. Ялта Республики Крым акта приёма-передачи. В удовлетворении иска в части взыскания пени отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО "Эва" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Так податель апелляционной жалобы указывает, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.10.2017 года по делу N А83-3366/2017, которым на Администрацию города Ялта возложена обязанность рассмотреть обращение общества о предоставлении спорного земельного участка в порядке переоформления прав, не исполнено и договор аренды земельного участка не переоформлен, в связи с чем имеет место невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, независящим от арендатора.
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым представил отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить её без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений, поскольку с 10.06.2018 года ответчиком не было произведено ни единого платежа по арендной плате за пользование земельным участком, чем существенно нарушены условия договора аренды от 05.06.2007 года и дополнительного соглашения к нему.
Кроме того, ссылку апеллянта на неисполнение Администрацией г. Ялта Республики Крым решения Арбитражного суда Республики Крым от 18.10.2017 года по делу N А83-3366/2017, считает необоснованной, поскольку во исполнение указанного судебного акта, обращение ООО "Эва" было рассмотрено повторно и принято постановление Администрации N 1087 от 24.05.2019 года об отказе в предоставлении спорного земельного участка в порядке переоформления прав, на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с несоответствием разрешённого использования земельного участка, цели использования такого участка, указанной в заявлении, поскольку данный участок частично расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного использования, в границе объекта транспортной инфраструктуры - дорога обычного типа регионального значения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив его материалы, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
05.06.2007 года между Ливадийским поселковым советом, правопреемником которого является Администрация города Ялты Республики Крым, и частным предприятием "ЭВА" был заключён Договор аренды земельного участка.
Согласно пункту 1 Договора аренды, Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в срочное платное пользование сроком на 49 лет, земельный участок для размещения автокемпинга, находящегося по адресу: г. Ялта, пгт. Виноградное, автодорога Севастополь-Феодосия + 85 км.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Договора аренды, в аренду передаётся земельный участок общей площадью 0,1981 га (кадастровый номер 0111947900:08:001:0171) для размещения автокемпинга из земель совхоза-завода "Ливадия" - ряд 10 формы 6-зем, в том числе по угодьям: "иные защитные насаждения, включая земли, покрытые лесной растительностью (графа 25 формы 6-зем)". Код по УКЦИЗ - 1.11.6.
Пунктом 3 договора установлено, что на земельном участке объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Согласно пункту 8 договора, он заключён сроком на 49 лет с момента подписания его сторонами и государственной регистрации на основании решения Ливадийского поселкового совета "Об утверждении проекта землеустройства по отводу и передаче в аренду ЧП "Эва" земельного участка для размещения автокемпинга площадью 0,1987 га по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Виноградное, автодорога Севастополь - Феодосия + 85 км, на землях Ливадийского поселкового совета" (решение N 150 15-ой сессии 5-ого созыва Ливадийского поселкового совета от 18.05.2007).
В соответствии с пунктом 9 договора, арендная плата вносится арендатором в сумме 15 819,18 гривен в год до ввода объекта в эксплуатацию, но не более двух лет с момента получения разрешения на строительство (без учёта НДС) ежемесячно равными долями за земельные участки частной собственности по указанным реквизитам.
Государственная регистрация данного Договора аренды земельного участка была проведена 06.09.2007 года за N 04070700030.
15.09.2011 года, между Ливадийским поселковым советом и ЧП "Эва" было заключено дополнительное соглашение, согласно которому нормативно-денежные оценка земельного участка установлена в размере 1 631 005,49 гривен, арендная плата устанавливается в размере 4-х кратного размера земельного налога и составляет 65 240,22 гривен в год.
ООО "Эва" является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц.
В выписке ЕГРЮЛ имеются сведения о регистрации общества на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - регистрационный номер 32450442, дата регистрации 12.05.2003, также указаны сведения о дате внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения, - 29.10.2014, ОГРН 1149102069115.
Таким образом, общество привело свои учредительные документы в соответствии с нормами статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом N 124-ФЗ, Федеральным законом от 31.12.2014 года N 506-ФЗ.
12.07.2016 года ООО "ЭВА" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, в порядке переоформления прав, общей площадью 1981 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Виноградное, автодорога Севастополь-Феодосия + 85 км, ранее находящегося в пользовании общества, на условиях аренды (договор аренды от 05.06.2007 рег. N 04070700030) с целевым назначением для размещения автокемпинга с видом разрешённого использования 4.0 "Предпринимательство".
По результатам рассмотрения заявления ООО "ЭВА", Администрация города Ялты Республики Крым 30.12.2016 года приняла Постановление N 5753-п "О рассмотрении обращения общества с ограниченной ответственностью "ЭВА" о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Виноградное, автотрасса Севастополь-Феодосия +85 км в порядке переоформления прав", согласно которому, Администрация отказала обществу в предоставлении в аренду, в порядке переоформления прав, земельного участка по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Виноградное, автотрасса Севастополь-Феодосия +85 км земельного участка, общей площадью 1981 кв.м., с кадастровым номером 90:25:050801:960, из категории земель "земли населенных пунктов", в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
Не согласившись с постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 30.12.2016 года N 5753-п, ООО "ЭВА" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.10.2017 года требования ООО "ЭВА" были удовлетворены, постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 30.12.2016 года N 5753-п "О рассмотрении обращения ООО "ЭВА" о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт Виноградное, автотрасса Севастополь-Феодосия +85 км в порядке переоформления прав", было признано недействительным; на Администрацию города Ялты Республики Крым была возложена обязанность в течение 65-ти дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть обращение "О предоставлении ООО "ЭВА" земельного участка, в порядке переоформления прав общей площадью 1981 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Виноградное, автотрасса Севастополь-Феодосия +85 км, ранее находящегося в пользовании на условиях аренды согласно договору аренды от 06 сентября 2007 года за N 04070700030, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу ООО "ЭВА" были взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 года по делу N А83-3366/2017, решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 октября 2017 года по делу N А83-3366/2017 оставлено без изменений.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Крым от 18.10.2017 года по делу N А83-3366/2017, обращение ООО "Эва" было рассмотрено повторно и принято постановление Администрации N 1087 от 24.05.2019 года об отказе в предоставлении спорного земельного участка в порядке переоформления прав, на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с несоответствием разрешённого использования земельного участка, цели использования такого участка, указанной в заявлении, поскольку данный участок частично расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного использования, в границе объекта транспортной инфраструктуры - дорога обычного типа регионального значения.
21.02.2020 года истец обратился к ответчику с претензией об оплате суммы задолженности по договору, пени и расторжении договора аренды.
По причине не урегулирования спора в досудебном порядке истец обратился в Арбитражный суд Республики Крым с данными исковыми требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно части первой статьи 11 Гражданского кодекса Украины гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии порождают гражданские права и обязанности, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 629 Гражданского кодекса Украины, договор является обязательным для исполнения сторонами.
Статьёй 759 Гражданского кодекса Украины установлено, что по договору найма (аренды) наймодатель передаёт или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определённый срок.
В соответствии со статьёй 193 Хозяйственного кодекса Украины и статей 525, 526 Гражданского кодекса Украины, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями этих Кодексов, других актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или других требований, которые обычно относятся. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом. Аналогичные требования установлены статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положениями статьи 792 Гражданского кодекса Украины установлено, что по договору найма (аренды) земельного участка наймодатель обязуется передать нанимателю земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату. Отношения по найму (аренде) земельного участка регулируются законом.
Как правильно указал суд первой инстанции, специальный закон, который регулирует правоотношения связанные с арендой земли, является Закон Украины "Об аренде земли" от 06.10.1998 года N 161-XIV, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 и статьёй 13 которого, договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требований земельного законодательства. Частью 1 статьи 21 Закона предусмотрено, что арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком согласно договором аренды земли.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 526 ГК Украины)
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Частью 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенном договором.
Положениями статьи 309 ГК РФ урегулировано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).
Использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке, определенном настоящим Законом. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) (статья 19 Закона Украины "О плате за землю").
Как было установлено судом первой и апелляционной инстанций, в соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения к договору аренды, арендная плата устанавливалась Арендодателем в сумме 65 240,22 гривен в год.
Кроме того, нормативно-денежная оценка земельного участка, определена дополнительным соглашением от 15.09.2011 года, а также выпиской их технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка от 12.11.2011 года N 2657-2/10-25-2.
Положениями абзаца 1 пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12 ноября 2014 года "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная на 21 марта 2014 года, пересчитывается в рубли с коэффициентом 3,8.
Этим же постановлением утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера, арендной платы, платы за установление сервитута, в том числи публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее Положение).
Положение устанавливает порядок определения размера нормативной цены земельного участка, арендной платы, порядок, условия и срок внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (пункт 1.1 Положения).
Согласно пункту 2.1. Положения нормативная цена земельного участка используется для определения размера арендной платы.
Как правильно указал суд первой инстанции, на основании пункта 3.4. Положения плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 года, признаётся равной платежам, установленным прежними договорами, и при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 и, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, с учетом коэффициентов инфляции, установленных приложением 4 к настоящему постановлению.
До заключения договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38 - 3РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенным до 21 марта 2014 года, признается арендной платой и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8. Такая арендная плата, начиная с 01 января 2015 года, подлежит изменению в одностороннем порядке собственником земельного участка на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
На основании Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" уровень инфляции на 2015 год не превышает 5,5 % соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,055, на 2016 год не превышает 6,4 %, соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,064, на 2017 и 2018 годы - коэффициент составляет 1,04, в 2019 году - 1,043, в 2020 году 1,03.
С учётом выше изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, является нормативно установленной как в Украине, так и в Российской Федерации.
При этом, поскольку ставки арендной платы за пользование земельными участками являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы, а следовательно, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Расчёт суммы задолженности по арендной плате, не оплаченной ответчиком, был проверен судом первой и апелляционной инстанций, и признан арифметически и методологически верным, контррасчёт заявленных требований не представлен, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о взыскании задолженности по арендной плате за период с 10.04.2015 по 11.02.2020 года в размере 486 221,20 рублей.
Отказывая во взыскании неустойки по договору аренды земельного участка за период 11.04.2015 по 14.02.2020 года в размере 132 704,36 рублей, суд правомерно указал, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена законная неустойка за нарушения денежного обязательства в сфере арендных правоотношений. Заявляя исковые требования о взыскании пени, установленной утратившим силу нормативным актом, истец в нарушение статьи 450 ГК РФ в одностороннем порядке пытается внести изменения в условия договора, что противоречит действующим положениям гражданского законодательства Российской Федерации об аренде.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.06.2016 года по делу N А83-3705/2015.
Кроме того, частью 1 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию арендодателя договор аренды может быть расторгнут судом, в том числе, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату (часть 1 статьи 619 ГК РФ).
Пунктом 7.3 договора аренды земельного участка предусмотрено, что по требованию Арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, согласно статьи 619 ГК РФ, без заключения дополнительного соглашения к данному Договору, в случая когда арендатор, в том числе систематически не уплачивает арендную плату (в течении трёх месяцев).
Пунктом 3 части 1 статьи 619 ГК РФ предусмотрено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Пунктами 29 и 30 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 года N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" разъяснено, что если основанием для расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (часть 3 статьи 619 ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Право требовать расторжения договора возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения.
Вместе с тем, судом первой и апелляционной инстанций было установлено, что ответчиком в течение длительного времени, систематически, не выполнялась обязанность по оплате арендных платежей.
Ответчик при рассмотрении спора не опроверг доводы истца и имеющиеся в деле доказательства о неоднократном, более двух раз подряд пропуске срока уплаты арендных платежей в период действия договора аренды.
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства, при применении арбитражными судами пункта 9 статьи 22 ЗК РФ, допускающего досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключённого на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении условий договора арендатором, необходимо учитывать, что в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ и статьями 450 и 619 ГК РФ, пункт 9 статьи 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
Учитывая изложенное выше, требование истца о расторжении договора аренды, было обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация города Ялта уклоняется от исполнения решения суда от 18.10.2017 года по делу N А83-3366/2017, в части переоформления договора аренды, являются необоснованными, поскольку во исполнение указанного судебного акта, обращение ООО "Эва" было рассмотрено повторно и принято постановление Администрации N 1087 от 24.05.2019 года об отказе в предоставлении спорного земельного участка в порядке переоформления прав, на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с несоответствием разрешённого использования земельного участка, цели использования такого участка, указанной в заявлении, поскольку данный участок частично расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного использования, в границе объекта транспортной инфраструктуры - дорога обычного типа регионального значения.
Учитывая всё выше изложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 апреля 2021 года по делу N А83-9559/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эва" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9559/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "ЭВА"