город Воронеж |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А14-2848/2021 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова А.И.,
без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), п.п.47,49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "МИР" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.05.2021 по делу N А14-2848/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску акционерного общества "Экотехнологии" (ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790), г.Воронеж к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "МИР" (ОГРН 1183668001186, ИНН 3664233216), г.Воронеж о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 19ЭТ-63ЛН за период с 01.11.2020 по 30.11.2020 в размере 2 180 руб. 31 коп. (с учетом уточнений от 24.03.2021),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Экотехнологии" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "МИР" (далее - ответчик) задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2020 по 30.11.2020 в размере 2 180 руб. 31 коп.; расходы по оплате госпошлины (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Исковое заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 20.05.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что он представил встречный расчет задолженности к которому были приложены платежные документы, подтверждающие оплату за оказанные услуги по обращению с ТКО, но несмотря на тот факт, что в платежном поручении было указано, за какой период производится оплата, истец распределил оплату на другой период.
Полагает, что судом, при вынесении решения, сделан необоснованный вывод о том, что "Коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Постановления N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется только при раздельном накоплении ТКО". Считает, что фактически эта норма устанавливает, что при раздельном накоплении ТКО используется только расчет в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (т.е. исходя из количества и объема контейнеров для накопления "ГКО, установленных в местах накопления). Также считает, что в рассматриваемом случае стороны договора могут выбирать любой из вариантов учета объемов накопления ТКО.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ( 19aas.info@ARBITR.RU) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, что по результатам проведения конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и право на заключение соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, 30.06.2017 между ОАО "Экотехнологии" и Департаментом ЖКХ и энергетики Воронежской области подписано соглашение о присвоении ОАО "Экотехнологии" статуса регионального оператора по обращению с ТКО.
01.01.2019 между ОАО "Экотехнологии" (региональный оператор) и ООО УК "Мир" (потребитель) заключен договор N 19 ЭТ-63 ЛН на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор), в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на объекте размещения ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (пункт 1 договора).
Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также тип контейнера определяются согласно Приложения N 1. Информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно Приложения N 2 к договору (пункт 2 договора).
Способ складирования твердых коммунальных отходов определен в Приложении N 1 к договору (пункт 3 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 1 января 2019 года (пункт 4 договора).
В соответствии с пунктом 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора согласно Приказа N 56/22 от 20.12.2019 Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области составляющей 569,27 руб. (без НДС 20%) за 1 куб.м.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае неполучения платежных документов, потребитель производит оплату самостоятельно на основании договора либо может обратиться в адрес регионального оператора для получения дубликата платежного документа (пункт 6 договора).
Договор вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие с 01.01.2019 и действует до 31.12.2019 с условием о пролонгации (пункты 33, 34 договора).
Во исполнение условий договора истец в период с 01.10.2020 по 30.11.2020 оказал ответчику согласованные услуги, что подтверждается материалами дела, в том числе актом об оказании производственных услуг, счетом на оплату.
Встречное обязательство по оплате оказанных услуг ответчик надлежаще не исполнил.
Согласно представленного истцом расчета сумма долга, с учетом оплат ответчика составила 2 180 руб. 31 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия оставлена последним без удовлетворения.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком требований истца по оплате задолженности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 ГК РФ предусмотрена обязанность заказчика по оплате оказанных ему услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В силу статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела 30.06.2017 между Департаментом ЖКХ и энергетики Воронежской области и истцом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым ОАО "Экотехнологии" присвоен статус регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Согласно пункту 8.17 Правил региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Заключенный между сторонами договор N 19 ЭТ-63 ЛН на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, к возникшему спору подлежат применению нормы Главы 39 - ГК РФ о договорах возмездного оказания услуг.
Требования истца основаны на договоре и подтверждены представленными доказательствами, в том числе актом об оказании производственных услуг, счетом на оплату за спорный период и документально ответчиком не оспорены.
Ответчик факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период не оспаривает, при этом не согласен с представленным истцом расчетом объемов оказанных в спорном периоде услуг, поскольку согласно договора есть приложение N 1, в котором указано количество контейнеров (4 шт. объемом 0,75 куб.м.) и периодичность вывоза (ежедневно). В указанные контейнеры выбрасывают мусор собственники и жилых, и нежилых помещений. Кроме того, на основании заключенных договоров с собственниками нежилых помещений из общего объема мусора, собираемого на доме, вычитается доля нежилых помещений, остаток предъявляется к оплате управляющей организации как за "жилые помещения". Такой порядок расчетов позволяет избежать двойной оплаты за оказанную услугу по обращению с ТКО. При этом региональный оператор направляет в адрес ООО УК "МИР" "Расшифровку объемов вывоза по УК МИР", где указано, что из общего объема вывозимого мусора вычитаются объемы только по 3 договорам с нежилыми помещениями (ИП Куприенко СП., Осинцев Н.А, ПАО Сбербанк), но не производится уменьшения объемов в отношении ООО "Агроторг" (ИНН 7825706086, договор с АО "Экотехнологии" N 19-ЭТ-411 от 01.01.2019 с допсоглашением N 69 от 22 июля 2020 г.), предоставляющего помещения для магазина "Пятерочка". Договор с ООО "Агроторг" предусматривает вывоз 156,27 куб.м. ТКО в месяц из одного контейнера объемом 0,75 куб.м., т.е. расчетно вывоз мусора должен осуществляться 7 раз в день. Договор между истцом и ответчиком предусматривает вывоз мусора 1 раз в день из 4 контейнеров. Очевидно, что арендатор ОООО "Агроторг" (магазин "Пятерочка") использует контейнеры ООО УК "МИР", которые расположены на одной контейнерной площадке с контейнером ООО "Агроторг". Несмотря на этот факт, истец никак не учитывает в общем сборе с дома N 1Д по проспекту Патриотов объемы ООО "Агроторг" и не производит уменьшение объемов для расчетов по договору с ООО УК "МИР". Таким образом, со стороны истца имеется двойное взыскание платы за услугу по обращению ТКО.
01.02.2021 ответчик обращался в адрес истца с требованием произвести перерасчет с учетом объемов нежилого помещения ООО "Агроторг", но в перерасчете было отказано с формулировкой "Нецелесообразно".
Согласно представленному ответчиком контррасчету сумма долга ответчика перед истцом составляет 142 391 руб. 82 коп. и оплачена последним по платежному поручению N 130 от 16.03.2021.
Доводы ответчика о неверном определении истцом объема оказанных услуг за спорный период, верно отклонены судом первой инстанции, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ 03.06.2016 N 505 (далее - Постановление N 505) в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Постановления N 505 - то есть расчетным путем по нормативам накопления.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Постановления N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется только при раздельном накоплении ТКО.
Пунктом 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ определено, что раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Следовательно, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.
Доказательств фактического выполнения ответчиком требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, как предлагает ООО "Виола".
В соответствии с пунктом 1.3.7 Приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 N 45-01-04/115 "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области" перечень объектов, относящихся к области утилизации и переработки коммунальных и промышленных отходов и местоположение таких объектов, принимается в соответствии с Приказом департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016 N 356 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Воронежской области".
Система сбора, накопления и удаления твердых коммунальных отходов в муниципальных образованиях Воронежской области принимается в соответствии с генеральными схемами очистки соответствующих территорий.
Оптимизация размещения мест накопления твердых коммунальных отходов и организация новых мест накопления твердых коммунальных отходов при необходимости должны быть проведены после утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", и Порядком сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), утвержденным приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.06.2017 N 141 "Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Воронежской области".
В соответствии с пунктом 8.5 Приказа ДЖКХиЭ Воронежской области от 30.06.2017 N 141 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Воронежской области" количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяются исходя из установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, количество и объем контейнеров в любом случае должны быть рассчитаны исходя из действующих нормативов накопления ТКО.
С 01.10.2020 по 30.11.2020 расчет объема ТКО произведен в соответствии с Приказом Департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области N 29 от 12.02.2019 "О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов".
Расчет по количеству и объему контейнеров возможен в случае организации истцом раздельного накопления в соответствии с условиями Порядка. Однако в рассматриваемом случае документального подтверждения того, что в местах накопления ТКО установлен контейнер, который используется исключительно потребителем-ответчиком, в материалы дела не представлено, требования о раздельном накоплении ТКО не соблюдены.
Кроме того, судом принимается во внимание то обстоятельство, что региональный оператор в лице АО "Экотехнологии" вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, расположенных на территории городского округа г. Воронеж. Ответчик может пользоваться иными контейнерными площадками и отследить данный факт не представляется возможным.
Установление нормативов образования ТКО для потребителей в рамках проведенной реформы направлено для борьбы с организацией несанкционированных свалок и занижением показателей образования ТКО у потребителей.
Оказанные услуги стоимостью 2 180 руб. 31 коп. ответчиком не оплачены.
Доказательств прекращения обязательств в соответствии со статьями 407, 408 ГК РФ, либо обстоятельств, освобождающих ООО УК "Мир" от исполнения обязательства по оплате оказанных услуг, а также доказательств своевременного и полного погашения долга, ответчик суду не представил.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области и считает установленным материалами дела факт наличия у ответчика задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.10.2020 по 30.11.2020 в размере 2 180 руб. 31 коп., в связи с чем исковые требования о взыскании задолженности заявлены правомерно и подлежат удовлетворению за счет ответчика.
Доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.05.2021 по делу N А14-2848/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2848/2021
Истец: АО "Экотехнологии"
Ответчик: ООО УК "МИР"