г. Владивосток |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А59-1842/2021 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное),
апелляционное производство N 05АП-4808/2021,
на решение от 24.06.2021
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-1842/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН 1026501179891, ИНН 6502004070)
к муниципальному унитарному предприятию "Смирныховское жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования городской округ "Смирныховский" (ОГРН 1116507000191, ИНН 6514008993)
о взыскании финансовых санкций в размере 4 500 рублей по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", из которых 2 500 рублей за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019 годы, 2 000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за июль 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) (далее - истец, пенсионный фонд, Управление) обратилось в суд с указанным иском к муниципальному унитарному предприятию "Смирныховское жилищно-коммунальное хозяйство "Муниципального образования городской округ "Смирныховский" (далее - ответчик, предприятие, МУП СЖКХ МО ГО "Смирныховский").
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 17 июня 2021 года, выполненным в виде резолютивной части требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) удовлетворены частично. С муниципального унитарного предприятия "Смирныховское жилищно-коммунальное хозяйство "Муниципального образования городской округ "Смирныховский" в пользу государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) взысканы финансовые санкции в размере 2 500 рублей, за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019 годы. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования полностью.
В доводах апелляционной жалобы указывает, что сведения за июль 2020 года на пять застрахованных лиц впервые представлены 25 сентября 2020 года, тогда как срок сдачи отчетности 15 августа 2019 года. Впервые на 5 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в исходной форме МУП СЖКХ МО ГО "Смирныховский" представило в управление ПФР за пределами установленного законодательством срока.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, предприятие 28.02.2018 представило в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении 320 застрахованных лиц.
Управлением, по результатам проведенной сверки ИПУ по форме СЗВ-СТАЖ по сведениям, поступившим в пенсионный фонд от налогового органа выявлены расхождения в отношении 1 застрахованного лица, о чем в адрес предприятия направлено уведомление об устранении ошибок, несоответствий.
В установленные сроки, исправленные сведения в управление не представлены.
По данному факту управление составило акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.10.2020 N 074818200009358 и вынесло решение от 30.10.2020 N 074819200009648, которым привлекло предприятие к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей (500 рублей*1) за представление недостоверных сведений.
26.02.2020 страхователь представил в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 293 застрахованных лиц.
Управлением, по результатам проведенной сверки ИПУ по форме СЗВ-СТАЖ по сведениям, поступившим в пенсионный фонд от налогового органа выявлены расхождения в отношении 4 застрахованных лиц, о чем в адрес предприятия направлено уведомление об устранении ошибок, несоответствий.
В установленные сроки, исправленные сведения в управление не представлены.
По данному факту управление составило акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.10.2020 N 074818200009374 и вынесло решение от 30.10.2020 N 074819200009650, которым привлекло предприятие к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 2 000 рублей (500 рублей*4) за представление недостоверных сведений.
Отчетность по форме СЗВ-М (тип исходная) за июль 2019 года в отношении 205 застрахованных лиц направлена предприятием в пенсионный фонд 14.08.2019, то есть в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27 -ФЗ срок.
Согласно протоколу проверки отчетности страхователя, указанные документы приняты управлением без ошибок и предупреждений.
25 сентября 2020 года предприятием с целью дополнения ранее поданных сведений направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июль 2019 года в отношении 5 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанные периоды.
Поступившие дополняющие формы СЗВ-М проверены управлением, сведения приняты без замечаний.
Решением управления от 27 октября 2020 года N 074819200009395, принятым по результатам проведенной камеральной проверки дополнительно представленных страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2019 года, к страхователю были применены финансовые санкции в размере 2000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Поскольку согласно апелляционной жалобе решение суда первой инстанции обжалуется только в той части, в которой органу Пенсионного фонда было отказано в удовлетворении заявленных требований, лица, участвующие в деле, возражений не заявили, постольку суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
МУП СЖКХ МО ГО "Смирныховский" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.06.2011 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области, о чем внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1116507000191.
В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователю присвоен номер 074014090533Ю, в связи с чем, МУП в силу пункта 2 статьи 14 указанного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 названного Федерального закона) обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Такие сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, абзацем 3 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрена ответственность в виде применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Поддерживая выводы суда первой инстанции в отношении требования управления о взыскании с предприятия финансовой санкции в размере 2 000 рублей, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за июль 2019 года, коллегия, также как и суд первой инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления данной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" (действующая в период сорного периода), в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из кодов: "исх" (исходная форма, указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период), "доп" (дополняющая форма, указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период) и "отмн" (отменяющая форма, указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период).
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действующей в спорный период), в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 37 данной Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
При этом абзац 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и названная Инструкция нормативно закрепляют, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций.
В пункте 39 Инструкции N 766н также предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения управлением нарушения, страхователь реализовал предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции N 766н право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является не его обязанностью, а правом страхователя, за реализацию которого привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, отсутствие в Инструкции N 766н указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статье 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
При этом положения статьи 15 закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Поскольку исходные сведения за спорный период страхователем представлены своевременно, представление корректирующих сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а также учитывая, что вышеуказанные дополнения Пенсионным фондом приняты без замечаний (недостоверность сведений не установлена), суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения МУП СЖКХ МО ГО "Смирныховский" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционные жалобы не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 24.06.2021 по делу N А59-1842/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1842/2021
Истец: ГУ УПФР по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области межрайонное
Ответчик: МУП "СМИРНЫХОВСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "СМИРНЫХОВСКИЙ"