г. Москва |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А41-31743/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бабаян Э.К.,
при участии в заседании представителей:
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Администрации городского округа Щелково Московской области - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица по делу - ИП Геворгяна А.Г. - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - Адилова Н.М. - извещено, представитель не явился.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Геворгяна А.Г. на решение Арбитражного суда Московской области от 16.06.2021 по делу N А41-31743/21, по заявлению Администрации городского округа Щелково Московской области к ИП Геворгяну А.Г. о признании недействительным разрешения, третье лицо: Адилова Н.М.
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Щелково Московской области (далее - Администрация го Щелково, администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Индивидуальному предпринимателю Геворгяну Арману Геворговичу (далее - ИП Геворгян А.Г., предприниматель, ответчик) с иском о признании недействительным разрешения N 826/16 от 21 июля 2016 года на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, ул. Московская, д. 56.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.06.2021 исковые требования удовлетворить.
ИП Геворгян А.Г. не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации городского округа Щелково от 03.06.2019 N 2249 утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории Щелковского муниципального района Московской области.
Указанная схема в установленном порядке опубликована и размещена на официальном сайте органа местного самоуправления.
21 июля 2016 ИП Геворгян А.Г. получено Разрешение на установку рекламной конструкции от 21.07.2016 N 826/16 со сроком действия до 20.07.2021, согласно которому заявителю разрешалось установить и эксплуатировать рекламную конструкцию по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, ул. Московская, д. 56.
Постановлением от 03.06.2019 N 2249 утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа Щелково.
В связи с тем, что место размещения спорной рекламной конструкции не было включено в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Щелково Московской области, утвержденную 03.06.2019, Администрацией г.о. Щелково направлено заявление в арбитражный суд о признании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Правовые основы установки и (или) эксплуатации рекламных конструкций установлены Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Частью 3 статьи 4 Закона о рекламе предусмотрено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе определяется схемой размещения рекламных конструкций), разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления (пункт 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе).
Согласно части 3 статьи 4 Закона о рекламе положения пункта 3 части 20 статьи 19 названного Федерального закона в указанной редакции подлежат применению со дня утверждения схем размещения рекламных конструкций в муниципальных образованиях.
Из материалов дела видно, что в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, частей 2, 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Схема размещения рекламной конструкции опубликована на официальном сайте Администрации г.о. Щелково в сети Интернет.
Как пояснил представитель заявителя, при утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа Щелково место размещения рекламной конструкции не было включено.
Исключение спорной рекламной конструкции, принадлежащей предпринимателю, из Схемы размещения рекламных конструкций является основанием для признания выданного разрешения недействительным.
Вопреки доводам предпринимателя, Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ предусмотрена разработка органами местного самоуправления специальных схем размещения, введены требования к ним, а Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций утвержден Постановлением Правительства Московской области от 28.06.2013 N 462/25 (далее - Порядок согласования).
Процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная пунктом 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, которая не предусматривает возможности участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Определение возможности и целесообразности внесения конкретных мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования относится к дискреционным полномочиям уполномоченных органов.
Так, согласно Порядку согласования уполномоченным по согласованию органом является Главное управление по информационной политике Московской области, установлен порядок взаимодействия органа местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однако порядок взаимодействия с хозяйствующими лицами указанный нормативный правовой акт не регламентирует.
В отличие от процедуры выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренной частями 9 - 15 статьи 19 Закона о рекламе, инициируемой собственником рекламной конструкции или иным заинтересованным лицом, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что обращение органа местного самоуправления в суд было вызвано необходимостью реагирования на Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 02.04.2021 N 08-21/ПР2-21, а срок действия Разрешения на установку рекламной конструкции от 21.07.2016 N 826/16 истекает 20 июля 2021 года, т.е. через 1,5 месяца.
При этом, в силу части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета.
Компенсации подлежат обоснованные и подтвержденные затраты на демонтаж рекламной конструкции, понесенные ее владельцем, а также соответствующая часть фактически выплаченных денежных средств согласно условиям проведенных торгов и (или) договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в отношении которой разрешение признано недействительным.
При этом часть компенсации, не связанная с демонтажом, рассчитывается пропорционально количеству дней, на которое сократился срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Следовательно, заинтересованные лица вправе получить компенсацию на соответствующих условиях, что является в данном случае действенным механизмом компенсации понесенных расходов и (или) обратиться в суд за взысканием убытков.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для признания недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.06.2021 по делу N А41-31743/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31743/2021
Истец: Администрация городского округа Щелково МО
Ответчик: ИП Геворгян Арман Геворгович
Третье лицо: Адилова Наиля Мингалиевна, ИП Геворгян Арман Геворгович