г. Челябинск |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А47-5037/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Советская" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.06.2021 по делу N А47-5037/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Советская" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Советская") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, ГЖИ по Оренбургской области) о признании недействительными предписания от 04.03.2021 N ПР-276 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 23.06.2021) в удовлетворении требований заявителя отказано, с общества в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО УК "Советская" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает на незаконность оспоренного предписания. Обращает внимание на следующие обстоятельства: оспоренным предписанием на заявителя возложена обязанность исключить из перечня работ и услуг по содержанию общего имущества МКД работы по обеспечению вывоза бытовых отходов и произвести перерасчет платы с 01.01.2019 по 31.12.2019; однако, при заключении договоров управления многоквартирными домами (МКД) на общих собраниях собственников домов утвержден перечень услуг и работ по содержанию общего имущества МКД, в который включены организационные мероприятия по вывозу бытовых отходов, в связи с чем заявитель не может исключить такие работы при выставлении платы за содержание помещения; согласно расчету заявителя, в стоимость указанных работ входят работы по очистке подвалов и чердаков, погрузке и вывозу мусора на контейнерную площадку, по спилу деревьев и вывозу образованного мусора, вывозу смета с погрузкой и выгрузкой на контейнерную площадку, то есть включение в размер платы за содержание помещения стоимости работ по обеспечению вывоза бытовых отходов с 01.01.2019 является правомерным; при вынесении предписания ГЖИ по Оренбургской области вышла за пределы предоставленных ей полномочий, поскольку изменение и (или) расторжение договора управления МКД осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством (инспекция, не являющаяся стороной договоров управления, могла обратиться в суд с заявлением о признании договоров управления недействительными, правовых оснований для выдачи предписания у нее не имелось).
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От сторон в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон по имеющимся документам.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу инспекция против удовлетворения апелляционной жалобы возражает. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Советская" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 116565806511 и на основании выданной ГЖИ по Оренбургской области лицензии и договоров управления от 20.08.2016 N 47 и от 12.09.2016 N 60 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами N 56А по ул. Просвещения и N 33 по ул. Вокзальной г. Орска Оренбургской области.
В связи с поступлением в ГЖИ по Оренбургской области 27.01.2020 обращения гражданина по вопросу нарушения обществом лицензионных требований требования (л.д.55-56), на основании распоряжения от 21.02.2020 N 415 (л.д.50) инспекцией в рамках осуществления лицензионного контроля проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Советская" на предмет соблюдения лицензионных требований, итоги которой отражены в акте проверки от 02.03.2020 N А-415 (л.д.51-53).
Актом проверки зафиксировано нарушение заявителем положений статьи 154, части 7 статьи 156, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 458-ФЗ) ввиду не исключения из размера выставляемой собственникам указанных жилых домов платы за содержание жилого помещения работ по обеспечению вывоза бытовых отходов в сумме 1,33 руб.
В этой связи обществу выдано предписание от 02.03.2020 N ПР-415, которым предписано в срок до 29.05.2020 устранить указанное нарушение лицензионных требований, для чего произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения собственникам помещений в МКД N 56А по ул. Просвещения г. Орска и N 33 по ул. Вокзальной г. Орска с 01.01.2019 по 31.12.2019 исходя из размера платы, установленного условиями договоров управления, с учетом исключенной с 01.01.2019 стоимости услуг по утилизации мусора, а именно - исключить стоимость работ по вывозу бытовых отходов в размере 1,33 руб. (л.д.56).
На основании распоряжения от 03.02.2021 N 276 (л.д.57) в период с 04.02.2021 по 04.03.2021 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Советская" с целью проверки исполнения предписания от 02.03.2020 N ПР-415. Результаты проверки отражены в акте от 04.03.2021 N А-276 (л.д.36-37), которым зафиксирован факт неисполнения предписания в полном объеме.
По итогам этой проверки инспекцией обществу вновь выдано предписание от 04.03.2021 N ПР-276 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, которым предписано в срок до 19.04.2021 произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения собственникам помещений в МКД N 56А по ул. Просвещения г. Орска и N 33 по ул. Вокзальной г. Орска с 01.01.2019 по 31.12.2019 исходя из размера платы, установленного условиями договоров управления, а именно - исключить стоимость работ по вывозу бытовых отходов в размере 1,33 руб. (л.д.13, 58 оборот-59).
Считая указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности факта нарушения обществом лицензионных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспоренное предписание выдано управлением в порядке осуществления лицензионного контроля.
В силу пункта 8.5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
ГЖИ по Оренбургской области" является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим лицензионный контроль и наделена правом выдавать предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (пункты 9 и 10 Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук).
Таким образом, оспоренное предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий, а содержащиеся в апелляционной жалобе возражения общества в этой части подлежат отклонению.
В рассматриваемой ситуации управлением зафиксирован факт нарушения заявителем нормативных требований, установленных для осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами.
К лицензионным требованиям деятельности по управлению многоквартирными домами отнесено в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б" пункта 3 Положения N 1110).
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом (часть 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3)
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
При этом в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) установлено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и обществом с ограниченной ответственностью "Природа" по результатам проведенного конкурсного отбора 28.04.2018 подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области, в соответствии с которым указанное общество наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет.
Деятельность по обращению с ТКО осуществляется согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26.09.2016 N 682-п.
Согласно сообщению о начале деятельности регионального оператора по обращению с ТКО (N 47 от 28.05.2018), размещенному на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, региональный оператор готов приступить к работе с момента установления единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждаемого Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, не позднее 01.01.2019.
20.12.2018 Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов издан приказ N 240-т/о, которым установлен и введен в действие предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО "Природа" на 2019 год с календарной разбивкой, начиная с 1 января 2019 года.
Таким образом, с 1 января 2019 года у собственников помещений в спорных МКД возникла обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем плата за вывоз твердых бытовых отходов должна быть исключена из платы за содержание жилого помещения.
Заявитель ссылается на представленный в материалы дела расчет стоимости работ по обеспечению вывоза бытовых отходов от 15.07.2016 (л.д.38-39), в соответствии с которым стоимость работ по обеспечению вывоза бытовых отходов входят следующие виды работ: 1) работы по очистке подвалов и чердаков, погрузке и вывозу мусора на контейнерную площадку; 2) работы по спилу деревьев (омоложение), погрузке и вывозу образованного мусора; З) вывоз смета (листва, мусор с придомовой и дворовой территории после уборки дворников) с погрузкой и выгрузкой на контейнерную площадку. Расчетом предусмотрено, что стоимость указанных работ определена в размере 2968381 руб., накладные расходы (5%) определены в размере 148419 руб., полная себестоимость таким образом составила 3116800 руб. Рентабельность (15%) - 467520 руб. Всего плата составила: 3584320 руб./ 12 мес./ 224533,8 кв.м. = 1,33 руб. с 1 кв.м. в месяц.
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, утвержденный на общем собрании собственников спорных МКД Перечень обязательных услуг и работ не содержит расшифровки пункта 17 "Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов". Представленный обществом расчет стоимости работ по обеспечению вывоза бытовых отходов подписан только со стороны управляющей компании. В установленном законом порядке не рассмотрен, не утвержден на общем собрании собственников спорного МКД, в качестве приложения ни к договорам управления, ни к протоколам общего собрания не оформлен. Также, этот расчет датирован 15.07.2016, то есть ранее даты проведения общих собраний собственников спорных МКД - 20.08.2016 и 12.09.2016 (л.д.32, 34) и ранее дат заключения договоров управления теми же МКД, а потому такой расчет обоснованно не принят судом во внимание в целях подтверждения обоснованности включения в плату за содержание помещения собственникам спорных МКД стоимости работ по обеспечению вывоза бытовых отходов. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
Таким образом, содержащееся в предписании требование об устранении выявленного нарушения лицензионных требований путем осуществления перерасчета платы за содержание жилого помещения исходя из размера платы, установленного условиями договоров управления, исключив стоимость работ по вывозу бытовых отходов, следует признать законным и обоснованным.
Также суд первой инстанции правомерно указал на то обстоятельство, что заявителем оспаривается предписание, выданное по результатам проверки исполнения ранее выданного предписания, которое управляющей компанией не оспаривалось и вступило в законную силу.
Соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительным.
В этой связи в удовлетворении заявленных обществом требований судом первой инстанции отказано при наличии законных оснований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Распределение судебных расходов произведено судом первой инстанции в соответствии с частью 1 стать 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения дела.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При обращении в суд с апелляционной жалобой ООО УК "Советская" предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до дня рассмотрения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание необоснованность апелляционной жалобы, с общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.06.2021 по делу N А47-5037/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Советская" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Советская" (ОГРН 11656580065110) в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5037/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СОВЕТСКАЯ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд