10 сентября 2021 г. |
А38-221/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Назаровой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоровой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23.06.2021 по делу N А38-221/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Элитстрой" (ИНН 2130067070, ОГРН 1092130014415) к государственному казенному учреждению Республики Марий Эл "Марийскавтодор" (ИНН 1215076763, ОГРН 1021200767720) о взыскании основного долга.
В судебном заседании принимали участие представители:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Элитстрой" - Сидорова И.В. по доверенности от 17.03.2021 N 08 (сроком по 31.12.2021), диплом;
от ответчика (заявителя) - государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" - Есина Е.С. по доверенности от 11.01.2021 N 1 (сроком по 31.12.2021), диплом.
Общество с ограниченной ответственностью "Элитстрой" (далее - ООО "Элитстрой", истец) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением о взыскании с государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" (далее - ГКУ РМЭ "Марийскавтодор", ответчик) основного долга по оплате выполненных работ по государственному контракту N Ф.2018229345 от 30.05.2018 в сумме 2482686 руб.
В исковом заявлении и дополнениях к нему изложены доводы о нарушении ответчиком условий государственного контракта об оплате выполненных работ по ремонту автомобильной дороги Козьмодемьянск - Большой Сундырь на участке км. 20+000 - км. 31+058 9 (на участке км 21 +110- км 31 +058) в части возмещения понесенных подрядчиков затрат на строительство временных зданий и сооружений (т.1, л.д.4-11, т.2, л.д. 37-39, 76).
Решением от 23.06.2021 суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, взыскал с ГКУ РМЭ "Марийскавтодор" в пользу ООО "Элитстрой" долг в сумме 2482686 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 35413 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом ГКУ РМЭ "Марийскавтодор" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, следующее: затраты на временные здания и сооружения правомерно не оплачены заказчиком, поскольку подрядчик не представил подтверждающие документы в соответствии с требованиями пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 и п. 6.1 Контракта; в адрес подрядчика было направлено дополнительное соглашение N 6 об уменьшении цены контракта, в том числе по 2019 году (II этап) - на сумму 1 154 855 руб. 11 коп., по 2020 году (III этап) - на сумму 1 327 830 руб. 91 коп., которое истцом не подписано.
Заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 30 мая 2018 года между обществом с ограниченной ответственностью "Элитстрой" (подрядчиком) и государственным казенным учреждением Республики Марий Эл "Марийскавтодор" (заказчиком) заключен в письменной форме государственный контракт N Ф.2018.229345, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по ремонту автомобильной дороги Козьмодемьянск - Большой Сундырь на участке км. 20+000 - км. 31+058 (на участке км 21 +110- км 31 +058) в соответствии с техническим заданием, а заказчик обязался принять и оплатить результаты работ.
Цена государственного контракта составляет 118910535 руб. 76 коп. (в ред. дополнительного соглашения N 5 от 02.11.2020), сроки выполнения работ установлены календарным графиком (т.1, л.д. 36-39).
Истец выполнил и передал заказчику результат работ на общую сумму 116427849 руб. 74 коп. (без учета расходов и затрат по временным зданиям и сооружениям в размере 2482686 руб.), что подтверждается актами формы КС-2 и справками формы КС-3 и не оспаривается ответчиком (т.1, л.д. 47-148).
Между тем заказчиком выполненные работы оплачены частично, за исключением затрат на временные здания и сооружения в сумме 2482686 руб.
Отказывая в оплате указанных расходов, ГКУ РМЭ "Марийскавтодор", сослалось на непредставление подрядчиком письменных доказательств, подтверждающих фактическое несение таких расходов. Истец, напротив, полагает, что им представлены достаточные и убедительные доказательства, поэтому оснований для отказа в оплате понесенных подрядчиком затрат на спорную сумму у заказчика не имеется.
Разрешая настоящий спор, суд исходил из следующего.
В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
По правилам пункта 4.83 "Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)", утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1, (глава 8 "Временные здания и сооружения") в акты включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства).
Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к указанной Методике.
Пунктом 4.84 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что размер средств на возведение временных зданий и сооружений определяется:
* по расчету, основанному на данных проекта организации строительства в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;
* по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-0501-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (1 - 5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
Порядок определения в сводных сметных расчетах размера средств на строительство временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства установлен Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81 -05-01-2001, утвержденным постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45, введенным в действие с 15.05.2001.
На основании пункта 1.1 ГСН 81 -05-01-2001 к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и не титульные.
Пунктом 1.2 ГСН 81-05-01-2001 предусмотрено, что сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства.
При этом согласно пункту 3.1 рассматриваемых ГСН размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться по нормам рассматриваемого Сборника либо по расчету, основанному на данных ПОС (проекта организации строительства).
В силу пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом из пункта 3.3 ГСН следует, что между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства. Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4 ГСН).
Согласно письму Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Минстроя России от 09.02.2016 N 197-24508/ФЦ, несмотря на различные способы взаиморасчетов, построенные титульные временные здания и сооружения согласно пункту 3.1.8 "Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций", утвержденного Минфином РФ 30.12.1993 N 160 (далее - Положение N 160), принимаются в эксплуатацию с подготовкой подрядчиком всех необходимых документов, включая сметы на построенные временные здания и сооружения, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном в договоре подряда.
На основании пункта 5.6 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70, состав временных зданий и сооружений, размещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства.
Таким образом, для подтверждения обоснованности затрат на временные здания и сооружения, в том числе, при их определении по установленным нормам в процентах от сметной стоимости строительства, данные затраты должны быть подтверждены проектной, исполнительской или иной документацией, позволяющей достоверно определить вид, характер и стоимость произведенных затрат на временные здания и сооружения, а также их соответствие Перечням, изложенным в Приложениях N 2,3 к ГСН 81 -05-01-2001. В противном случае не представляется возможным определить реальное наличие затрат на временные здания и сооружения; их отнесение к затратам, поименованным в названных Перечнях, и, соответственно, обоснованность применения к определению размера этих затрат нормативного метода в процентах от сметной стоимости работ.
Оформление указанных затрат только посредством отражения в актах по форме N КС-2 в главе 8: ГСН 81-05-01-2001 - "Временные здания и сооружения, руб.", при отсутствии в проектной, технической, исполнительской или иной документации указания на конкретные виды работ и затрат, квалифицированных в качестве затрат на временные здания и сооружения, не позволяет достоверно определить, какие именно работы и затраты, предусмотренные в Приложении 2 к ГСН 81 -05-01-2001, осуществлялись, в связи с чем не позволяет проверить факт реального несения и правильность отнесения расходов к работам и затратам, относящимся к титульным временным зданиям и сооружениям.
В соответствии с пунктом 5.1.13 государственного контракта N Ф2018.229345 от 30.05.2018 подрядчик обязался построить своими силами и средствами все временные сооружения, необходимые для хранения материалов, изделий, конструкций и выполнения работ. Согласно пункту 2.3 контракта цена контракта включает в себя стоимость работ, в том числе стоимость всех материалов и оборудования, необходимых для производства работ, все налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством РФ, а также другие дополнительные расходы, связанные с полным выполнением подрядчиком работ, предусмотренных контрактом.
Положениями ГСН 81 -05-01-2001 "Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений", утвержденного постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45, установлено, что при составлении сметной документации при получении асфальтобетона и цементобетона для покрытия дорог от действующих стационарных предприятий применяется коэффициент 4,1 (приложение N 1), а также поправочный коэффициент 0,8 (пункт 2.1).
Согласно локальным сметам к государственному контракту затраты на временные здания и сооружения определены сторонами в размере 4,1% с поправочным коэффициентом 0,8.
Истцом в качестве подтверждения несения расходов на временные здания и сооружения в материалы дела представлены следующие документы: проектная документация, общий журнал работ N 1, акты о приемке выполненных работ, проект производства работ, договор об оказании охранных услуг с соответствующими актами, инвентарные карточки учета, путевые листы (т.1, л.д. 76-84, 47-165, т.2, л.д. 40-68, 77-93).
Представленные письменные доказательства удовлетворяют признакам следующих затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, предусмотренных Приложением 2 к ГСН 81 -05-01-2001: перемещение конструкций и деталей производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку, восстановление площадки, перемещение конструкций и деталей на склад (пункт 4); амортизационные отчисления (арендная плата) мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа (пункт 5); временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузочно-разгрузочных работ (пункт 7); временные сооружения на территории строительства, связанные с противопожарными мероприятиями (пункт 21). Ответчик, ГКУ "Марийскавтодор", подтвердил, что именно указанные подтвержденные документами затраты на временные здания и сооружения были отражены в актах ООО "Элитстрой" с определением их размера по нормативному методу в процентах от сметной стоимости работ.
Исследовав и оценив представленные истцом в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о доказанности несения ООО "Элитстрой" затрат на строительство временных зданий и сооружений при исполнении государственного контракта N Ф.2018.229345 от 30.05.2018 в сумме 2482686 руб. При этом суд учел, что в судебном заседании ответчик не оспаривал факт возведения подрядчиком временных сооружений для обеспечения выполнения работ по государственному контракту (аудиопротокол судебного заседания от 16.06.2021).
Тем самым затраты на временные здания и сооружения на общую сумму 2482686 руб. по государственному контракту N Ф2018.229345 от 30.05.2018 не приняты заказчиком к оплате необоснованно.
Кроме того, в силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (пункты 1-4 статьи 709 ГК РФ). На основании пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. В случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ (пункт 1 статьи 710 ГК РФ).
При этом согласно пункту 2 статьи 34 ФЗ О контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Подпунктами "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 95 ФЗ О контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
По смыслу пункта 6 статьи 709 ГК РФ заказчик не вправе требовать уменьшения твердой цены работ.
С истцом по результатам электронного аукциона был заключен контракт от 30.05.2018. Сторонами подписаны локальные сметные расчеты, из содержания контракта усматривается, что итоговая цена контракта является твердой. Подрядчик в соответствии с условиями контракта выполнил работу полностью и по цене, согласованной в контракте. Все виды и объемы работ, типы применяемых сметных норм и расценок, на основании которых формировалась цена контракта, были предложены самим заказчиком и приняты подрядчиком. Тем самым в рамках настоящего дела ответчик, являвшийся заказчиком работ, фактически просит изменить согласованную цену государственного контракта после его исполнения, что не допустимо.
С учетом изложенного, заявленное истцом требование о взыскании долга в сумме 2482686 руб. подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд иск удовлетворил в полном объеме.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд отклонил их как несостоятельные.
Повторно оценив представленные доказательства, доводы сторон, суд апелляционной инстанции считает выводы суда о доказанности несения затрат на строительство временных зданий и сооружений при исполнении государственного контракта N Ф.2018.229345 от 30.05.2018 в сумме 2482686 руб. правильными. Факт возведения временных объектов, их перемещение подтверждается записями в общем журнале работ, договорами об оказании охранных услуг с соответствующими актами, инвентарными карточками учета, путевыми листами. Приведенные апеллянтом доводы относительно оформления (не оформления) документации не опровергают факта несения затрат. Более того, факт возведения подрядчиком временных сооружений для обеспечения выполнения работ ответчиком в суде не оспаривался.
В силу изложенного оснований для отмены (изменения) судебного акта по доводам жалобы и возражений не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23.06.2021 по делу N А38-221/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-221/2021
Истец: ООО Элитстрой
Ответчик: ГКУ РМЭ Марийскавтодор