г. Киров |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А28-1382/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Березиной У.С., действующей на основании доверенности от 01.01.2021,
представителя ответчика - Пахомовой В.В., действующей на основании доверенности от 25.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нортех"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.07.2021
по делу N А28-1382/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нортех" (ИНН 7723381390, ОГРН 1157746204560)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области,
о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нортех" (далее - заявитель, ООО "Нортех", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее - ответчик, Управление, регистрирующий орган) от 19.10.2020 N КУВД-001/2020-18512375/1 о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, и обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости "Здание главного конструктора (отдел 333)" по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Ленина, д. 135 на основании заявления от 08.10.2020 и представленных документов.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.07.2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Нортех" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе Общество настаивает на незаконности оспариваемого решения (уведомления) регистрирующего органа, указывает, что требование о предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не основано на нормах действующего законодательства. ООО "Нортех" не осуществляло реконструкцию в отношении здания "Здание главного конструктора (отдел 333)", расположенного по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Ленина, д. 135 (далее - Здание), не совершало волевых действий, направленных на изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема). Разрушение части Здания произошло вследствие природных явлений, что, по мнению заявителя, не является предметом регулирования законодательства о градостроительной деятельности. В связи с чем, как считает Общество, представленные им на государственный кадастровый учет документы соответствовали установленным требованиям. Подробно позиция заявителя со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела изложена в апелляционной жалобе.
Регистрирующий орган в письменном отзыве опроверг доводы апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.08.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.08.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали занятые по делу позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.10.2020 ООО "Нортех" обратилось в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении Здания, кадастровый номер объекта капитального строительства 43:41:000041:559, назначение - нежилое, дата постановки на учет - 10.01.2014, площадь - 1519,2 кв.м, количество этажей - 4, год завершения строительства - 1959, в связи с уточнением местоположения объекта на земельном участке с кадастровым номером 43:41:000041:222 и изменением площади Здания с приложением технического плана.
В ходе проведения правовой экспертизы государственный регистратор установил, что заявитель является правообладателем данного объекта капитального строительства. Право собственности ООО "Нортех" на Здание зарегистрировано в установленном порядке 10.12.2018.
29.06.2020 по результатам осмотра Здания комиссия в составе сотрудников ООО "Нортех" и представителя администрации г. Вятские Поляны оформила аварийный акт, которым зафиксировано 80 % разрушения строительных конструкций основной части Здания и 90 % кровли основной части здания после прохождения урагана со шквалистым ветром и проливным дождем.
Для внесения изменений в государственный кадастровый учет Здания кадастровым инженером ООО "КадастрПлюс" 07.10.2020 подготовлен технический план, согласно которому в кадастровый учет вносятся изменения в связи с изменением площади Здания и его адресного ориентира. Согласно техническому плану измененная площадь здания - 154.9 кв.м, адресный ориентир - Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Ленина, д.135, к. 14.
Уведомлением от 19.10.2020 N КУВД-001/2020-18512375/1 (далее - уведомление от 19.10.2020) регистрирующий орган сообщил заявителю о приостановлении государственного кадастрового учета изменений до 19.01.2021 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ). Управление указало, что Обществом не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствуют документы, на основании которых изменяются сведения о Здании в техническом плане. В уведомлении от 19.10.2020 N КУВД-001/2020-18512375/1 указано на необходимость приведения технического плана в соответствие с требованиями пункта 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Приказ N 953).
19.10.2020 Управление направило межведомственный запрос в администрацию города Вятские Поляны о выдаче разрешения на ввод Здания в эксплуатацию, 20.10.2020 получен ответ об отсутствии таких разрешений.
Не согласившись с данным уведомлением регистрирующего органа, ООО "Нортех" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Законом N 218-ФЗ (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом N 218-ФЗ недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом N 218-ФЗ сведений.
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
В пункте 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ определено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Законом N 218-ФЗ не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
По правилам пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 08.10.2020 для государственного кадастрового учета Здания Общество обратилось с заявлением и в качестве документа-основания для совершения регистрационных действий в отношении спорного объекта представило технический план и доверенность представителя Общества (опись документов от 08.10.2020).
Установив, что Обществом не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствуют документы, на основании которых изменяются сведения о Здании в техническом плане, ответчик с учетом положений пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ приостановил государственный кадастровый учет объекта.
Общество, оспаривая законность данного решения, настаивает, что для совершения испрашиваемых им регистрационных действий по смыслу пункта 14.4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, реконструкция спорного здания не проводилась.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с имеющимися доказательствами, суд апелляционной инстанции считает выводы регистрирующего органа, поддержанные судом первой инстанции, обоснованными исходя из следующего.
Часть 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ, форма технического плана и требования к его подготовке утверждены Приказом N 953.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план - документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пункта 20 приложения N 2 "Требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений" к Приказу N 953 сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости (допускается использование исполнительной документации).
В силу части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 названной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
На основании пункта 2 приложения N 4 "Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений" к Приказу N 953 декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства.
Пунктом 4 приложения N 4 к Приказу N 953 установлено, что декларация заполняется в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении соответствующего объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания, сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического паспорта помещения, изготовленного до 01.01.2013, или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела технический план подготовлен на основании выписок из единого государственного реестра недвижимости, документа об адресе от 07.07.2020, информации об адресном реестре от 06.10.2020, аварийном акте от 29.07.2020, справке о метеоусловиях от 06.10.2020, технического паспорта здания от 05.06.2003, обмерочного чертежа от 05.10.2020.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов Управлением сделан вывод, что в данном случае технический план Здания должен быть составлен на основании проектной документации ввиду изменения объемно-планировочных характеристик объекта капитального строительства (площадь, высота, этажность), что влечет подготовку проектной документации на объект капитального строительства и получение правообладателем разрешительных документов, предусмотренных статьями 48, 51, 55 ГрК РФ.
Пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) определена как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 ГрК РФ), ввод объекта в эксплуатацию - на основании разрешения уполномоченного органа, выдавшего разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что значительно изменилась площадь Здания (в кадастровом учете 1519,2 кв.м, в техническом плане - 154,9 кв.м), строительный объем (в кадастром учете - 14232,0 куб.м, в техническом плане отсутствует), этажность (в кадастровом учете - 4, в техническом плане отсутствует).
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень N 624).
Согласно положениям раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, относятся разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей (пункт 2.1).
В акте от 29.07.2020 зафиксировано разрушение основной части Здания, что привело к изменению объемно-планировочных характеристик объекта капитального строительства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в результате разрушения части Здания произошел фактический демонтаж наружных несущих стен, перегородок, крыши Здания, что могло повлиять на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности Здания. Доказательства отнесения Здания к такому виду объекта капитального строительства, для которого изменение объемно-планировочных характеристик в результате реконструкции возможно на основании декларации правообладателя, заявителем не представлены.
Вопреки возражениям заявителя жалобы осуществление кадастрового учета Здания влечет внесение в единый государственный реестр недвижимости сведений об изменениях основных характеристик Здания, что недопустимо в отсутствие доказательств соответствия реконструированного объекта требованиям градостроительных и строительных норм и правил, предъявляемых к надежности и безопасности зданий.
Суд первой инстанции верно указал, что то обстоятельство, что Здание изменено в связи с обрушением его основной части, а не в результате проведения заявителем строительных работ, не отменяет факта изменения объемно-планировочных характеристик Здания, необходимость проверки безопасности его конструктивных элементов, и не снимает с его правообладателя обязанности получить предусмотренную градостроительным законодательством разрешительную документацию, на основании которой можно было бы установить, в том числе возможность дальнейшей безопасной эксплуатации оставшейся части здания.
Таким образом, совокупность изложенных выше обстоятельств с учетом предмета рассматриваемого дела (постановка на государственный кадастровый учет Здания) не позволяет прийти к иному выводу об отсутствии необходимости представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, основаны на неверном толковании заявителем норм материального права. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 09.07.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей относятся на ее заявителя. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 09.08.2021 N 1599 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.07.2021 по делу N А28-1382/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нортех" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Нортех" (ИНН 7723381390, ОГРН 1157746204560) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 09.08.2021 N 1599.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1382/2021
Истец: ООО "НОРТЕХ"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Муниципальный отдел по Вятскополянскому, Малмыжскому районам Управления Росреестра по Кировской области
Третье лицо: Представитель Березина Ульяна Сергеевна