г. Ессентуки |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А63-19828/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 13.09.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Акаева Мурата Ибадуллаевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.06.2021 по делу N А63-19828/2020, принятое по заявлению министерства сельского хозяйства Ставропольского края (г. Ставрополь, ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Акаеву Мурату Ибадуллаевичу (пос. Ясный, ОГРНИП 312265131400430, ИНН 262309258860) о взыскании суммы гранта, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета Контрольно-счетной палаты Ставропольского края (г. Ставрополь, ИНН 2634805055, ОГРН 2634805055), при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Акаева М.И. - Радченко С.Н. (доверенность от 26.01.2021), представителя Контрольно-счетной палаты Ставропольского края - Пузановой Е.Н. (доверенность от 14.01.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - заявитель, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Акаеву Мурату Ибадуллаевичу (далее - предприниматель, ИП Акаев М.И.) о взыскании в доход бюджета Ставропольского края средств гранта в размере 9 960 000 рублей.
Решением суда от 17.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апеллянт ссылается на наличие кредиторской задолженности перед ООО "Рассвет-Н" по договору от 21.04.2018 б/н и подписании акта взаимозачета 05.12.2020. Предприниматель ссылается на безвозмездность и невозвратность гранта. ИП Акаев М.И. утверждает, что им предприняты усилия на исполнение цели, определенной Соглашением N 176/16, которые достигнуты в конечном итоге. Апеллянт также ссылается на несоответствие заявленных требований соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательств, министерством нарушены нормы, установленные статьей 451 ГК РФ, статьей 453 ГК РФ, а также статьи 450.1 ГК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Контрольно-счетная палата Ставропольского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Контрольно-счетной палаты Ставропольского края доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Министерство сельского хозяйства Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по предоставлению грантов по программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015-2017 годы", утвержденной 17.10.2014.
Предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185 "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Порядок N 185-п).
ИП Акаев М.И. включен в состав участников программы по итогам рассмотрения пакета документов конкурсной комиссией по проведению конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015-2017 годы". По результатам конкурсного отбора между министерством и ответчиком заключено соглашение на развитие семейной животноводческой фермы от 21.06.2016 N 176/16 (далее - Соглашение).
Общая стоимость проекта по созданию ИП Акаевым М.И. семейной животноводческой фермы по развитию крупного рогатого скота мясного направления составила 16 600 000 рублей.
Пунктом 2 Соглашения предусматривалось, в том числе расходование получателем гранта собственных средств в размере не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов получателя на развитие семейной животноводческой фермы.
Министерством на лицевой счет предпринимателя, открытый в Россельхозбанке, платежными документами от 29.06.2016 N 180616 и N 140354 перечислены средства гранта на общую сумму 9 960 000 рублей.
Размер софинансирования собственными средствами Акаева М.И. предусмотрен в объеме 6 640 000 рублей.
Как следует из отчета ИП Акаева М.И. о целевом расходовании гранта на развитие семейной животноводческой фермы КФХ по состоянию на 01.01.2019 получатель гранта израсходовал всю сумму гранта в размере 9 960 000 рублей и осуществил софинансирование собственных денежных средств в полном объеме в размере 40% каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, или 6 640 000 рублей.
В ходе проведенных Контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий "Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных на развитие сельских животноводческих ферм и на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных производственных кооперативов отдельным получателям государственной поддержки" установлено, что в целях реализации бизнес-плана индивидуальным предпринимателем с ООО "Рассвет" заключен договор купли-продажи крупного рогатого скота от 21.04.2018 б/н о приобретении 22 голов нетелей абердин-ангусской породы на сумму 1 550 000 рублей.
Предпринимателю министерством выдано разрешение N 416 от 28.04.2018 по перечислению средств гранта в ООО "Рассвет-Н" на сумму 930 000 рублей (60% общей стоимости КРС). Денежные средства перечислены продавцу в полном объеме платежным поручением от 04.05.2018 N 7.
ИП Акаевым М.И. в министерство представлено платежное поручение от 12.07.2018 N 126 о перечислении им собственных средств в размере 620 000 рублей ООО "Рассвет Н" по договору купли-продажи КРС от 21.04.2018 б/н.
ИП Акаев М.И. в ходе опроса сообщил инспекторам Контрольно-счетной палаты, что собственные средства продавцу ООО "Рассвет-Н" в сумме 620 000 рублей перечислены платежным поручением от 12.07.2018 N 126, иных платежей по указанному договору в наличной или безналичной форме не осуществлялось.
Однако, по информации ПАО Сбербанк согласно выписке по расчетному счету, открытому ООО "Рассвет Н", перечисление данной суммы за период с 01.01.2017 по 30.04.2020 не проходило.
Министерством в адрес ответчика направлено письмо от 13.10.2020 N 02-1424/9599 с требованием о возврате полученных средств гранта в размере 9 960 000 рублей
Указанное требование Акаевым М.И. не исполнено.
Министерство, считая, что предпринимателем не выполнены условий соглашения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно подпункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185-п утвержден Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Порядок N 185-п), который является таким нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, регулирующим в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставление субсидий из бюджета Ставропольского края.
В силу пункта 25 Порядка N 185-п в ред. от 08.06.2015 (пункт 29 в действующей редакции) возврату в доход краевого бюджета подлежат гранты в случаях: неисполнения условия предоставления гранта; установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта; установления факта невыполнения условий соглашения; установления факта нецелевого использования гранта; образования остатка гранта, не использованного получателем в отчетном финансовом году.
Порядком N 185-п предусмотрено, что в случае установления факта невыполнения условий соглашения, грант подлежит возврату в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.
В тоже время в пунктах 3.1.7 и 4.3 соглашения о предоставлении гранта N 176/16 содержатся аналогичные условия - в случае неисполнения получателем условий соглашения, условий предоставления гранта, предоставления ложных сведений в целях получения гранта, и (или) установления факта нецелевого использования гранта, полученный грант подлежит возврату в краевой бюджет в полном объеме.
Ввиду пункта 30 Порядка N 185-п обязательная проверка соблюдения получателем и исполнителями по договорам условий, целей и порядка предоставления гранта осуществляется министерством и органами государственного финансового контроля соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Пунктом 3.2.4 соглашения установлено, что получатель гранта (предприниматель) обязуется соблюдать условия предоставления гранта, предусмотренные разделом 2 соглашения.
Все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на получателя и использоваться в его крестьянско-фермерском хозяйстве на территории Ставропольского края и только в деятельности крестьянско-фермерского хозяйства получателя (пункт 2.1 соглашения).
При этом имущество, приобретенное за счет гранта, должно использоваться в течение 24 месяцев исключительно на развитие и в деятельности семейной животноводческой фермы получателя гранта (пункт 3.2.7 соглашения).
Контрольно-счетной палатой проведены контрольные мероприятия "Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных на развитие сельских животноводческих ферм и на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных производственных кооперативов отдельным получателям государственной поддержки" в ходе которых установлено, что в целях реализации бизнес-плана индивидуальным предпринимателем с ООО "Рассвет" заключен договор купли-продажи крупного рогатого скота от 21.04.2018 б/н о приобретении 22 голов нетелей абердин-ангусской породы на сумму 1 550 000 рублей.
Министерством индивидуальному предпринимателю выдано разрешение N 416 от 28.04.2018 по перечислению средств гранта в ООО "Рассвет-Н" на сумму 930 000 рублей (60% общей стоимости КРС). Денежные средства перечислены продавцу в полном объеме платежным поручением от 04.05.2018 N 7.
ИП Акаевым М.И. в министерство представлено платежное поручение от 12.07.2018 N 126 о перечислении им собственных средств в размере 620 000 рублей ООО "Рассвет Н" по договору купли-продажи КРС от 21.04.2018 б/н.
ИП Акаев М.И. в ходе опроса сообщил инспекторам Контрольно-счетной палаты, что собственные средства продавцу ООО "Рассвет-Н" в сумме 620 000 рублей перечислены платежным поручением от 12.07.2018 N 126, иных платежей по указанному договору в наличной или безналичной форме не осуществлялось.
Однако, по информации ПАО Сбербанк согласно выписке по расчетному счету, открытому ООО "Рассвет Н", перечисление данной суммы за период с 01.01.2017 по 30.04.2020 не проходило.
Более того, по информации, полученной Контрольно-счетной палатой от УЭБ и ПК ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в ходе проведенного анализа расчетных счетов Акаева М.И. и ООО "Рассвет-Н", денежные средства по платежному поручению от 12.07.2018 N 126 на расчетный счет ООО "Рассвет-Н" не поступали.
При этом по выявленному факту 21.08.2020 возбуждено уголовное дело N 12001070068021417 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, материалами дела подтверждается выявленное Контрольно-счетной палатой нарушение ИП Акаевым М.И. установленных пунктом 6 Порядка N 185-п (в ред. от 08.06.2015) и пунктами 2.1, 3.2.6 Соглашения N 176/6 условий предоставления гранта, а именно:
- не выполнение обязанностей по софинансированию за счет собственных средств в размере не менее 40 процентов каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг;
- представление в министерство подложного платежного поручения и отчета, содержащего заведомо ложные сведения об исполнении плана расходов в части софинансирования приобретения крупного рогатого скота.
Ссылка апеллянта о наличии у него кредиторской задолженности перед ООО "Рассвет-Н" по договору от 21.04.2018 б/н и подписании акта взаимозачета 05.12.2020 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку согласно информации из Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (Ресурс БРО), доступной на официальном сайте ФНС России, у ООО "Рассвет-Н" в бухгалтерском балансе на 31.12.2019 указано об отсутствии дебиторской задолженности ("0" по коду строки 1230), следовательно, при отсутствии дебиторской задолженности у ООО "Рассвет-Н" на конец 2019 года, возникшей из договора, заключенного в 2018 году, отсутствуют основания для заключения в 2020 году соглашения о зачете требований.
При этом бизнес-планом развития семейной животноводческой фермы ИП Акаева М.И. (пункт 3.3 бизнес-плана) предусмотрены этапы его реализации и календарный план. Согласно пункту 3.3. бизнес-плана мероприятия по приобретению поголовья скота должны выполняться до 01.07.2018. Общий срок расходования гранта - 24 месяца.
В силу Порядка N 185-п получатель предоставляет в министерство копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 40 процентов собственных средств получателя, заверенные получателем (по мере реализации плана расходов).
Между тем, договор между ИП Акаевым М.И. и ООО "Рассвет-Н" заключен 21.04.2018. Согласно его условиям оплата по договору должна быть произведена в полном объеме в течение 10 банковских дней с момента подписания договора путем внесения в кассу или на расчетный счет продавца. Из этого следует, что оплата должна быть произведена путем перечисления денежных средств в 2018 году. Наличие собственных средств индивидуальный предприниматель подтверждает документально при получении гранта. Следовательно, представление акта взаимозачета в подтверждении обязанности по софинансированию приобретения имущества не соответствует условиям предоставления гранта.
Ссылки апеллянта на безвозмездность и невозвратность гранта несостоятельны, поскольку грант предоставляется на безвозвратной и безвозмездной основе на условиях долевого софинансирования из средств областного и (или) федерального бюджета и подлежит возврату в соответствующие бюджеты в случаях, предусмотренных действующим законодательством и соглашением.
ИП Акаевым М.И. допущены нарушения, выраженные в невыполнении обязанностей по софинансированию за счет собственных средств в размере не менее 40 процентов каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также представлении в Министерство подложного платежного поручения и отчета, содержащего заведомо ложные сведения об исполнении плана расходов в части софинансирования приобретения крупного рогатого скота.
Довод ИП Акаева М.И. о направленности его усилий на исполнение цели, определенной Соглашением N 176/16 и достижение в конечном итоге указанной цели, судебной коллегией отклоняются, поскольку материалами дела подтверждено, что предпринимателем для достижения своей цели использованы подложные документы и представление в Министерство заведомо ложных сведений об исполнении плана расходов в части софинансирования приобретения крупного рогатого скота.
Ссылки предпринимателя о несоответствии заявленных требований соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательств, что министерством нарушены нормы, установленные статьей 451 ГК РФ, статьей 453 ГК РФ, а также статьи 450.1 ГК РФ судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании ном материального права.
Спорные отношения по предоставлению и возврату гранта регулируются Бюджетным кодексом РФ, Программой "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015-2017 годы", утвержденной от 17 октября 2014 года N 2014 N 448, постановлением Правительства Ставропольского края от 05 июня 2012 года N 185 "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм", а также Соглашением о развитии семейной животноводческой фермы от 21.06.2016 N 176/16. Нарушение указанных норм влечет ответственность, предусмотренную пунктом 26 Порядка N 185-п и пунктов 3.1.7 и 4.3 Соглашения N 176/16.
Подписав Соглашения N 176/16, ответчик выразил добровольное согласие с содержащимися в них условиями, в том числе с условиями достижения показателей эффективности, а также с наличием у истца права на отказ от исполнения соглашения и требования возврата гранта в случае допущения ответчиком нарушений условий соглашения.
Поскольку материалами дела подтверждается факт невыполнения условий соглашения предпринимателем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что грант подлежит возврату в доход краевого бюджета в полном объеме, в связи с чем удовлетворил требование о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Акаева Мурата Ибадуллаевича в доход бюджета Ставропольского края суммы гранта в размере 9 960 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.06.2021 по делу N А63-19828/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19828/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: Акаев Мурат Ибадуллаевич
Третье лицо: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-584/2023
05.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3261/2021
21.09.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19828/20
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13509/2021
13.09.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3261/2021
17.06.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19828/20