14 сентября 2021 г. |
Дело N А83-15487/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 14 сентября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии: представителя Федерального государственного казённого учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России" - Юрчук Елены Ивановны, доверенность от 04.06.2021 N 237, иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 апреля 2021 года по делу N А83-15487/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Ялта УФССП России по Республике Крым Морозовой Анастасии Викторовне, отделу судебных приставов по г. Ялта УФССП России по Республике Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, Федеральному государственному казённому учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России", при участии в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство культуры Республики Крым о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" (далее ООО "Формат-Ит", Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Ялта Управления ФССП по Республике Крым, Морозовой Анастасии Викторовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, в котором просит суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Ялта ФССП по Республике Крым, Морозовой Анастасии Викторовны от 01.09.2020 о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ФС номер 033872875, выданного Арбитражным судом Республики Крым 31.07.2020 в отношении должника - юридического лица ООО "Формат-ИТ".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.04.2021 по делу N А83-15487/2020 в удовлетворении заявленных требований ООО "Формат-Ит" было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Формат-Ит" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 13.04.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что Арбитражным судом города Севастополя решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением председателя четвертого судебного состава от 08.09.2021 г. произведена замена судьи Кузняковой С.Ю. на судью Кравченко В.Е. в составе суда.
Согласно части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с заменой судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Представитель Федерального государственного казённого учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России" возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
08.09.2021 от ОСП по г. Ялта УФССП России по Республике Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ОСП по г. Ялта УФССП России по Республике Крым.
Законность и обоснованность решения от 05 июля 2021 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.02.2020 по делу N А83-4615/2015 исковые требования ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России об истребовании у ООО "Формат-ИТ" в пользу Российской Федерации, в лице федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, недвижимого имущества - нежилого здания лит. А, общей площадью 2127.30 кв. м, расположенное по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34е, были удовлетворены полностью.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 09.20.2020 решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.02.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А83-4615/2015 были оставлены без изменения.
На принудительное исполнение в ОСП по г. Ялте УФССП России по Республике Крым поступил исполнительный лист от 31.07.2020 N ФС N 033872875, предмет исполнения: истребовать у общества с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" (ОГРН 1149102041637) в пользу Российской Федерации, в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации недвижимое имущество - нежилое здание лит. А, общей площадью 2127,30 кв. м, расположенное по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34е.
01.09.2020 на основании исполнительного листа от 31.07.2020 N ФС N 033872875, выданного Арбитражным судом Республики Крым, было возбуждено исполнительное производство N 63463/20/82025-ИП.
Полагая, что действия судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ялта Управления ФССП по Республике Крым, Морозовой Анастасии Викторовны незаконны, общество с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" обратилось в арбитражный суд Республики Крым с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 329 АПК РФ Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 данного Кодекса.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 для признания решения и действий должностного лица незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми решением и действием прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), а обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов - на заявителя.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) и иными федеральными законами.
В соответствии с частями 1 - 2 статьи 12 Федерального закона N 118-ФЗ, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего имеет право совершать действия, предусмотренные названной нормой, а также совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 118-ФЗ о судебных приставах судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 30 Федеральным закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2 Федерального закона N 229-ФЗ).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Положениями частей 1 и 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
- исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя (пункт 1);
- исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона (пункт 2);
- истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению (пункт 3);
- документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона (пункт 4);
- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона (пункт 5);
- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона (пункт 6);
- не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению (пункт 7);
- исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов (пункт 8);
- исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона (пункт 9);
- исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка (пункт 10);
- исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона (пункт 11).
В силу вышеизложенного, судебный пристав-исполнитель, в отсутствие оснований, указанных в статье 31 Федерального закона N 229-ФЗ, обязан в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа возбудить исполнительное производство.
В силу статей 3, 6 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ от 31.12.1996 "О судебной системе Российской Федерации" одним из основных принципов функционирования судебной системы в Российской Федерации
является обязательность вступивших в законную силу постановлений Федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, их неукоснительное исполнение на всей территории Российской Федерации.
Коллегией судей установлено, что решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.02.2020 по делу N А83-4615/2015 исковые требования ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России удовлетворены полностью. Суд решил: истребовать у ООО "Формат-ИТ" (ОГРН 1149102041637) в пользу Российской Федерации, в лице ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, недвижимое имущество - нежилое здание лит. А, общей площадью 2127,30 кв.м., расположенное по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34е.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 09.10.2020 решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.02.2020 делу N А83-4615/2015 оставлено без изменения.
На основании вступившего в законную силу решения, судом был выдан исполнительный лист от 31.07.2020 N ФС N 033872875, который в дальнейшем направлен на принудительное исполнение в ОСП по г. Ялте УФССП России по Республике Крым, предмет исполнения: истребовать у общества с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" (ОГРН 1149102041637) в пользу Российской Федерации, в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации недвижимое имущество - нежилое здание лит. А, общей площадью 2127,30 кв. м, расположенное по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34е.
01.09.2020 на основании исполнительного листа от 31.07.2020 N ФС 033872875, выданного Арбитражным судом Республики Крым, было возбуждено исполнительное производство N 63463/20/82025-ИП.
Судом первой инстанции установлено, что исполнительный лист от 31.07.2020 N ФС 033872875 соответствует требованиям, установленным статьей 13 Федерального закона N 229-ФЗ, срок его предъявления по состоянию на 01.09.2020 не истек, а также отсутствуют иные обстоятельства, предусмотренные статьей 31 Федерального закона N 229-ФЗ и препятствующие возбуждению исполнительного производства. Обратное заявителем не доказано.
Судом первой инстанции обоснованно отклонён довод Заявителя о том, что исполнительный лист не содержит указание на уникальную характеристику объекта - кадастровый номер здания, подлежащего истребованию, в связи, с чем считает, что судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Ялта Управления ФССП по Республике Крым, Морозова Анастасия Викторовна, вынесла обжалуемое постановление за пределами своих полномочий.
Между тем, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09.20.2020 судебной коллегией суда округа был отклонён довод ответчика об отличии объектов, поскольку наличие различных кадастровых паспортов при тождественности площади, адреса и указание номера по генплану, не свидетельствуют о различии объектов, которые ответчик приобрел по сделке, заключенной с Бычковым М.В., поскольку сравнение истребуемого объекта по площадям и адресу с объектом, указанным в документах ответчика, позволяет прийти к выводу, что объект по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 34е, соответствует наименованию объекта, которым владеет ООО "Формат-ИТ":
- нежилое здание, лечебный корпус, общей площадью 2127,30 кв. м, военный городок N 94 здание по ГП М 50, кадастровый номер 90:25:010103:1194, по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 34е (оформлено право собственности Российской Федерации);
- нежилое здание лит. А, назначение: нежилое, общей площадью 2127.30 кв. м, кадастровый номер 90:25:010103:182, по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 34е (оформлено право собственности ООО "Формат-ИТ").
Кроме того, в вышеуказанном Постановлении нашло своё отражение то, что истец зарегистрировал право на один объект, а ответчик владеет другим, ответчик в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не доказал фактического наличия двух разных объектов, при том, что кадастровый номер свидетельствует о расположении на одном земельном участке.
Учитывая вышеизложенное, решением суда, вступившим в законную силу, была установлена идентичность объектов, на которые оформлено право собственности Российской Федерации и которые находятся во владении ООО "Формат-ИТ".
Положениями частей 1, 8 и 11 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Судом первой инстанции установлено, что исполнительный лист серии ФС 033872875,выданный Арбитражным судом Республики Крым, содержит все перечисленные подпунктом б части 1 статьи 13 Федерального закона N 229-ФЗ и ст. 320 АПК РФ сведения, в том числе и резолютивную часть решения от 19.02.2020 по делу N А83-4615/2015.
01.09.2020 судебным приставом-исполнителем СКИП по г. Ялте УФССП России по Республике Крым Морозовой А.В. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа ФС N 033872875 от 31.07.2020, выданного Арбитражный судом Республики Крым по делу N А83-4615/2015 в отношении должника - ООО "Формат-ИТ".
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ялта Управления ФССП по Республике Крым, Морозовой Анастасией Викторовной, постановление от 01.09.2020 о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии 033872875, выданного Арбитражным судом Республики Крым 31.07.2020 в отношении должника - юридического лица ООО "Формат-ИТ", соответствует требованиям Федерального закона N 229-ФЗ, а также не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, следует признать, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 апреля 2021 года по делу N А83-15487/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Карев А. Ю. |
Судьи |
Градова О. Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15487/2020
Истец: ООО "ФОРМАТ-ИТ"
Ответчик: СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ ОТДЕЛА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО Г. ЯЛТЕ УФССП РОССИИ по РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ - МОРОЗОВА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВпо Республике Крым
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ОСП по г. Ялта УФССП по Республике Крым, ФГКУ "Крымское ТУИО", Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России