г. Пермь |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А60-60868/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бронниковой О.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "Победа финанс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 мая 2021 года
по делу N А60-60868/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "Победа финанс" (ИНН 2320239909, ОГРН 1162366054400) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
об оспаривании решения и предписания от 21.09.2020 N 066/05/28-3426/2020,
третьи лица: ООО "Город 66" (ИНН 6671452535); ООО "Рид "Все для вас" (ИНН 6167042009); ООО "Город 72" (ИНН 7203319780); ООО "Деловая афиша медиа" (ИНН 5262332115); ИП Семенов И.Н. (ИНН 644907021530); ООО "ЮМБ" (ИНН 2311050960); ООО "Народная газета Сочи" (ИНН 2320128042), Уральское главное управление Центрального банка Российской Федерации (Уральское ГУ Банка России),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "Победа Финанс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным решения и предписания от 21.09.2020 N 066/05/28- 3426/2020.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Город 66"; ООО "Рид "Все для вас"; ООО "Город 72"; ООО "Деловая афиша медиа"; ИП Семенов И.Н.; ООО "ЮМБ"; ООО "Народная газета Сочи", Уральское главное управление Центрального банка Российской Федерации (Уральское ГУ Банка России).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что вынесенный судебный акт является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель отмечает, что в своей рекламе ООО "ЛК "Победа Финанс" сообщает неопределенному кругу лиц информацию о продукте, по которому физическое лицо в целях получения прибыли передает юридическому лицу денежные средства для вложения их в лизинговую деятельность (физическое лицо предоставляет лизинговой компании инвестиционный заём), а лизинговая компания направляет полученные от физического лица заёмные денежные средства на развитие лизинговой деятельности и выплачивает физическому лицу проценты за пользование заемными денежными средствами физического лица, размер и примерный расчет которых указан в рекламе по конкретному продукту Инвестиционных займов "Комфортный". Смысл информации об услуге не искажен; потребители рекламы в заблуждение не вводятся; реклама не содержит не соответствующих действительности сведений, скрытую рекламу услуг, которые запрещены к оказанию лизинговой компанией и не нарушает требований норм Закона о рекламе; не нацелена на рекламирование услуг по предоставлению потребительских займов. Ссылается на то, что Краснодарским УФАС России уже был рассмотрен вопрос законности размещения ООО "Лизинговая компания "Победа Финанс" рекламы о привлечении денежных средств граждан в виде займа под проценты, нарушений закона о рекламе антимонопольным органом не установлено. Полагает, что судебный акт мирового судьи судебного участка N 8 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга от 20.02.2020 не подтверждает правонарушение.
Свердловским УФАС России, Уральским ГУ Банка России представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление Уральского ГУ Банка России о распространении в газете "НАША ГАЗЕТА" в выпусках N 7 (1189) от 28.02.2019 и N8 (1190) от 07.03.2019 рекламы на стр. 11 реклама ООО ЛК "Победа Финанс" с признаками нарушения Закона о рекламе.
По результатам рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено решение от 21.09.2020 N 066/05/28-3426/2020. В соответствии с данным решением реклама "ООО ЛК "Победа Финанс" ЗВОНИТЕ И ВАМ РАССКАЖУТ О ДРУГИХ НАШИХ ТАРИФАХ И ВЫГОДНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ! 16 % годовых Победа Финанс Программа инвестиционного займа "Комфортный"...", распространенную в печатных изданиях "Наша газета с программой телепередач" с 24.05.2018 по 18.04.2019, "Всё для Вас" с 10.08.2017 по май 2019года, "Наша газета Новороссийск" с 07.12.2019 по июнь 2019 года, "Календарь + ТВ" с 05.12.2018 по май 2020 года, "Ва-Банкъ в Краснодаре" с 02.02.2019 по 27.07.2019, "Народная газета Сочи" с марта 2019 года по июль 2019 года, "В курсе" с 16.01.2019 по 25.12.2019, признана ненадлежащей, как нарушающая часть 13 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку наряду с рекламой услуг по привлечению денежных средств лизинговой компанией рекламируется и иная финансовая деятельность, в том числе по размещению денежных средств, а именно, деятельность по предоставлению потребительских займов ООО "ЛК "Победа Финанс", которое не имеет права на ее осуществление.
Также антимонопольный органом выдано ООО "ЛК "Победа Финанс" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Заявитель, не согласившись с позицией антимонопольного органа, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал обоснованной позицию антимонопольного органа, поскольку основания для иной квалификации вмененного заявителю нарушения, нежели нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе, отсутствовали.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).
Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого решения действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Целями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (статья 2, статья 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Закона о рекламе).
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Закона о рекламе).
В письме ФАС России от 16.03.2012 N ИА/7867 "О рекламе на дорожных знаках" разъяснено, что к информации, направленной на формирование и поддержание интереса к определенному лицу и его продвижение на рынке относится указание следующей информации о лице:
- наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или название торгового предприятия данного лица (независимо от указания вида деятельности), выполненное с использованием товарных знаков, логотипов или иных индивидуализирующих данное лицо обозначений, цветов,
- контактная информация о лице (почтовый адрес, телефон, адрес сайта, электронной почты и т.п.),
- характеристика, описание лица, его деятельности,
- информация о производимых или реализуемых товарах.
При этом указание исключительно на профиль деятельности организации "Аптека", "Супермаркет", "Салон красоты" (т.е. без указания обозначения, индивидуализирующего данную организацию, - наименования, товарного знака), не подпадает под понятие рекламы.
Из определения понятия "реклама" следует, что для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно: быть распространенной любым способом, в любой форме; быть адресованной неопределенному кругу лиц; быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
Реклама должна формировать или поддерживать интерес к объектам рекламирования. Чтобы информация могла считаться рекламой, она должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировании к нему положительного отношения и закреплении его образа в памяти потребителя. Под рекламой следует понимать сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Реклама призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения купли-продажи по поводу рекламируемой продукции. Такая способность является отличительной чертой рекламы.
Судом установлено, что в газете "Наша газета с программой телепередач", распространяемой на территории Свердловской области; в газете "Всё для Вас", распространяемой на территории Ростовской области; "Наша газета Новороссийск", распространяемой на территории г. Новороссийска Краснодарского края; в газете "Календарь + ТВ", распространяемой на территории Саратовской области; в газете "Ва-Банкъ в Краснодаре", распространяемой на территории г. Краснодар; в газете "Народная газета Сочи", распространяемой на территории г. Сочи; в издании "В курсе", распространяемом на территории Нижегородской области, распространялась реклама следующего содержания:
"www.pobedqfinance.ru ООО ЛК "Победа Финанс" звоните и вам расскажут о других наших тарифах и выгодных предложениям! 16% годовых Победа Финанс Программа инвестиционного займа "Комфортный" минимальная сумма 100 000 рублей Выплата % ежемесячно Пополнение в любой день Пример расчета на 600 000 руб. (от 6 до 24 месяцев) ставка % в месяц 8 ООО руб. Сумма доходов за 24 месяца 192 ООО руб. Приглашаем всех по предварительной записи в каждый четверг в 11.00 на "Семинар по финансовой грамотности" + 7(343) 302-11-79 г. Екатеринбург, ул. Красноармейская, д. 10, офис 1609, 16-ый этаж, БЦ "Антей" 8800-333-11-64. Привлекаем денежные средства
Условия: Денежные средства привлекаются по договору займа, для осуществления лизинговой деятельности. Тариф "Комфортный" срок от 6 до 24 месяцев. Минимальная сумма займа 100 000 рублей РФ. Максимальная сумма: 10 000 000 рублей РФ. Проценты выплачиваются ежемесячно. Возможно увеличение суммы договора от 30 000 руб. Процентная ставка 16% годовых без учета выплаты НДФЛ. При досрочном расторжении договора, проценты пересчитываются по ставке 3% годовых. ООО "ЛК" Победа Финанс" ИНН 2320239909, ОГРН 1162366054400, Регистрационный номер в РФМ 504007953. Предложение носит справочный характер и не является публичной офертой. Реклама".
Реклама распространялась в выпусках газеты "Наша Газета с программой телепередач" с 24.05.2018 по 18.04.2019 (в выпусках N 4 от 07.02.2019, N 5 от 14.02.2019, N 6 от 21.02.2019, N 7 от 28.02.2019, N 8 от 07.03.2019, N 9 от 14.03.2019. В 2018 году реклама ООО "ЛК "Победа Финанс" распространялась в следующих номерах: от 24.05.2018, от 31.05.2018, от 07.06.2018, от 21.06.2018, от 12.07.2018, от 26.07.2018, от 09.08.2018, от 23.08.2018, от 13.09.2018, от 20.09.2018, от27.09.2018, от 04.10.2018, от 11.10.2018, от 18.10.2018, от 25.10.2018, от 06.12.2018, от 13.12.2018, от 20.12.2018, от 27.12.2018. Согласно сведениям, представленным ООО "ЛК "Победа Финанс", реклама распространялась также в выпусках N 1 от 17.01.2018, N 2 от 24.01.2019, N 3 от 31.01.2019, N 12 от 04.04.2019, N 14 от 18.04.2019).
Реклама распространялась в газете "Всё для Вас", в соответствии с представленными ООО "ЛК "Победа Финанс" документами и сведениями, с 10.08.2017 по 31.12.2017, а также в феврале, марте, апреле, мае 2019 года. Реклама распространялась в выпусках газеты "Наша газета Новороссийск" с 07.12.2019 по июнь 2019 года (в выпусках N 5 от 07.02.2019, N 6 от 14.02.2019, N 7 от 21.02.2019, N 8 от 28.02.2019, N 9 от 07.03.2019, N 10 от 14.03.2019, N 12 от 28.03.2019, N 14 от 11.04.2019, N 16 от 25.04.2019, а также в выпусках за май и июнь 2019 года).
Реклама распространялась в выпусках издания "В курсе" с 16.01.2019 по 25.12.2019 (в выпусках от 16.01.2019, от 23.01.2019, от 30.01.2019, от 06.02.2019, от 13.02.2019, от 20.02.2019, от 27.02.2019, от 06.03.2019, от 13.03.2019, от 20.03.2019, от27.03.2019, от 03.04.2019, от 10.04.2019, от 17.04.2019, от 24.04.2019, от 15.05.2019, от22.05.2019, от29.05.2019, от 05.06.2019, от 12.06.2019, от 19.06.2019, от 26.06.2019, от 03.07.2019, от 07.08.2019, от 14.08.2019, от 21.08.2019, от 28.08.2019, от 04.09.2019, от 11.09.2019, от 18.09.2019, от 25.09.2019, от 02.10.2019, от 09.10.2019, от 16.10.2019, от 23.10.2019, от 30.10.2019, от 06.11.2019, от 13.11.2019, от 20.11.2019, от 27.11.2019, от 04.12.2019, от 11.12.2019, от 18.12.2019, от 25.12.2019).
Реклама распространялась в выпусках газеты "Календарь + ТВ" с 05.12.2018 по май 2020 года (в выпусках N 49 (698) от 05.12.2018, N 50 (699) от 12.12.2018, N 51 (700) от 19.12.2018, N 52 (701) от 26.12.2018, N 1 (702) от 02.01.2019, N 2 (703) от 09.01.2019, N 3 (704) от 16.01.2019, N 4 (705) от 23.01.2019, N 5 (706) от 30.01.2019, N 6 (707) от 06.02.2019, N 7 (708) от 13.12.2019, N 8 (709) от 20.02.2019, N 9 (710) от 27.02.2019, N 10 (711) от 06.03.2019, N 11 (712) от 13.03.2019, N 12 (713) от 20.03.2019, N 13 (714) от 27.03.2019, N 14 (715) от 03.04.2019, N 15 (716) от 10.04.2019, N 16 (717) от 17.04.2019, N 17 (718) от 24.04.2019, N 18 (719) от 01.05.2019, N 19 (720) от 08.05.2019, N 20 (721) от 15.05.2019, N 21 (722) от 22.05.2019, N 22 (723) от 29.05.2019, N 23 (724) от 05.06.2019, N 24 (725) от 12.06.2019, N 25 (726) от 19.06.2019, N 26 (727) от 26.06.2020, N 27 (728) от 03.07.2019, N 28 (729) от 10.07.2019, N 29 (730) от 17.07.2019, N 30 (731) от 24.07.2019, N 31 (732) от 31.07.2019, N 32 (733) от 07.08.2019, N 33 (734) от 14.08.2019, N 34 (735) от 21.08.2019, N 35 (736) от 28.08.2019. ООО "ЛК "Победа Финанс" сообщило, что аналогично реклама распространялась по май 2020 года).
Реклама распространялась в выпусках газеты "Ва-Банкъ в Краснодаре" с 02.02.2019 по 27.07.2019 (в выпусках N 4 от 02.02.2019, N 5 от 09.02.2019, N 6 от 16.02.2019, N 7 от 23.02.2019, N 8 от 02.03.2019, N 9 от 09.03.2019, N 10 от 23.03.2019, N 14 от 06.04.2019, N 16 от 20.04.2019, N 18 от 04.05.2019, N 20 от 18.05.2019, N 22 от 01.06.2019, N 24 от 15.06.2019, N 27 от 29.06.2019, N 29 от 13.07.2019, N31 от 27.07.2019).
Реклама распространялась в выпусках газеты "Народная газета Сочи" с марта 2019 года по июль 2020 года (в выпусках N 8, 9, 10, 11 (март 2019 года) с 25.02.2019 по 27.03.2019, N 12, 13, 14, 15 (апрель 2019 года) с 25.03.2019 по 27.04.2019, N 16, 17, 18, 19 (май 2019 года), N 20, 21, 22, 23, (июнь 2019 года) с 01.06.2019 по 27.06.2019, N 24, 25, 26, 27, 28 (июль 2019 года) с 26.06.2019 по 31.07.2019, N 29, 30, 31, 32 (август 2019 года) с 26.07.2019 по 30.08.2019, N 33, 34, 35, 36 (сентябрь) с 01.09.2019 по 30.09.2019, а также ООО "ЛК "Победа Финанс" сообщило, что реклама распространялась в выпусках данной газеты в октябре, ноябре, декабре 2019 года и по июль 2020 года).
Указанная информация соответствует понятию реклама, изложенному в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе, поскольку распространена в средствах массовой информации - печатных изданиях, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к объектам рекламирования: программе инвестиционного займа "Комфортный" и иной деятельности за счет использования фразы: "Звоните и вам расскажут о других наших тарифах и выгодных предложениях", формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
Согласно части 13 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.
В силу положений статей 807, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа - иные лица (письмо ФАС России от 21.03.2016 N АК/17292/16 "О рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности").
Потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором.
В соответствии со статьей 1 Закона о потребительском кредите (займе), данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора.
Согласно понятиям, используемым в Законе о потребительском кредите (займе), потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования (пункт 1 части 1 статьи 3); кредитор - предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя (пункт 3 части 1 статьи 3); профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом) (пункт 5 части 1 статьи 3).
В соответствии со статьей 4 Закона о потребительском кредите (займе) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности (такой порядок деятельности установлен Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральным законом от 08.12.1995 N193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации").
Согласно абзаца 1 статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности") кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Из пояснений Уральского ГУ Банка России следует, что при анализе договоров в совокупности, в отсутствие экономического смысла в сделках, осуществляемая ООО "ЛК "Победа Финанс" деятельность является фактически профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов.
Между тем, ООО "ЛК "Победа Финанс" не является кредитной или некредитной финансовой организацией, следовательно, законом Обществу не предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о финансовой аренде (лизинге), лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Согласно пункта 4 статьи 5 Закона о финансовой аренде (лизинге) лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
Если заимодавцем в договоре займа является гражданин, договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу.
ООО "ЛК "Победа Финанс" представлены договоры займа, по которым Общество является заемщиком, а физические лица заимодавцами.
Помимо деятельности по привлечению денежных средств, объектом рекламирования также является иная финансовая деятельность ООО "ЛК "Победа Финанс", что следует из следующего содержания рекламы: "ООО ЛК "Победа Финанс" "звоните и вам расскажут от других наших тарифах и выгодных предложениях".
Финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно пункта 1 статьи 4 Закона о финансовой аренде (лизинге), субъектами лизинга являются: лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга; лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга; продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
В Законе о финансовой аренде (лизинге) согласно статьи 2 Закона о финансовой аренде (лизинге) используются следующие понятия: лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее -лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем; лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
Согласно представленным ООО "ЛК "Победа Финанс" реестрам договоров с начала 2019 года по 26 сентября 2019 года, обществом также заключено 289 договоров возвратного лизинга, предметом которых являются транспортные средства.
ООО "ЛК "Победа Финанс" представлены договоры финансовой аренды (лизинга), заключенных Обществом с физическими лицами, предметом которых в соответствии с разделом 1 "Предмет лизинга" является следующее:
1.1. Лизингодатель на основании заявления лизингополучателя в соответствии условиями настоящего договора обязуется приобрести в собственность у N , и передать за определенную плату во временное владение и пользование лизингополучателю на срок, определенный п. 8.1. настоящего договора для использования в личных целях предмета лизинга - транспортное средство: (далее по тексту - ТС), а лизингополучатель обязуется принять ТС в порядке, предусмотренном разделом 2 настоящего договора и выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и сроки, предусмотренные графиком платежей (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
1.2. Продавцом ТС, указанного в п. 1.1. настоящего договора является N в рамках заключаемого с ним лизингодателем договора купли-продажи.
Предмет лизинга выбирает лизингополучатель. Лизингодатель не несет ответственности за выбор лизингополучателем предмета лизинга и (или) продавца и не отвечает перед лизингополучателем за выполнение продавцом обязательств по договору купли-продажи. Если лизингополучатель выступает одновременно в роли продавца, указанного в первом абзаце настоящего пункт договора, то в соответствии с пунктом 1 статьи 4 закона о финансовой аренде (лизинге) с изменениями и дополнениями настоящий договор является договором возвратного лизинга. Наименование, комплектация, цена ТС, по которой оно будет приобретено лизингодателем определяются в заявлении лизингополучателя и договоре купли-продажи транспортного средства для целей лизинга.
1.3. Наименование, комплектация, цена ТС, по которой оно будет приобретено лизингодателем определяются в заявлении лизингополучателя и договоре купли-продажи транспортного средства для целей лизинга.
1.4. ТС передается лизингодателем лизингополучателю во временное владение и пользование с момента подписания акта приема-передачи ТС. Правоустанавливающие документы на ТС и второй комплект ключей от ТС (при наличии) хранятся у Лизингодателя.
1.5. Лизингополучатель обязан в течение десяти календарных с даты подписания лизингодателем и лизингополучателем акта приема-передачи
Предмета лизинга к договору лизинга зарегистрировать предмет лизинга. Оригинал паспорта транспортного средства с отметкой уполномоченных на регистрацию органов, предоставить лизингодателю в течение одного рабочего дня с даты осуществления государственной регистрации.
Государственная регистрация и снятие с учета предмета лизинга в установленных законодательством РФ органах осуществляется за счет и на имя лизингополучателя. Предмет лизинга регистрируется в органах ГИБДД за лизингополучателем.
1.6. Лизингополучатель является плательщиком транспортного налога, а также любых расходов и издержек за нарушения правил дорожного движения
Российской Федерации, иных нормативных актов, устанавливающих требования к дорожному движению, а также нарушения иных нормативных актов, устанавливающих требования к использованию предмета лизинга (не зависимо от того, возникла ли обязанность по уплате утилизационного сбора до или после передачи предмета лизинга лизингодателю продавцом).
Согласно представленным ООО "ЛК "Победа Финанс" реестрам договоров с начала 2019 года по 26 сентября 2019 года, обществом заключено 406 договоров лизинга, из них представлены 33 копии договоров возвратного лизинга, заключенных на территории Свердловской области, предметом которых являются транспортные средства, продавцами которых являются лизингополучатели.
К указанным договорам также прилагаются заявления лизингополучателей в адрес ООО "ЛК "Победа Финанс" от того же числа что и сами договоры с просьбой о приобретении транспортного средства, принадлежащего лизингополучателю на праве собственности, и предоставлении его ему во временное владение и пользование.
Из положений статьи 665 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.
Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, кроме земельных участков и других природных объектов (статья 666 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предметом лизинга согласно пункту 1 статьи 3 Закона о финансовой аренде (лизинге) могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 667 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель, приобретая имущество для арендатора, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в аренду определенному лицу.
Статьей 668 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно арендатору в месте нахождения последнего. В случае, когда имущество, являющееся предметом договора финансовой аренды, не передано арендатору в указанный в этом договоре срок, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок, арендатор вправе, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель, потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества переходит к арендатору в момент передачи ему арендованного имущества, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды (статья 669 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 670 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 10 Закона о финансовой аренде (лизинге) арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем, в частности в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки, и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом арендатор имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для покупателя, кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества. Однако арендатор не может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласия арендодателя.
В отношениях с продавцом арендатор и арендодатель выступают как солидарные кредиторы (статья 326).
Если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, арендодатель не отвечает перед арендатором за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи, кроме случаев, когда ответственность за выбор продавца лежит на арендодателе. В последнем случае арендатор вправе по своему выбору предъявлять требования, вытекающие из договора купли-продажи, как непосредственно продавцу имущества, так и арендодателю, которые несут солидарную ответственность (часть 2 статьи 670 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно нормам гражданского законодательства при заключении договора купли-продажи воля сторон направлена на прекращение права собственности у продавца, его отказ от отчуждаемой собственности в пользу покупателя, что влечет за собой отсутствие дальнейшего интереса у продавца к проданной вещи.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ООО "ЛК "Победа Финанс" фактически осуществляет незаконное кредитование граждан путем оформления притворных сделок под видом договоров лизинга, целью заключения которых является уклонение от отнесения деятельности Общества к профессиональной деятельности по потребительскому кредитованию, которая контролируется Банком России и регулируется Законом потребительском кредите (займе).
Кроме того, в нарушение статьи 20 Закона о финансовой аренде (лизинге) не все из указанных договоров лизинга прошли государственную регистрацию в органах ГИБДД. В нарушение статьи 10 Закона о финансовой аренде (лизинге), данные договоры возвратного лизинга не были внесены в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц www.fedresurs.ru до момента проведения прокурорской проверки.
Как установил суд, из содержания договоров следует, что они являются типовыми, меняются только фамилии лизингополучателей. Общество фактически передает денежные средства в качестве займа, заключая два договора - договор купли-продажи и договор лизинга, при этом нарушена экономическая суть понятия лизинговой деятельности как вида инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг, так как экономической сутью представленных договоров является предоставление заемных средств лизингополучателю, которому предшествует передача в собственность лизингодателя своего имущества с последующим получением заемных средств (фактически договор потребительского займа, обеспеченный залогом транспортного средства).
Оформляемые обществом договоры финансовой аренды транспортных средств, фактически являются договорами займа, при этом Общество не имеет лицензии на осуществление банковской деятельности, не является кредитной организацией либо некредитной финансовой организацией, соответственно, находится вне зоны контроля и надзора Банка России за соблюдением требований кредитного законодательства.
Законодательной основой лизинга, представляющего собой совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга, являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон о финансовой аренде (лизинге). Возможность применения возвратного лизинга, по условиям которого приобретаемое лизингодателем имущество передается лизингополучателю, одновременно выступающему в качестве продавца, предусмотрена ст. 4 Закона о лизинге и имеет разумные хозяйственные мотивы и цели для обеих сторон данной сделки.
Между тем в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренный договором лизинга экономический смысл в данных сделках. Денежные средства по указанным договорам не представляют собой инвестиции в средства производства, в связи с чем, заключаемые Обществом договоры с физическими лицами противоречат целям, предусмотренным Законом о финансовом лизинге. Следовательно, спорные правоотношения не подпадают под его регулирование.
Анализ договоров в совокупности, отсутствие экономического смысла в данных сделках, а также тот факт, что такие договоры заключались юридическим лицом систематически, свидетельствуют о том, что данная деятельность является профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как следует из содержания части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 N 30-П указал, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
С учетом, фактов и обстоятельств, установленных постановлением Мирового судьи судебного участка N 8 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга от 20.02.2020 по делу N 5-27/2020 в действиях ООО "ЛК "Победа Финанс" установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.56 КоАП РФ. ООО "ЛК "Победа Финанс" не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России, Центральному банку Российской Федерации не поднадзорно. ООО "ЛК "Победа Финанс" были заключены договоры возвратного лизинга транспортных средств с физическими лицами и в этот же день ООО "ЛК "Победа Финанс" с вышеуказанными гражданами заключены договоры купли-продажи транспортных средств по цене ниже рыночной.
По указанным мотивам апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в рассматриваемой рекламе имеется нарушение части 13 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку наряду с рекламой услуг по привлечению денежных средств лизинговой компанией, рекламируется и иная финансовая деятельность, в том числе по размещению денежных средств, а именно фактически осуществляемая профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов ООО "ЛК "Победа Финанс", которое не имеет права на ее осуществление.
Обстоятельства, установленные постановлением Мирового судьи судебного участка N 8 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга от 20.02.2020 по делу N 5-27/2020 обоснованно учтены судом в ходе рассмотрения настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие установленным по делу обстоятельствам. Выводы антимонопольного органа, содержащиеся в оспариваемом решении являются верными и не противоречат вышеприведенным нормам материального права.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на определение Краснодарского УФАС России не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами. В рассматриваемом случае суд первой инстанции оценил обстоятельства конкретного дела и сделал соответствующие выводы.
С учетом вышеизложенного, исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в соответствии с положениями статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания недействительными оспариваемых по настоящему делу решения и предписания антимонопольного органа, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции в основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств, надлежащим образом мотивированы, являются правильными, поскольку соответствуют обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. Следовательно, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2021 года по делу N А60-60868/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "Победа Финанс" (ИНН 2320239909, ОГРН 1162366054400) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 44 от 23.06.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-60868/2020
Истец: ООО ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ПОБЕДА ФИНАНС, ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: ИП Семенов И. Н., ООО "Город 66", ООО "Город 72", ООО "Деловая афиша медиа", ООО "Народная газета Сочи", ООО "Рид "Все для вас", ООО "ЮМБ", Уральское главное управление Центрального банка Российской Федерации