город Ростов-на-Дону |
|
14 сентября 2021 г. |
дело N А32-41273/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рымарь Р.В.
при участии:
от ЗАО "НПП "Агро-Плюс", посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Гордейчик А.С. по доверенности от 28.12.2020 N 28-4,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 по делу N А32-41273/2019
по заявлению закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Агро-Плюс" (ИНН 2341008660, ОГРН 1022304295375)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Агро-Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действия Новороссийской таможни по корректировке ДТ N 10317100/020317/0004252 и N 10317120/140219/0011004, выразившиеся в составлении 06.07.2019 форм КДТ к указанным ДТ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 требования Общества были удовлетворены в полном составе. Решение мотивировано тем, что задекларированные Обществом товары по своему составу, предназначению и способам применения фактически являются продуктом, используемым для кормления животных, и соответствуют включённым в Перечень наименованию товара и коду ТН ВЭД 2309 90 с применяем ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 внести следующие исправления в резолютивную часть решения от 09.03.2021 по делу N А32-41273/2019: вместо слов "Взыскать с Новороссийской таможни, г. Новороссийск (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) в пользу закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Агро-Плюс", ст. Ленинградская (ОГРН: 1022304295375, ИНН: 2341008660) понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей уплаченной по п/п N 1176 от 02.08.2019" следует читать "Взыскать с Новороссийской таможни, г. Новороссийск (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) в пользу закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Агро-Плюс", ст. Ленинградская (ОГРН: 1022304295375, ИНН: 2341008660) понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей уплаченной по п/п от 02.08.2019 N 1176, от 02.08.2019 N 1177".
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Новороссийская таможня указывает, что решение является незаконным и необоснованным, поскольку арбитражным судом первой инстанции дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, имеющим значение для правильного разрешения дела по существу, а также неправильно применены нормы материального права. Задекларированные Обществом товары "TRILACTA С-А (ТРИЛАКТА С-А)", "TRIPALMA 80 (ТРИПАЛЬМА 80)" (производства компании "THRIVO SDN BHD" (Малайзия)", являются кормовыми добавками, используемыми при смешивании с другими кормовыми средствами для увеличения энергетической ценности кормов и повышения удоя высокопродуктивных коров, и не поименованы в разделе "зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, они не подлежат отнесению к продовольственным товарам, облагаемым ставкой налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов. Указанные товары не являются готовыми продуктами для кормления животных, как заявлено декларантом в графе 31 рассматриваемых в спорных ДТ, а представляют собой кормовые добавки к основному корму животных, используемые при смешивании с другими кормовыми средствами с целью получения сбалансированного корма для животных. Указанные доводы подтверждаются Определением ВС РФ от 11.09.2018 N 308-кг18-13197 по делу N А53-6633/2017, Определением ВС РФ от 15.04.2019 N 308-ЭС19-5802 по делу N А53- 22573/2017.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Общества об участии в деле в режиме онлайн-заседания.
В судебном заседании представитель Общества просил просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Новороссийская таможня, извещённая надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Новороссийская таможня подала ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Апелляционный суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Краснодарской таможни.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Новороссийской таможни, надлежащим способом извещённой о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
02.03.2017 на Новороссийском центральном таможенном посту Новороссийской таможни по декларации на товары N 10317100/020317/0004252 оформлен в таможенном отношении товар: "продукты, используемые для кормления животных: кормовая добавка TRIPALMA-80, используется для кормления животных", код ТН ВЭД 2309909609. Ставка НДС по данному товару заявлена таможенным представителем в размере 10%. Товар был выпущен Новороссийской таможней в заявленной таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления 29.03.2017.
06.07.2019 Новороссийской таможней оформлен лист корректировки таможенной декларации (КДТ) к ДТ N 10317100/020317/0004252, согласно которому заявленная декларантом ставка НДС в размере 10% изменена таможенным органом на 18%, что повлекло увеличение подлежащего уплате налога на добавленную стоимость на 284366 руб. 63 копейки.
14.02.2019 на Таможенном посту Новороссийский Новороссийской таможни по ДТ N 10317120/140219/0011004 был задекларирован товар: "продукты, используемые для кормления животных: кормовая добавка TRILACTA C-A, используется для кормления животных", код ТН ВЭД 2309909609. Ставка НДС по данному товара заявлена таможенным представителем в размере 10%. Указанный товар был выпущен Новороссийской таможней в заявленной таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления 22.02.2019.
06.07.2019 Новороссийской таможней оформлен лист корректировки таможенной декларации (КДТ) к ДТ N 10317120/140219/0011004, согласно которому заявленная декларантом ставка НДС в размере 10% изменена таможенным органом на 20%, что повлекло увеличение подлежащего уплате налога на добавленную стоимость на 1107877 руб. 98 копеек.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов ЕАЭС.
Пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации определён перечень товаров, реализация которых облагается налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов.
Пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации определён перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов. Указанная ставка подлежит применению при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пункт 5).
В соответствии с пунктом 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 названной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, утверждён Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКП, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов (далее - Перечень N 1) и Перечень в соответствии с ТН ВЭД (Перечень N 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 N 1487 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908" (далее - Постановление N 1487), согласно которым в Перечень был включён код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) 2309 90 "Продукты, используемые для кормления животных (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий)".
Изменения, внесённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 N 1487, вступили в силу после представления Обществом ДТ N 10317100/020317/0004252 и N 10317120/140219/0011004. При этом, названные изменения, учитывая цель их внесения, подтверждают, что кормовые добавки могут относиться к категории продуктов, используемых для кормления животных.
В примечании к группе 23 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), указано, что в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
Согласно примечанию 1 к Перечню N 2 для целей применения Перечня N 2 следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара. Следовательно, для целей применения таможней налоговой ставки 10% в отношении товаров, позиция которых в соответствии с ТН ВЭД 2309 90 включена в Перечень, необходимо, чтобы наименование ввозимого товара соответствовало наименованию, указанному в Перечне.
В разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня N 2 поименованы "Продукты, используемые для кормления животных - 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".
В разделе "Мясо и мясопродукты" Перечня N 2 поименованы "Корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)".
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлено, что кормовые добавки входят в раздел "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы". Как следствие кормовые добавки одновременно могут являться и (или) зерном, и (или) комбикормом, и (или) кормовыми смесями, и (или) зерновыми отходами.
Согласно примечанию к группе 23 ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
Таким образом, критерием для отнесения ввезённого товара к продуктам, используемым для кормления животных, является его назначение, то есть продукт должен использоваться для кормления животных. Каких-либо исключений, касающихся способа использования (в чистом виде, путем добавления в другой корм или смешения с другим кормом), Перечень N 2 не содержит.
Согласно пункту 3 ГОСТа 23153-78 "Кормопроизводство. Термины и определения" корма это продукты сельскохозяйственного или промышленного производства, предназначенные для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии.
Пунктом 4 ГОСТа 23153-78 "Кормопроизводство. Термины и определения" предусмотрено, что кормовой рацион это суточный набор кормов и кормовых добавок для удовлетворения физиологических и продуктивных потребностей сельскохозяйственных животных и птицы.
Согласно ГОСТ Р 51848-2001 "Продукция комбикормовая. Термины и определения" кормовое средство это продукт, используемый для кормления животных и, в пределах допустимых дозировок, не оказывающий вредного воздействия на их здоровье и продуктивность (пункт 2); комбикорм это комбикормовая продукция, представляющая собой однородную смесь различных кормовых средств, предназначенная для скармливания животным конкретного вида, возраста и производственного назначения (пункт 3); полнорационный комбикорм - комбикорм, полностью обеспечивающий потребность животных в питательных, минеральных и биологически активных веществах и предназначенный для скармливания в качестве единственного рациона (пункт 4); комбикорм-концентрат - комбикорм, предназначенный для скармливания животным в дополнение к сочным и грубым кормам (пункт 5).
Согласно пункту 1 ГОСТ Р 52812-2007 "Смеси кормовые. Технические условия" кормовые смеси используют в рационах сельскохозяйственных животных и птицы.
В Пояснениях к товарной позиции 2309 ТН ВЭД разграничен полнорационный корм, под которым понимается корм, содержащий все необходимые группы питательных веществ, и полностью удовлетворяющий потребности животных в корме (т.е. одним таким кормом можно полностью накормить животное), и хозяйственный корм, который обычно имеет довольно низкое содержание белков, минеральных веществ или витаминов (т.е. одним таким кормом невозможно полностью накормить животное).
Таким образом, продукты, используемые для кормления животных, могут быть как полнорационными, так и не являться таковыми. Следовательно, термины "продукт, используемый для кормления животных" и "кормовой рацион" не являются равнозначными. Продукт, используемый для кормления животных, это только часть суточного кормового рациона, и он может не содержать в своем составе всего комплекса питательных веществ, полностью обеспечивающего потребности животных в питании. Исключение составляет вид корма - полнорационный корм.
Доказательства того, что указанные кормовые добавки "Трилакта С-А" и "Трипальма 80" не является готовым продуктом, таможенным органом не представлены.
Согласно Инструкции по примениению кормовых добавок "Трилакта С-А" и и "Трипальма 80", утверждённой Россельхознадзором, кормовые добавки обеспечивают хорошее состояние здоровья и поддерживает баланс энергии в организме животного. Биологические свойства спорных товаров свидетельствует о том, что их назначением является удовлетворение физиологических потребностей животных в содержащихся в них питательных веществах, т.е. данные товары является продуктом, используемым для кормления животных.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 18.07.2019 N 2175-О указал, что Правительство Российской Федерации отнесло к продовольственным товарам, облагаемым по ставке 10%, в частности, продукты, используемые для кормления животных, относящиеся к коду 2309 90 ТН ВЭД, за исключением корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак (Перечень кодов видов продовольственных товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2004 N 908). Каких-либо иных исключений данное положение в силу его буквального содержания не предполагает.
Положение Перечня кодов видов продовольственных товаров изменено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 N 1487 и указывает на налогообложение по ставке 10% продуктов, используемых для кормления животных, относящихся к коду 2309 90 ТН ВЭД, в том числе кормов растительных, кормов животных сухих, премиксов, кормовых добавок, комбикормов, концентратов белково-витаминно-минеральных, концентратов амидо-витаминно-минеральных, концентратов и смесей кормовых, за исключением продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий.
На основании изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции исследовал представленные в материалы дела доказательства относительно состава, свойств и способа применения задекларированных Обществом по ДТ N 10317100/020317/0004252 и N 10317120/140219/0011004 товаров, обоснованно установил, что спорные товары является однородным продуктом, состоящим из кормовых средств, предназначенных для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии, которые обеспечивают эффективное использование рационов животными, в связи с чем охватываются признаками кормовых смесей, определенных ГОСТом 23153-78, кормовые добавки фактически являются продуктами, используемыми для кормления животных, предназначены для использования в публично-значимых целях - для развития сельского хозяйства, т.е. в целях, для достижения которых законодатель установил таможенную льготу в виде налоговой ставки 10 процентов.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 N 308-ЭС20-719, 19.10.2020 N 307-ЭС20-15078.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что ввезённый Обществом по спорным ДТ товар отвечает всем условиям определения кормовой добавки, относится к продуктам, используемым для кормления животных, и в отношении данной продукции подлежит применению ставка НДС 10%, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и является правильным, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Новороссийской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Новороссийская таможня, в данном случае, освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 по делу N А32-41273/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41273/2019
Истец: ЗАО НПП Агро-Плюс
Ответчик: "Новороссийская таможня"