г. Киров |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А82-17274/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горева Л.Н.,
судей Малых Е.Г., Овечкиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика (до и после перерыва посредством онлайн-заседания) - Семенковой Е.В. по доверенности от 05.09.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2021 по делу N А82-17274/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" (ОГРН 1110280024832; ИНН 0275073645)
к обществу с ограниченной ответственностью "Интрейдинг" (ОГРН 1027601595042; ИНН 7627020898)
о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" (далее - ООО "ХК "Бизнесинвестгрупп", истец, заявитель) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Интрейдинг" (далее - ООО "Интрейдинг") 850 000 руб. компенсации за неправомерное использование обозначения, сходного до степени смешения с товарными знаками истца N N 551003, 619444 за период с 14.04.2017 по 13.04.2020.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2021 в удовлетворении исковых требований ООО "ХК "Бизнесинвестгрупп" отказано.
ООО "ХК "Бизнесинвестгрупп" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2021 по делу N А82-17274/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что решение судом принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 01.09.2021 в заседании суда был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 08.09.2021.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал свою правовую позицию по делу.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований истец указывает, что ООО "ХК "Бизнесинвестгрупп" является правообладателем товарных знаков:
- N 551003 "Деревенская", зарегистрирован 21.08.2015 г. с приоритетом от 14.05.2013 г. и сроком действия до 15.05.2023 г. в отношении 29 класса МКТУ, в том числе в отношении товаров: ветчина, изделия колбасные, мясо, мясо консервированное, паштеты из печени, печень, свинина, сосиски, консервы мясные;
- N 619444 "Деревенский", зарегистрирован 08.06.2017 г. с приоритетом от 25.10.2012 г. и сроком действия до 25.10.2022 г. в отношении 29 и 32 классов МКТУ, в том числе в отношении товаров: мясо, мясные экстракты.
Ответчик использует спорные обозначения "деревенская", "деревенский", "деревенские" для индивидуализации производимой продукции, в частности зельца "Закуска Деревенская" путем размещения продукции, содержащей спорные обозначения, на сайте myasoyar.shop.
Разрешений на использование обозначения "Деревенская", "Деревенский" правообладатель ООО "Интрейдинг" не предоставлял.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием о прекращении использования спорных обозначений (словесные элементы "Деревенская", "Деревенский", "Деревенское", "Деревенские") и выплате компенсации на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещены обозначения, сходные до степени смешения с вышеуказанными товарными знаками, оставлено ответчиком без удовлетворения.
ООО "ХК "Бизнесинвестгрупп", ссылаясь на то, что ответчик без его согласия использует обозначения, сходные до степени смешения со спорными товарными знаками, в своей экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил основанием для принесения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
По смыслу положений пункта 1 статьи 1225 ГК РФ товарные знаки и знаки обслуживания являются самостоятельными объектами интеллектуальной собственности.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными (пункт 1 статьи 1515 ГК РФ).
В силу статьи 1515 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на товарный знак правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать факт несения убытков и их размер (абзац второй пункта 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 10)).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 154 Пленума N 10, суд вправе отказать лицу в защите его права на товарный знак на основании статьи 10 ГК РФ, если по материалам дела, исходя из конкретных фактических обстоятельств, действия по приобретению соответствующего товарного знака (по государственной регистрации товарного знака (в том числе по подаче заявки на товарный знак), по приобретению исключительного права на товарный знак на основании договора об отчуждении исключительного права) или действия по применению конкретных мер защиты могут быть квалифицированы как злоупотребление правом.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "ХК "Бизнесинвестгрупп" не использует спорные обозначения для индивидуализации товаров, работ и услуг. Истец не является конкурентом ответчика, не является производителем каких-либо товаров. Доказательства обратного в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истцом не представлены. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности истца является производство молочной продукции (ОКВЭД 10.5), дополнительными - производство прочих пищевых продуктов, производство какао, шоколада и сахаристых изделий, производство дистиллированных питьевых алкогольных напитков: водки, виски, бренди, джина, ликеров и т.п., производство пива, производство безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках. В то время как ООО "Интрейдинг" - известное мясоперерабатывающее предприятие в городе Ярославле, которое производит колбасы и мясные деликатесы более 16 лет.
Как разъяснено в пункте 162 Постановления Пленума N 10, согласно пункту 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего товара представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом суд учитывает род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей, взаимодополняемость или взаимозаменяемость и другие обстоятельства.
Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе: используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров; длительность и объем использования товарного знака правообладателем; степень известности, узнаваемости товарного знака; степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены); наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
Суд учитывает влияние степени сходства обозначений, степени однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из соответствующих обстоятельств друг на друга.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, товарные знаки истца "Деревенский/Деревенская" имеют низкую и слабую различительную способность, что неоднократно отмечено Судом по интеллектуальным правам (в рамках дел N N СИП-440/2018, СИП-441/2018, СИП-442/2018), а также подтверждается наличием иных зарегистрированных Роспатентом товарных знаков со словесными элементами "деревенское", "деревенские" NN 377179, 756254, 244322, 432940, 784277, 768653, 777703, 424303, 749955, 773246, 731692, 449092, 443737, 786502, 782174, 412284, 764540, 430841 и т.д. Само по себе использование в обозначении товара слова "деревенская" не является достаточным основанием считать нарушенными права истца на товарный знак, поскольку оно явно не воспринимается потребителями в качестве соответствующего товарного знака и не ассоциируется с продукцией ООО "ХК "БизнесинвестГрупп" и принадлежащими ему товарными знаками, равно как и не ассоциируется с какими-либо другими производителями. Широкой известностью товарные знаки "Деревенский/Деревенская" не обладают. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, равно как и доказательств фактического смешения обозначений товара и товарных знаков (в частности, опросов мнений обычных потребителей соответствующего товара). Спорные товарные знаки были зарегистрированы в 2015 и 2017 годах. Вместе с тем, и до их регистрации производители активно использовали слова "деревенский" и "деревенская" при наименовании соответствующей продукции с целью создания у потребителей устойчивого образа натурального качественного товара деревенского происхождения (свидетельства N 432940 (молоко деревенское "домик в деревне"), N404600 (деревенский дворик), N493197 (деревенская лавка), N583477 (деревенские гостинцы), N611404 (деревенский вкус), N528006 (деревенские секреты), N 588423 (деревенские продукты), N580218 ("горин продукт" натуральный деревенский), N489200, 498201, 499578 (деревенские деликатесы), N 4570211 (настоящие деревенские продукты), N549519, 482071, 319548 ("микшинский продукт" деревенские продукты к вашему столу). На настоящий момент производители продолжают использовать образы деревенских продуктов для привлечения внимания потребителей к товарам.
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии как реального, так и возможного смешения товарных знаков, принадлежащих истцу, с обозначениями товаров, изображения которых размещены на страницах интернет-сайта myasoyar.shop согласно представленному истцу "скриншоту"; оснований считать, что использование товарных знаков "Деревенский", "Деревенская" в Ярославской области способствует продвижению ответчиком на рынке услуг либо товаров именно в связи с известностью товаров, работ и услуг, осуществляемых под аналогичным товарным знаком истца, не имеется.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований ООО "ХК "Бизнесинвестгрупп" судом первой инстанции отказано правомерно. Иного из материалов дела не следует.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2021 по делу N А82-17274/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Суд по интеллектуальным правам.
Председательствующий |
Л.Н. Горев |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17274/2020
Истец: ООО "ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "БИЗНЕСИНВЕСТГРУПП"
Ответчик: ООО "Интрейдинг"
Третье лицо: АО "Региональный сетевой информационный центр", УМВД России по Ярославской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-2336/2021
20.12.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-2336/2021
15.09.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6378/2021
10.06.2021 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17274/20