15 сентября 2021 г. |
Дело N А72-341/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 сентября 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 июня 2021 года по делу N А72-341/2021 (судья Лубянова О.А.)
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области
к Федеральному государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН 1027300931613, ИНН 7320002585)
с участием третьих лиц:
-Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области,
-ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемовой О.И.
о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в неперечислении денежных средств и неисполнении исполнительных документов службы судебных приставов и налогового органа в рамках сводного исполнительного производства N 951/18/73035-СД,
об обязании осуществить действия по исполнению исполнительных документов в рамках сводного исполнительного производства N 951/18/73035-СД,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области к Федеральному государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний с исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний России, выразившиеся в неперечислении денежных средств и неисполнении исполнительных документов службы судебных приставов и налогового органа в рамках сводного исполнительного производства N 951/18/73035-СД; об обязании Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний России ИНН 7320002585 осуществить действия по исполнению исполнительных документов в рамках сводного исполнительного производства N 951/18/73035-СД.
Определением от 12.02.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области О.И.Чеджемову.
Определением от 16.03.2021 суд принял уточнение заявленных требований заявителя, просил признать незаконным бездействие Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний России, выразившиеся в неперечислении денежных средств и неисполнении исполнительных документов в рамках сводного исполнительного производства N 951/18/73035-СД (постановления об обращении взыскания на имущественные права должника):
1) Постановление (N 73035/20/78511) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на поставку продовольствия N 2020320800062003031000149/6 (дата заключения 10.02.2020 г) на сумму 1190 000 руб. - заказчик УФСИН России по Республике Дагестан;
2) Постановление (N 73035/20/78631) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на поставку продуктов питания N 20203208011942003871000044/194 (дата заключения 15.09.2020 г.) на сумму 5 640 400 руб. -заказчик УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре;
3) Постановление (N 73035/20/78501) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на закупку продовольствия N 2020320801612001411000031/161 (дата заключения 24.04.2020 г.) на сумму 2 647 350 руб. - заказчик УФСИН России по Костромской области;
4) Постановление (N 73035/20/78500) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на закупку продовольствия N 20203208013120014110000311131 (дата заключения 06.04.2020 г.) на сумму 366 000 руб. -заказчик УФСИН России по Костромской области;
5) Постановление (N 73035/20/78610) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на закупку продовольствия N 2020320802422001411000031/242 (дата заключения 07.08.2020 г.) на сумму 1 063 290 руб. -заказчик УФСИН России по Костромской области;
6) Постановление (N 73035/20/78568) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на поставку продуктов питания N 2020320801902000000000000/190 (дата заключения 15.06.2020 г.) на сумму 1 639 320 руб. - заказчик ГУФСИН России по Ростовской области;
7) Постановление (N 73035/20/78615) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на поставку продуктов питания N 2020320802322003321000018/232 (дата заключения 17.08.2020 г.) на сумму 2 400 000 руб. -заказчик ГУФСИН России по Нижегородской области;
8) Постановление (N 73035/20/78511) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на поставку товаров N 2020320800062003031000149/6 (дата заключения 10.02.2020 г.) на сумму 1 190 000 руб. -заказчик УФСИН России по республике Дагестан;
9) Постановление (N 73035/20/78611) от 13.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на поставку продовольствия N 2020320801052008664000010/105 (дата заключения 22.05.2020 г.) на сумму 6175 000 руб. - заказчик ФКУ БМТ УФСИН России по Тульской области;
10) Постановление (N 73035/20/78498) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на поставку товара N 2020320802102001621000209/210 (дата заключения 05.06.2020 г.) на сумму 2 680 000 руб. -заказчик ГУФСИН России по Свердловской области;
11) Постановление (N 73035/20/78612) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на поставку товара N 2020320801512000000000000/151 (дата заключения 14.07.2020 г.) на сумму 7 800 000 руб. -заказчик УФСИН России по Ставропольскому краю;
12) Постановление (N 73035/20/78616) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на поставку товара N 2020320800222003321000018/161 (дата заключения 29.05.2020 г.) на сумму 7 500 000 руб. -заказчик ГУ ФСИН России по Нижегородской области;
13) Постановление (N 73035/20/78497) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках государственного контракта на поставку продовольствия N 2020320800142001131000071/35 (дата заключения 05.03.2020 г.) на сумму 600 000 руб. - заказчик ФКУ ЖКУ УФСИН России по Удмуртской республике.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01 июня 2021 года признано незаконным бездействие Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний России, выразившееся в неперечислении денежных средств и неисполнении исполнительных документов в рамках сводного исполнительного производства N 951/18/73035-СД (постановления ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области от 12.10.2020 об обращении взыскания на имущественные права должника N73035/20/78511, N73035/20/78631, N73035/20/78501, N73035/20/78500, N73035/20/78610, N73035/20/78568, N73035/20/78615, N73035/20/78511, N73035/20/78611, N73035/20/78498, N73035/20/78612, N73035/20/78616, N73035/20/78497).
В апелляционной жалобе Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний России просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание 02.08.2021 лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Судебное заседание определением суда от 02.08.2021 отложено на 08.09.2021 на 09 час. 20 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного разбирательства, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание 08.09.2021 лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находится на исполнении сводное исполнительное производство N 951/18/73035-СД (ранее исполнительное производство находилось на исполнении в ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области). Должником по сводному исполнительному производству является Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказания России (далее - ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России, должник).
В качестве одного из взыскателей в сводном исполнительном производстве является Межрайонная ИФНС России N 8 по Ульяновской области. Согласно пункту 3 Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области, утвержденным 30.04.2019 УФНС России по Ульяновской области, Инспекция осуществляет функции по применению мер принудительного взыскания, обеспечения поступления в бюджетную систему Российской Федерации сумм задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и другим обязательным платежам на всей территории Ульяновской области.
В рамках сводного исполнительного производства N 951/18/73035-СД были удовлетворены ходатайства инспекции об обращении взыскания на имущественное право ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России - право на периодическое получение денежных в размере 100 % стоимости оказываемых услуг по поставке продукции в рамках заключенных контрактов путем обязания должника внести (перечислить) денежные средства, поступающие от государственного заказчика.
ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области вынесены постановления об обращении взыскания на имущественные права должника (постановления приняты по ходатайству Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области):
Постановлением (N 73035/20/78511) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-ИП обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на поставку продовольствия N 2020320800062003031000149/6 (дата заключения 10.02.2020) на сумму 1 190 000 руб. - заказчик УФСИН России по Республике Дагестан.
Постановлением (N 73035/20/78631) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-ИП обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на поставку продуктов питания N 20203208011942003871000044/194 (дата заключения 15.09.2020) на сумму 5 640 400 руб. - заказчик УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре.
Постановлением (N 73035/20/78501) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-ИП обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на закупку продовольствия N 20203208016120014110000311161 (дата заключения 24.04.2020) на сумму 2 647 350 руб. - заказчик УФСИН России по Костромской области.
Постановлением (N 73035/20/78500) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-ИП обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на закупку продовольствия N20203208013120014110000311131 (дата заключения 06.04.2020 ) на сумму 366 000 руб. - заказчик УФСИН России по Костромской области.
Постановлением (N 73035/20/78610) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-ИП обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на закупку продовольствия N20203208024220014110000311242 (дата заключения 07.08.2020) на сумму 1063 290 руб. - заказчик УФСИН России по Костромской области.
Постановлением (N 73035/20/78568) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-ИП обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на поставку продуктов питания N 2020320801902000000000000/190 (дата заключения 15.06.2020) на сумму 1 639 320 руб. -заказчик ГУ ФСИН России по Ростовской области.
Постановлением (N 73035/20/78615) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-ИП обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на поставку продуктов питания N20203208023220033210000181232 (дата заключения 17.08.2020) на сумму 2 400 000 руб. -заказчик ГУ ФСИН России по Нижегородской области.
Постановлением (N 73035/20/78511) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-ИП обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на поставку товаров N2020320800062003031000149/6 (дата заключения 10.02.2020) на сумму 1 190 000 руб. -заказчик УФСИН России по республике Дагестан.
Постановлением (N 73035/20/78611) от 13.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-ИП обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на поставку продовольствия N2020320801052008664000010/105 (дата заключения 22.05.2020) на сумму 6175 000 руб. - заказчик ФКУ БМТ УФСИН России по Тульской области.
Постановлением (N 73035/20/78498) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-СД обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на поставку товара N 2020320802102001621000209/210 (дата заключения 05.06.2020) на сумму 2 680 000 руб. - заказчик ГУ ФСИН России по Свердловской области.
Постановлением (N 73035/20/78612) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-СД обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на поставку товара N 2020320801512000000000000/151 (дата заключения 14.07.2020) на сумму 7 800 000 руб. - заказчик УФСИН России по Ставропольскому краю.
Постановлением (N 73035/20/78616) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-СД обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на поставку товара N 2020320800222003321000018/161 (дата заключения 29.05.2020) на сумму 7 500 000 руб. - заказчик ГУФСИН России по Нижегородской области.
Постановлением (N 73035/20/78497) от 12.10.2020 ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства N 951/18/73035-ИП обращено взыскание на имущественное право - в размере 100 % стоимости оказываемых услуг в рамках государственного контракта на поставку продовольствия N2020320800142001131000071/35 (дата заключения 05.03.2020) на сумму 600 000 руб. - заказчик ФКУ ЖКУ УФСИН России по Удмуртской Республике.
Поскольку ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России не исполнило обязанность по уплате (перечислению) налогов, взносов и соответствующих сумм пени, штрафа, постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественное право также не исполнило, налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Ульяновской области в заявлении ссылалась на то, что исполнительные документы службы судебных приставов должником ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России на дату вынесения постановлений и до настоящего времени не исполнены. ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России не представлены доказательства обжалования и (или) результаты рассмотрения, свидетельствующие о неправомерности вынесенных постановлений.
Государственные контракты должником исполнялись, денежные средства перечислялись заказчиками на счета должника, однако ответчиком не исполнялись исполнительные документы (постановления) службы судебных приставов, что свидетельствует о бездействиях ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России.
Кроме того, ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России не исполняется обязанность по уплате налогов (обязательных платежей) в бюджет, установленная ст.ст. 23 и 45 Налогового Кодекса РФ и ст.57 Конституции РФ. Ответчиком не соблюдается ни одна из перечисленных норм законодательства.
Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области были приняты меры по взысканию задолженности в принудительном порядке, включая направление требований, вынесение в порядке ст.46 Налогового Кодекса РФ решений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств, направление поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации, приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств, направление решений и постановлений по ст. 47 Налогового Кодекса РФ о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица).
Кроме того, Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области направлялись в Управление федерального казначейства по Самарской области решения о взыскании задолженности с лицевых счетов (N 25023 от 14.04.2020, N 25190 от 14.04.2020, N 24621 от 14.04.2020, N 9986 от 08.04.2020). Указанные решения оставлены без исполнения и возвращены налоговому органу. Управление федерального казначейства по Самарской области мотивировало отказ тем, что бюджетным законодательством, в т.ч. гл. 24.1 Бюджетного Кодекса РФ не предусмотрен порядок исполнения решений налоговых органов по взысканию налогов, сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах не участников бюджетного процесса.
Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказания России требования не признало. Ссылается на то, что определением Арбитражного суда Ульяновской области 05.09.2018 принято к производству заявление ФНС России в лице УФНС России по Ульяновской области о признании несостоятельным (банкротом) ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России. Обязательства по госконтрактам исполнялись в течение 2020 года, несмотря на наличие заявления о признании ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России несостоятельным (банкротом) и рассмотрения его в суде. Указанные в постановлениях судебного пристава госконтракты исполнены в 2020 году. В 2021 госконтракты не заключались. Постановления судебного пристава - исполнителя об обращении взыскания являются незаконными и отменены. В 2020 году денежные средства поступали как целевые из федерального бюджета, но это не были ни субсидии и ни субвенции.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к числу исполнительных документов отнесены, в том числе, постановления судебного пристава-исполнителя.
Следовательно, постановления об обращении взыскания на имущественные права должника от 12.10.2020 и 13.10.2020 N 73035/20/78511, N 73035/20/78631, N 73035/20/78501, N 73035/20/78500, N 73035/20/78610, N 73035/20/78568, N 73035/20/78615, N 73035/20/78511, N 73035/20/78611, N 73035/20/78498, N 73035/20/78612, N 73035/20/78616, N 73035/20/78497 об обращении взыскания на денежные средства должника являются исполнительным документом в силу пункта 7 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ.
При обращении взыскания на имущество (имущественное право) должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная Федеральным Законом об исполнительном производстве.
Согласно части 1 статьи 111 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлена очередность удовлетворения требований взыскателей:
в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.
Положения данной статьи не содержат исключения.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не опровергался факт не исполнения постановлений судебного пристава - исполнителя об обращении взыскания на имущественные права должника N 73035/20/78511, N 73035/20/78631, N 73035/20/78501, N 73035/20/78500, N 73035/20/78610, N 73035/20/78568, N 73035/20/78615, N 73035/20/78511, N 73035/20/78611, N 73035/20/78498, N 73035/20/78612, N 73035/20/78616, N 73035/20/7849. Представитель ответчика в судебном заседании пояснял, что обязательства по госконтрактам исполнялись в течение 2020 года
Суд первой инстанции верно указал, что при наличии обязательных к исполнению должником исполнительных документов службы судебных приставов об обращении взыскания, ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России неправомерно не осуществляло действия по перечислению средств на депозитный счет ОСП, при этом осуществляло погашение обязательств перед иными лицами (взыскателями 4-й очереди), чем допустило нарушение прав и законных интересов Инспекции не только как взыскателя (3-й очереди). В данном случае денежные средства направлялись в оплату обязательств не в пользу бюджета, а перед иными лицами.
Довод ответчика о том, что постановления об обращении взыскания на имущественные права должника N 73035/20/78511, N 73035/20/78631, N 73035/20/78501, N 73035/20/78500, N 73035/20/78610, N 73035/20/78568, N 73035/20/78615, N 73035/20/78511, N 73035/20/78611, N 73035/20/78498, N 73035/20/78612, N 73035/20/78616, N 73035/20/78497 отменены, суд первой инстанции верно счел несостоятельным по следующим основаниям. Постановлениями от 25.11.2020 ОСП по Тереньгульскому району Управления отказано в удовлетворении жалобы на постановления об обращении взыскания на имущественные права должника. Не согласившись с данными постановлениями должник обратился с жалобой в УФССП по Ульяновской области. В постановлениях заместителя руководителя УФССП по Ульяновской области от 04.05.2021 постановление от 25.11.2020 отменено. Возложена обязать на и.о. начальника межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Надеева А.Н. принять новое решение по жалобе заявителя. При этом в установочной части оценка по существу постановлениям об обращения взыскания на имущественные права должника не дана. В данном случае суд первой инстанции верно указал, что отмена постановлений от 25.11.2020 не влечет отмену постановлений об обращения взыскания на имущественные права должника N 73035/20/78511, N 73035/20/78631, N 73035/20/78501, N 73035/20/78500, N 73035/20/78610, N 73035/20/78568, N 73035/20/78615, N 73035/20/78511, N 73035/20/78611, N 73035/20/78498, N 73035/20/78612, N 73035/20/78616, N 73035/20/78497.
Ссылку ответчика на Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", постановление Правительства РФ N 47 от 19.01.1998 суд первой инстанции также верно счел несостоятельной, поскольку указанными нормами не предусмотрены ограничения в отношении проведении операций по лицевым счетам.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что бездействие Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний России, выразившиеся в неперечислении денежных средств и неисполнении исполнительных документов в рамках сводного исполнительного производства N 951/18/73035-СД (постановления ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области от 12.10.2020 об обращении взыскания на имущественные права должника N73035/20/78511, N73035/20/78631, N73035/20/78501, N73035/20/78500, N73035/20/78610, N73035/20/78568, N73035/20/78615, N73035/20/78511, N73035/20/78611, N73035/20/78498, N73035/20/78612, N73035/20/78616, N73035/20/78497 является незаконным.
Принимая во внимание, что госконтракты, указанные в постановлениях об обращении взыскания на имущественные права должника N 73035/20/78511, N 73035/20/78631, N 73035/20/78501, N 73035/20/78500, N 73035/20/78610, N 73035/20/78568, N 73035/20/78615, N 73035/20/78511, N 73035/20/78611, N 73035/20/78498, N 73035/20/78612, N 73035/20/78616, N 73035/20/78497 на дату принятия решения исполнены, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для принятия восстановительной меры.
ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России в апелляционной жалобе указывает, что имеет место несоответствие выводов, изложенных в решении, материалам дела и обстоятельствам спора, а также неправильное применение норм материального и процессуального права.
Податель апелляционной жалобы полагает, что принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о несостоятельности доводов налогоплательщика об отмене постановлений судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественные права должника от 12.10.2020.
Между тем, доводы, изложенные ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными по следующим основаниям.
В МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на исполнении находится сводное исполнительное производство N 951/18/73035-СД в отношении ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России.
В качестве одного из взыскателей в данном сводном исполнительном производстве числится Межрайонная ИФНС России N 8 по Ульяновской области.
ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России не исполняло обязанность по уплате (перечислению) налогов, взносов и соответствующих сумм пени, штрафа.
Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области были приняты меры по взысканию задолженности в принудительном порядке, включая направление требований, вынесение в порядке ст.46 НК РФ решений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств, направление поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации, приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств, направление решений и постановлений по ст. 47 НК РФ о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица).
Кроме того, Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области направлялись в Управление федерального казначейства по Самарской области решения о взыскании задолженности с лицевых счетов (N 25023 от 14.04.2020 г., N 25190 от 14.04.2020 г., N 24621 от 14.04.2020 г., N 9986 от 08.04.2020 г.).
Указанные решения оставлены без исполнения и возвращены налоговому органу. Управление федерального казначейства по Самарской области мотивировало отказ тем, что "бюджетным законодательством, в т.ч. гл. 24.1 БК РФ не предусмотрен порядок исполнения решений налоговых органов по взысканию налогов, сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах неучастников бюджетного процесса.
Согласно реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса лицевые счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета должнику - ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России как получателю средств федерального бюджета в органах федерального казначейства не открыты.
ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России, являющемуся исполнителем по государственным контрактам, в рамках казначейского сопровождения средств, получаемых указанным предприятием, в Управлении открыты лицевые счета, предназначенные для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открываемых им в территориальных органах федерального казначейства.
Вышеизложенное свидетельствует, что налоговым органом был применен весь предусмотренный законодательством о налогах и сборах комплекс мер по принудительному взысканию задолженности, что является одним из основных обстоятельств для признания бездействия ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России, выразившегося в неисполнении исполнительных документов и неперечислении обязательных платежей в бюджет, незаконным.
Кроме того, в рамках сводного исполнительного производства N 951/18/73035-СД были удовлетворены ходатайства инспекции об обращении взыскания на имущественное право ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России - право на периодическое получение денежных в размере 100 % стоимости оказываемых услуг по поставке продукции в рамках заключенных контрактов путем обязания должника внести (перечислить) денежные средства, поступающие от государственного заказчика.
По результатам рассмотрения ходатайств ОСП по Тереньгульскому району УФССП России по Ульяновской области вынесены перечисленные выше постановления об обращении взыскания на имущественные права должника.
Государственные контракты исполнялись, денежные средства перечислялись заказчиками на счета должника, однако ответчиком не исполнялись исполнительные документы (постановления) службы судебных приставов, что свидетельствует о бездействиях ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России.
Исполнительные документы службы судебных приставов должником ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России на дату вынесения постановлений и до настоящего времени не исполнены.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод, основанный на имеющихся в материалах дела доказательствах о том, что отмена постановлений от 25.11.2020 не влечет отмену постановлений об обращении взыскания на имущественные права должника от 12.10.2020.
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Отделения Шуйского В.В. от 25.11.2020 отказано в удовлетворении жалоб налогоплательщика на постановления об обращении взыскания на имущественные права должника от 12.10.2020.
Не согласившись с данным постановлением, должник обратился с жалобами в УФССП по Ульяновской области, вынесены постановления Заместителя руководителя Управления УФССП по Ульяновской области-заместителя главного судебного пристава Ульяновской области о признании жалобы обоснованной и отмене постановлений от 04.05.2021 N 73905/21/19628 (по ГК 242 от 07.08.2020), N 73905/21/19636 (по ГК N 232 от 17.08.2020), N 73905/21/19638 (по ГК N 194 от 15.09.2020), N 73905/21/19637 (по ГК N 190 от 15.06.2020), N 73905/21/19639 (по ГК N 161 от 29.05.2020). N 73905/21/19640 (по ГК N 161 от 24.04.2020), N 73905/21/19640 (по ГК N 161 от 24.04.2020), N 73905/21/19642 (по ГК N 151 от 14.07.2020), N 73905/21/19651 (по ГК N 131 от 06.04.2020). N 73905/21/1965^ (по ГК N 35 от 05.03.2020), N 73905/21/19652 (по ГК N 105 от 22.05.2020). N 73905/21/1962Р (поГКN 6 от 10.02.2020).
Указанными постановлениями жалобы ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России признаны обоснованными, постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Отделения Шуйского В.В. отменено, на и.о начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Надееву А.Н. возложена обязанность по принятию нового решения по жалобам Заявителя.
Согласно указанным Постановлениям Заместителя руководителя Управления УФССП по Ульяновской области-заместителя главного судебного пристава Ульяновской области от 04.05.2021 основанием отмены постановления от 25.11.2020 является то, что установочная часть Постановления от 25.11.2020 не содержит обоснования принятого решения, с учетом нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми можно было бы сделать вывод о признании постановления заместителя начальника Отделения от 12.10.2020 правомерным.
Таким образом, из представленных налогоплательщиком документов следует, что в настоящее время отменено лишь постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Отделения Шуйского В.В. от 25.11.2020, принятого по результатам рассмотрения жалоб ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России, направленных в УФССП России по Ульяновской области 10.11.2020 года. Постановления об обращении взыскания на имущественное право - право на периодическое получение денежных средств, возникшее на основании государственных контрактов, которые не были исполнены налогоплательщиком, не признаны недействительными, являются действующими.
Соответственно, доводы ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России в указанной части являются несостоятельными.
В апелляционной жалобе со ссылкой на Федеральный закон N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017, письмо Минфина России от 19.11.2018 N 09-02-07/84638 указывается на то, что средства, поступающие по государственным контрактам, являются целевыми, обращение взыскания на указанные денежные средства не представляется возможным. Указанный довод является необоснованным по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и обоснованно не принята во внимание ссылка налогоплательщика на Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", Постановление Правительства РФ N 47 от 19.01.1998, так как нормами, содержащимися в указанных и иных нормативно-правовых документах, не предусмотрены ограничения в отношении проведения операций по лицевым счетам.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 111 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлена очередность удовлетворения требований взыскателей:
1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.
При обращении взыскания на имущество (имущественное право) должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная Федеральным Законом об исполнительном производстве.
Положения данной статьи Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и иных нормативно-правовых актов не содержат исключения в части открытых ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открываемых им в территориальных органах федерального казначейства.
Из указанного следует, что нарушена очередность удовлетворения требований взыскателей в сводном исполнительном производстве (ст.111 Закона N 229-ФЗ).
Денежные средства направлялись в оплату обязательств не в пользу бюджета, а перед иными лицами.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы о невозможности обращения взыскания на целевые денежные средства, находящиеся на лицевых счетах, являются несостоятельными.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 июня 2021 года по делу N А72-341/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-341/2021
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФНС России МРИ N 8 по Ульяновской области
Ответчик: ФГУСХП "Ульяновское" ФСИН России, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УЛЬЯНОВСКОЕ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Третье лицо: Ведущий Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Ульяновской области О.И. Чеджемова, Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемова О.И., УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УФССП России по Ульяновской области