г. Москва |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А41-21117/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Торгово-сервисный центр "Спектр" - Орифова Д.Л. представитель по доверенности от 04.09.2019 года (онлайн),
от заинтересованного лица 29 Военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - полевая почта 34135 - Носова Е.Г. представитель по доверенности от 24.08.2021 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу 29 Военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - полевая почта 34135 на решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2021 года по делу N А41-21117/21 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-сервисный центр "Спектр" к 29 Военной прокуратуре гарнизона о признании недействительным представления об устранении нарушений закона,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-сервисный центр "Спектр" (далее - ООО "Торгово-сервисный центр "Спектр", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к 29 Военной прокуратуре гарнизона, войсковая часть - полевая почта 34135 (далее - 29 Военной прокуратура гарнизона, войсковая часть - полевая почта 34135, заинтересованное лицо) о признании недействительным представления об устранении нарушений закона от 16.12.2020 N Исорг20002408-4-20.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 105-110 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, 29 Военная прокуратура гарнизона, войсковая часть - полевая почта 34135 обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, что ООО "ТСЦ "Спектр" является исполнителем по ежегодно заключаемым с Министерством обороны РФ контрактам (в рамках исполнения государственного оборонного заказа).
В рамках контрактов ООО "ТСЦ "Спектр" оказывает услуги по организации и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ, расположенных на территории Республики Казахстан.
29 Военной прокуратурой гарнизона, войсковая часть - полевая почта 34135 проводилась проверка выполнения обществом принятых на себя обязательств по действующему в настоящее время контракту N 999/ЗК/2020/ДГЗ/3 от 13.11.2020 (далее по тексту - Контракт).
16.12.2020 Прокуратурой было вынесено представление об устранении нарушений закона исх. N Исорг-20002408-4-20.
В представлении указано, что ООО "ТСЦ "Спектр", являясь в 2016-2020 годах исполнителем по госконтрактам по проведению комплексного обслуживания казарменно-жилищного фонда, заключало договоры с теплоснабжающей организацией ГУП ПЭО "Байконурэнерго", однако оплата предоставленных услуг произведена не была, задолженность ООО "ТСЦ "Спектр" перед снабжающей организацией составляет более 15 миллионов рублей.
Также в представлении указано, что в нарушение пунктов 3.1.2, 3.1.3 Контракта обществом не определен способ оказания потребителям услуг в части их обеспечения тепловой энергией, договор на оказание коммунальных услуг с ГУП ПЭО "Байконурэнерго" не заключен, что является прямым нарушением взятых на себя обязательств по Контракту, о чем проинформирован прокурор Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, с возможностью привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности, вплоть до уголовной.
Представление содержит следующие требования:
1. Обсудить нарушения закона, указанные в представлении, и принять незамедлительные меры к их устранению:
- определить способ оказания потребителям услуг по поставке горячего водоснабжения и отопления в 2020-2021 годах;
- незамедлительно принять меры к привлечению в рамках Контракта в качестве соисполнителя ГУП ПЭО "Байконурэнерго" и заключить с указанной организацией договор на поставку потребителям горячего водоснабжения и отопления в 2020-2021 годах.
2. Рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, по вине которых допущены указанные в представлении нарушения закона.
Не согласившись с вынесенным представлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между обществом и Министерством обороны РФ заключен и действует государственный контракт N 999/ЗК/2020/ДГЗ/3 от 13.11.2020, с периодом оказания услуг по 30.09.2021(п. 2.1.1 Контракта). Предметом Контракта является оказание ООО "ТСЦ "Спектр" услуг по комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков, расположенных на территории Республики Казахстан, в объеме, предусмотренным Контрактом.
Подробный перечень оказываемых услуг в отношении каждого объекта имущественного комплекса или вида сетей установлен в приложениях к Контракту. В отношении тепловых сетей общество должно оказывать поименованные в приложениях услуги, включающие в себя различные плановые регламентные работы, необходимые для поддержания сетей и оборудования в технически исправном состоянии.
В Приложении N 1 (б) Контракта установлен перечень тепловых сетей, в отношении которых оказываются услуги по техническому обслуживанию. Общая протяженность тепловых сетей, подлежащих обслуживанию в различных городах Республики Казахстан, составляет 8 363, 10 погонных метра. Из них в городе Байконур - 131 пог.м (ул. Советская, дом 5 - 91 пог.м, и ул. Советская, дом 9 - 40 пог.м).
Стоимость оказания услуги за 1 пог.м эксплуатации систем тепловых сетей в месяц составляет 110 руб. 40 коп. (п. 4.4 госконтракта), т.е. за протяженность сетей в городе Байконур - 14 462 руб. 40 коп. в месяц (= 131 пог.м * 110, 40 руб.).
За 11 месяцев обслуживания данного участка тепловых сетей ООО "ТСЦ "Спектр" получит сумму приблизительно в размере 159 086 руб. 40 коп, (с учетом того, что обслуживание в ноябре 2020 года было менее месяца, итоговая сумма скорректируется в немного меньшую сторону).
В предыдущие годы между ООО "ТСЦ "Спектр" и Министерством обороны РФ заключались аналогичные по своему предмету государственные контракты, согласно которым ООО "ТСЦ "Спектр" также осуществляло, в том числе техническое обслуживание тепловых сетей в городе Байконур по указанным выше адресам:
1) N 580/ЭА/2017/ДГЗ/З от "03" ноября 2017 г. В период действия данного контракта протяженность обслуживаемых тепловых сетей в г. Байконур составляла 149 пог.м по расценке 90 руб. 15 коп. за 1 пог.м в месяц. Таким образом, в месяц за обслуживание указанных сетей общество получало 13 432 рубля 35 копеек (149 п/м * 90,15 руб.), а за весь период оказания услуг по контракту (11 месяцев) - 147 755 рублей 85 копеек.
2) N 531/ЗА(Э)/2018/ДГЗ/З от "30" октября 2018 г. Протяженность обслуживаемых тепловых сетей в г. Байконур составляла 131 пог.м по расценке 90 руб. 10 коп. в месяц за пог.м, таким образом общая стоимость обслуживания в месяц составляла 11 803 руб. 10 коп. (131 пог.м * 90,10 руб.), за год действия контракта - 141 637 рублей 20 копеек (11 803,10 руб. * 12 месяцев).
3) N 816/ЗА(Э)/2019/ДГЗ/З от "23" октября 2019 года. Протяженность обслуживаемых тепловых сетей в г. Байконур и стоимость обслуживания остались неизменными, таким образом, за период обслуживания (год) общество получило 141 637 рублей 20 копеек.
Таким образом, за обслуживание тепловых сетей в г. Байконур в течение трех предыдущих лет контрактами совокупно была предусмотрена оплата в размере 431 030 руб. 25 коп., при том, что ГУП ПЭО "Байконурэнерго" оценило за тот же период весь поставленный объем теплового ресурса в размере 16,5 млн. рублей (около 5,5 миллионов рублей за год), полагая, что данную сумму должно выплачивать ООО "ТСЦ "Спектр". Однако такие денежные средства в цену контрактов не заложены. Несмотря на это, Прокуратура в оспариваемом Представлении сделала необоснованный вывод об обязанности общества оплатить указанную ГУП ПЭО "Байконурэнерго" сумму.
Кроме того, ООО "ТСЦ "Спектр" не является теплоснабжающей или теплосетевой организацией, не владеет на праве собственности источниками тепловой энергии, тепловыми сетями в системе теплоснабжения, не реализует (не продает) тепловую энергию. Соответственно, под предмет регулирования ФЗ "О теплоснабжении" деятельность ООО "ТСЦ "Спектр" не подпадает, в связи с чем на общество не могут быть возложены какие-либо установленные данным законом обязанности.
Контрактами в части обслуживания тепловых сетей была изначально установлена расценка за такую услугу 90 руб. 10 коп. за погонный метр сетей, впоследствии увеличенная до 110 руб. 40 коп. за погонный метр.
Перечень услуг, оказываемых в рамках указанной расценки, подробно установлен в приложениях к госконтрактам, с периодичностью оказания каждой услуги.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 N 1275 "О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу" устанавливают требование о четкой формулировке оказываемой исполнителем услуги - путем описания товаров, работ, услуг, составляющих объект и (или) объекты закупки, с соответствующим правом исполнителя требовать своевременной оплаты оказываемой услуги на условиях, предусмотренных государственным контрактом.
Между тем, ни одним контрактом на ООО "ТСЦ "Спектр" не была возложена обязанность заключить договоры с поставщиками тепловых и любых иных видов ресурсов, не предоставлены соответствующие полномочия по представлению интересов собственника помещений перед поставщиками (о том, что такие полномочия отсутствуют и в силу закона, было указано в предыдущем пункте пояснений).
Не установлена обязанность обеспечить поставку ресурсов потребителям, право получить денежные средства с государственного заказчика (в рамках контракта право получить оплату с потребителей ресурсов предоставлено ООО "ТСЦ "Спектр" быть не может, так как потребители не являются сторонами контракта), произвести оплату поставщикам ресурсов. Положений, которые регулировали бы хоть какие-то правоотношения по поставке ресурсов, в контрактах нет.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, отношения по поставке тепловых ресурсов не входят в предмет контрактов и не регулируются ими.
Ценообразование контрактов не подразумевает оплату каких-либо ресурсов, потребленных пользователями помещений, что подтверждает отсутствие со стороны ООО "ТСЦ "Спектр" обязанности оказывать такую услугу.
Кроме того, в разделе 4 контрактов после указания расценок за единицу каждого вида услуги также имеется пункт, согласно которому цены единицы услуг устанавливаются в российских рублях и включают в себя расходы на оказание услуг, все затраты на приобретение материалов и ресурсов, топливно-энергетические ресурсы (а именно: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, а также обеспечение углем и солью), транспортные расходы, расходы на оплату труда персонала Исполнителя и другие, установленные законодательством РФ, налоги, сборы и платежи, а также иные расходы (в том числе расходы на конвертацию, оплату таможенных пошлин, природоохранных платежей и т.п.), связанные с оказанием единицы услуги.
При толковании данного пункта следует учитывать, что в объем оказываемых ООО "ТСЦ "Спектр" услуг не входит обеспечение поставки ресурсов потребителям, и прямого указания на включение в стоимость услуги именно стоимости ресурсов, потребляемых иными лицами, а не закупаемых для непосредственного оказания услуги - нигде в контрактах нет.
С учетом наименования и описания услуг, в цену единицы услуги заложены затраты на приобретение ресурсов, связанные с оказанием единицы услуги, оказываемой ООО "ТСЦ "Спектр" (то есть те ресурсы, которые общество затратило при непосредственном оказании услуг, предусмотренных контрактами): например, расходы на водоснабжение с целью помывки территорий, помещений, расходы на закупку ресурсов, затрачиваемых Исполнителем (его работниками) с целью оказания услуг (снабжение ресурсами служебных, складских, технических помещений, коммунальной техники и т.п.).
Иное толкование данного пункта, а именно подразумевающее обязанность по оплате потребленных сторонними лицами ресурсов исполнителем государственного контракта в отсутствие на то законных оснований и соответствующей компенсации со стороны государственного заказчика означало бы включение в государственный контракт условия о дарении между юридическими лицами, что запрещено пп. 4 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ, и противоречит правилу о возмездности договора оказания услуг (ст. 423, 781 Гражданского кодекса РФ).
Учитывая вышеизложенное, Прокуратурой не доказана законность и обоснованность оспариваемого представления.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что данное дело подлежало прекращению, поскольку на момент его рассмотрения оспариваемый акт был отозван, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 года N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2021 года по делу N А41-21117/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21117/2021
Истец: ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ООО "ТОРГОВО-СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР "СПЕКТР"
Ответчик: 29 ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА ГАРНИЗОНА, ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ - ПОЛЕВАЯ ПОЧТА 34135
Третье лицо: 29 ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА ГАРНИЗОНА, ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ - ПОЛЕВАЯ ПОЧТА 34135