г. Хабаровск |
|
15 сентября 2021 г. |
А73-3749/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Яковлева О.Г. по доверенности от 19.10.2018 N 51/659,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" на решение от 22.06.2021 по делу N А73-3749/2021 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363) к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (ОГРН 1052700251801, ИНН 2724084440) о признании недействительным и отмене пункта 2 предписания от 17.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю), согласно которому просит признать недействительным и отменить пункт 2 предписания от 17.12.2020.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-3749/2021.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.06.2021 в удовлетворении заявленных АО "ДГК" требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "ДГК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что Обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории СП "Хабаровская ТЭЦ-3".
Доводы жалобы АО "ДГК" по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сведены к несогласию с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 05.08.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель АО "ДГК" поддержал позицию изложенную в апелляционной жалобе в полном объеме.
Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю не направило своего представителя в судебное заседание, отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю на основании распоряжения от 13.11.2020 N 623 в период с 20.11.2020 по 17.12.2020 в отношении АО "ДГК" проведена плановая выездная проверка с целью установления соответствия (не соответствия) объекта обязательным требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно: статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пункта 1.12 Постановления Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 01.06.2020 N 19 "Об ограничительных мероприятиях в организациях и на объектах в целях недопущения распространения COVID-19 в Хабаровском крае" (далее - Постановление Главного государственного врача по Хабаровскому краю от 01.06.2020 N 19), пункта 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", пунктов 4.1, 4.2, 4.4, 4.11 СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", разделов III, IV СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в частности: в соответствии с представленным списком подразделений СП "Хабаровская ТЭЦ-3", работающих в круглосуточном режиме, договора на оказание услуг от 23.12.2019 N 925/121-19, заключенного с АО "АТП ЛуТЭК" следует, что уборка и дезинфекция помещений проводится 3 раза в сутки (9, 13, 15 часов дня), вместе с тем имеется ряд цехов, осуществляющих работу в круглосуточном режиме, в которых кратность проведения дезинфекции (не менее раза в 2-4 часа) не соблюдается, необходимое количество раз для проведения дезинфекции для круглосуточных цехов не менее 6 раз в сутки.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 17.12.2020 N 623, по результатам рассмотрения которого Обществу выдано предписание от 17.12.2020, которым Обществу предписано, в том числе, в срок до 15.01.2021 организовать проведение уборки и дезинфекции в цехах с круглосуточным пребыванием людей не менее 6 раз в сутки на период продолжающегося распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 2 предписания).
Не согласившись с пунктом 2 указанного предписания, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что пункт 2 предписания Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 17.12.2020 соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Из анализа положений статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Закона N 52-ФЗ понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; выполнять другие обязанности, возложенные настоящим Законом на юридических лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор, имеют право давать юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
В силу пункта 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации.
Частью 3 статьи 29 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция 2019-nCOV (COVID-19) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации установлены СП 3.1/3.2.3146-13.
Так, пункт 2.2 СП 3.1/3.2.3146-13 наделяет органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор правом организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций связанных с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки.
В случае опасности распространения инфекционных болезней на территории Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности вводятся меры, предусматривающие особые условия и режимы хозяйственной и иной деятельности (пункт 2.7).
Пункт 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 предусматривает, что при эксплуатации общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Кроме того, подпунктом 6.2 пункта 6 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" территориальным органам Роспотребнадзора поручено обеспечить контроль за выявлением случаев заболевания людей с подозрением на новую коронавирусную инфекцию, их изоляцией и лабораторным обследованием, а также за организацией и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции.
Постановлением Главного государственного врача по Хабаровскому краю N 19 от 01.06.2020, с целью снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края, руководителям организаций и предприятий независимо от формы собственности поручено реализовать комплекс мероприятий по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции.
Кроме того в пункте 1.12 Постановления Главного государственного врача по Хабаровскому краю N 19 от 01.06.2020 содержится требования о проведении уборки помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия во всех помещениях с кратностью обработки каждые 2-4 часа.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Обществом в ряде цехов СП "Хабаровская ТЭЦ-3", осуществляющих работу в круглосуточном режиме, не соблюдается кратность проведения дезинфекции, которая составляет не менее 6 раз в сутки (не менее раза в 2-4 часа), что представителем заявителя в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Доводы Общества о том, что на предприятии действуют Приказ от 25.03.2020 N 217 "О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции" (в редакции Приказа от 06.04.2020 N 249), Приказ от 15.06.2020 N 546/1 "О мерах по профилактике коронавирусной инфекции", а также о том, что в рамках договора от 23.12.2019 N 925/121-19 АО "АТП ЛуТЭК" ежедневно обеспечивает оказание услуг в соответствии с требованиями, в том числе ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги", правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку наличие указанных приказов и заключенного договора не подтверждают того, что уборка проводится с соблюдением требованием Постановления Главного государственного врача по Хабаровскому краю N 19 от 01.06.2020.
Оценив содержание оспариваемого предписания, апелляционный суд считает, что предписание является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на прекращение и устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, в предписании имеется указание на мероприятия, которые следует провести в целях устранения нарушений, приведены ссылки на нормы права, нарушение которых установлено, какая-либо неопределенность относительно изложенных в предписании формулировок отсутствует.
При таких обстоятельствах предписание в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства, не возлагает на Общество не предусмотренных законодательством обязанностей, прав и законных интересов Общества не нарушает.
Изложенным в апелляционной жалобе доводам дана должная оценка судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции нет оснований считать такую оценку ненадлежащей.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы возвращается из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.06.2021 по делу N А73-3749/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 25.01.2021 N 905.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3749/2021
Истец: АО "Дальневосточная генерирующая компания", АО "Дальневосточная генерирующая компания" Филиал "Хабаровская генерация"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю