город Омск |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А81-4695/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9039/2021) Тюменской таможни на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2021 по делу N А81-4695/2021 (судья Н.М. Садретинова), принятое по заявлению акционерного общества "Авиационная транспортная компания "Ямал" (ИНН 8901008031, ОГРН 1028900507305) к Тюменской таможне (ИНН 7202023074, ОГРН 1027200871026) о признании недействительным постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.04.2021 N 10503000-317/2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от Тюменской таможни - Теплякова Н.С., по доверенности от 09.09.2021 N 216 сроком действия 31.12.2021, Роган Т.В., по доверенности от 12.01.2021 N 6 сроком действия 31.12.2021, Кубышева И.А., по доверенности от 31.08.2021 N 209 сроком действия 30.11.2021, Серый Д.А., по доверенности от 31.08.2021 N 208 сроком действия 30.11.2021;
от акционерного общества "Авиационная транспортная компания "Ямал" - Вахромеева Н.С., по доверенности от 17.06.2021 N 97 сроком действия 1 год, Дубовицкая Т.А., по доверенности от 01.07.2021 N 99/01 сроком действия 1 год.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Авиационная транспортная компания "Ямал" (далее - АО "АТК "Ямал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Тюменской таможне (далее - Тюменская таможня, таможенный орган, Таможня, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.04.2021 N 10503000-317/2021, которым АО "Авиационная транспортная компания "Ямал" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2021 по делу N А81-4695/2021 требования АО "АТК "Ямал" удовлетворены. Признано недействительным и отменено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.04.2021 N 10503000-317/2021.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможенный орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что заявитель представил электронные документы, содержащие недостоверные сведения, а именно: об осуществленной оплате фиксированной стоимости технического обслуживания воздушного судна и оплате дополнительных работ в полном объеме, что не соответствует сведениям данных документов на бумажном носителе. Сумма, подлежащая дополнительному включению в таможенную стоимость товаров по декларации на товары (далее - ДТ) N 10503020/240519/0000106, составляет 34 818,77 евро, о чем заявитель знал непосредственно с 30.05.2019 (дата получения инвойса от 30.05.2019 N 175-2019), но действий по внесению изменений в ДТ и доплате таможенных платежей в течение 1 года 7 месяцев не предпринимал. Следовательно, заявленная декларантом в ДТ N 10503020/240519/0000106 таможенная стоимость товаров документально не подтверждена, и, как следствие, выявленный факт составляет событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Таможенный орган считает, что вывод суда о том, что на момент декларирования воздушного судна АО "АТК "Ямал" в соответствии с положениями договора о техническом обслуживании от компании Solinair D.O.O. были получены инвойсы на оплату общей стоимости произведенных работ, включающую как фиксированную стоимость, так и стоимость материалов и дополнительных работ, не входящих в фиксированную стоимость, не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку данный вывод сделан исключительно на основании сведений представленных при таможенном декларировании АО "АТК "Ямал" инвойсов в формализованном электронном виде, без учета сведений данных инвойсов на бумажном носителе, являющихся первоисточником заявляемой информации. Податель жалобы указывает, что заявленная при таможенном декларировании товара стоимость переработки в размере 143 570,26 евро включает исключительно фиксированную стоимость работ, что подтверждается сведениями, отраженными в инвойсах на бумажном носителе. Стоимость же дополнительных работ, не включенных в фиксированную стоимость, определена финальными счетами - инвойсами.
Податель жалобы указывает, что вывод суда о том, что на момент совершения таможенных операций заявитель не знал и не мог знать о дополнительном счете на оплату ранее не учтенных дополнительных работ и материалов, является ошибочным, так как противоречит условиям Приложения 11 к договору N 2016-01, согласно которому стоимость дополнительных работ определяется в финальном счёте, который на момент декларирования выставлен не был.
Заинтересованное лицо также считает необоснованными ссылки суда на предоставленное декларанту пунктом 7 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), подпунктом "а" пунктом 18 Порядка право на внесение в течение трех лет после выпуска товаров изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, так как административное правонарушение было выявлено таможенным органом. Таможня полагает вину Общества в декларировании недостоверных сведений доказанной и установленной.
АО "АТК "Ямал" представило отзыв на жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Тюменской таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители АО "АТК "Ямал" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав заявителя и заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
24.05.2019 АО "АТК "ЯМАЛ", с целью завершения процедуры переработки вне таможенной территории выпуском для внутреннего потребления, на таможенный пост Аэропорт Рощино Тюменской таможни подана ДТ N 10503020/240519/0000106, в которой заявлены сведения о товаре "ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО BOMBARDIER CL600-2B19 (СЕРИЯ CRJ-200), регистрационный номер VP-BBM, год выпуска 2003, количество пассажирских мест 50, масса пустого снаряженного аппарата 14167,5 кг, содержит источник ионизирующих излучений (АМЕРИЦИЙ 241) - ЗШТ., активность одного источника ионизирующего излучения составляет не более 0,5MKKU (МИКРОКЮРИ)" Производитель BOMBARDIER. Товарный знак отсутствует. Серийный номер: 7738 Кол-во 1 шт. (далее - ВС), заявленный классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8802300002.
Ранее данное воздушное судно было вывезено в Словению по ДТ N 10503020/260419/0000087 в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории. Отправитель: SOLINAIR D.O.O. (Словения) SI -4210 (графа 2 ДТ).
Исходя из сведений, заявленных в графах 8, 14 вышеуказанной ДТ, получателем и декларантом товара является АО "АТК "ЯМАЛ", юридический и фактический адрес: 629003, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Авиационная, владения 27.
Согласно сведениям, содержащимся в графе N 54 ДТ N 10503020/240519/0000106, лицом, подавшим декларацию на товары, является заместитель руководителя юридического департамента-руководителя группы по таможенному оформлению АО "АТК "ЯМАЛ" Вахрамеева Наталья Сергеевна.
Таможенная стоимость определена и заявлена декларантом в соответствии со статьей 45 ТК ЕЭС по 6 резервному методу в рамках метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
При таможенном декларировании до выпуска декларантом для целей подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, представлены следующие документы:
- контракт на поставку товаров от 14.03.2016 N 2016-01, заключенный с компанией SOLINAIR D.O.O. (Словения);
- инвойс (счет-фактура) от 23.04.2019 N 00051 на сумму 60 % оплаты фиксированной стоимости технического обслуживания ВС BOMBARDIER CRJ-200 VPBBM, в размере 20340 евро;
- инвойс (счет-фактура) от 07.05.2019 N 00054 на сумму 40 % оплаты фиксированной стоимости технического обслуживания ВС BOMBARDIER CRJ-200 VPBBM, в размере 13 560 евро;
- инвойс (счет-фактура) от 21.05.2019 N 00063, на сумму 60 % оплаты дополнительные работы при техническом обслуживании ВС BOMBARDIER CRJ-200 VP-BQM, в том числе материалы, на сумму 60 802,16 евро;
- инвойс (счет-фактура) от 22.05.2019 N 00066, на сумму 40 % оплаты дополнительные работы при техническом обслуживании ВС BOMBARDIER CRJ-200 VP-BBM, в том числе материалы, в размере 43 868,1 евро;
- инвойс (счет-фактура) от 03.12.2018 N yw35493200, за "МОДУЛЬ ТВД РЕМОНТ", на сумму 382 722,21 долл. США; - задание на полет от 23.05.2019 N 3348, на сумму 1 527 913 руб. 94 коп.
По результатам проверки документов и сведений таможенным органом по вышеуказанной ДТ принято решение о принятии заявленных декларантом сведений по таможенной стоимости. Товар выпущен 25.05.2019.
В ходе проверки документов и сведений после выпуска товаров отделом контроля таможенной стоимости службы федеральных таможенных доходов Управления проведены следующие мероприятия:
- осуществлен запрос АО "АТК "ЯМАЛ" документов и сведений;
- направлен запрос в ПАО "Запсибкомбанк";
- проведен анализ документов и сведений, заявленных декларантом АО "АТК "ЯМАЛ" в Декларации на товары, представленных при таможенном декларировании и после выпуска товаров;
- проведена проверка достоверности заявленных декларантом сведений в ДТ 10503020/240519/0000106.
В ходе проверки установлено следующее.
АО "АТК "ЯМАЛ" заключены и в установленном порядке поставлены на учет в ПАО "Запсибкомбанк" внешнеэкономические контракты, условиями которых предусматривается оказание услуг по ремонту и обслуживанию воздушных судов (ВС), с контрагентом SOLINAIR D.O.O. (Словения).
В целях проверки достоверности сведений, о стоимости услуг по ремонту и обслуживанию ВС, включенных в таможенную стоимость товаров, ввезенных после переработки вне таможенной территории, у декларанта запрошены документы и сведения по товару, задекларированному по ДТ N 10503020/240519/0000106, ввезенному на территорию ЕАЭС на условиях поставки СРТ-Любляна, в рамках контракта от 14.03.2016 N 2016-01.
Дополнительно у ПАО "Запсибкомбанк" в связи с проведением таможенного контроля, запрошены документы и сведения о движении денежных средств по банковским счетам, инвойсы и счета-фактуры на оказанные услуги по ремонту и обслуживанию ВС (письмо от 31.12.2020 N 38-14/15638 "О запросе информации").
По запросу таможенного органа в установленные сроки АО АТК "Ямал" и ПАО "Запсибкомбанк" представили запрошенные документы.
По результатам анализа представленных документов, установлено следующее:
- АО АТК "Ямал" в уполномоченном банке ПАО "Запсибкомбанк" поставлен на учет внешнеэкономический контракт от 14.03.2016 N 2016-01 (УНК 1608001/0918/0000/4/1), заключенный с компанией SOLINAIR D.O.O. (Словения). В рамках исполнения условий контракта АО АТК "Ямал" ВС с бортовым номером VPBBM помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории по ДТ N 10503020/260419/0000087. Процедура переработки в отношении воздушного судна закрыта и судно помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10503020/240519/0000106.
Стоимость переработки согласно инвойсам, представленным при таможенном декларировании товара, составляет 526 292,47 Евро.
Инвойсом от 03.12.2018 N YW35493200 выставлен счет за ремонт модуля ТВД (сведения из документа) на сумму 382 722,21 долл. США.
Согласно Приложению 11 к Договору о Техническом обслуживании: N 2016-01 между АО "АТК "Ямал" (Эксплуатант) и Solinair (MRO) следует, что замена модуля ТВД включает фиксированную стоимость работ, которая включает в себя опробование двигателя перед началом и после завершения работ; установку на место стоянки и буксировку воздушного судна; выполнение рабочих карт и запланированных модификаций в соответствии с Параграфом 1.1 настоящего коммерческого предложения; техническую оснастку; необходимую для плановых работ и запланированных модификаций: открытие/закрытие и очистку в соответствии с необходимым объемом работ согласно Параграфу 1 настоящего коммерческого предложения; подготовку рабочей документации.
Вместе с тем, исходя из сведений, отраженных в Приложении 11 к договору о Техническом обслуживании N 2016-01 между АО "АТК "Ямал" (Эксплуатант) и Solinair (MRO), следует, что фиксированная стоимость не включает: материалы (включая расходные материалы) для выполнения запланированных модификаций; для рутинных карт согласно пакета работ параграф 1.1; модификаций, не включенных в изначальный объем работ/параграф 1.1; дополнительных работ, не включенных в изначальный объем работ/параграф 1.1; выполнения дополнительных работ (NRC), необходимых в ходе выполнения запланированных работ; компоненты (запасные части с серийными номерами).
Таможенный орган, исходя из сведений, содержащихся в Приложении 11 к договору о техническом обслуживании N 2016-01, счел, что АО "АТК "Ямал" было известно о дополнительных работах, связанных с техническим обслуживанием вышеуказанного воздушного судна, которые не включены в фиксированную стоимость работ. Общество, имея в наличие вышеуказанное Приложение, обязано было при подаче таможенному органу ДТ N 10503020/240519/0000106 включить в таможенную стоимость дополнительные работы, по техническому обслуживанию, однако не приняло соответствующие меры по соблюдению законодательства Евразийского экономического союза, чем допустило правонарушение, выразившееся в заявлении декларантом при подаче ДТ недостоверных сведений о таможенной стоимости, послужившие основанием для занижения подлежащих к уплате таможенных пошлин, налогов (НДС).
Инвойсом от 30.05.2019 N 199-2019 контрагентом Solinair D.О.О. в адрес АО АТК "Ямал" выставлен счет за замену камеры сгорания P/N 4923T89G05 на ВС VP-BBM в размере 109 670,26 евро. Данный счет оплачен по авансовым платежам и отражен в стоимости товаров по ДТ N 10503020/240519/0000106 (инвойсы N 00063, N 00066). Инвойсом от 30.05.2019 N 175-2019 контрагентом Solinair D.O.О в адрес АО АТК "Ямал" выставлен счет за дополнительные материалы при обслуживании ВС VP-BBM в размере 68718.77 евро. Авансовый платеж в размере 33 900 евро учтен при декларировании ВС по ДТ N 10503020/240519/0000106 (инвойсы NN00051 в размере 20340 евро, 00054 в размере 13560 евро). Сумма, подлежащая доплате, составляет 34 818,77 евро.
В подразделе 3.1 Сведения о подтверждающих документах ВБК (ведомость банковского контроля) по УНК N 16080001/0918/0000/4/1 в качестве подтверждающих документов указаны ДТ N 10503020/260419/0000087, N 10503020/240519/0000106.
В Подразделе 3.1 ВБК под пунктами 37, 38 указаны подтверждающие документы от 30.05.2019 N 175-2019 на сумму 68 718,77 Евро, от 30.05.2019 N 199-2019 на сумму 109670,26 Евро.
Сведения в документах, представленных АО АТК "Ямал" корреспондируют со сведениями, представленными ПАО "Запсибкомбанк".
Таким образом, сумма, подлежащая довключению в таможенную стоимость товаров, по ДТ N 10503020/240519/0000106, составляет 34 818,77 евро.
Во исполнение поручения Уральского таможенного управления отделом таможенных платежей Тюменской таможни по ДТ N 10503020/240519/0000106 подготовлены решения о внесении (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ. Сумма неуплаченных таможенных платежей в результате внесенных изменений в сведения заявленные по таможенной стоимости составила 500 254 руб. 50 коп.
Корректировка произведена АО АТК "Ямал" 06.03.2021 на основании акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных расходов N 10500000/203/180221/A0005 от 18.02.2021 в полном объеме в соответствии с решением о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 24.02.2021.
Возражений на внесение изменений в сведения, заявленные о таможенной стоимости, от декларанта не поступали.
При данных обстоятельствах, по мнению административного органа, в структуру таможенной стоимости товаров, заявленных по ДТ N 10503020/240519/0000106, подлежал включению счет за дополнительные материалы при обслуживании ВС VPBBM в размере 68 718,77 евро, при этом авансовый платеж в размере 33 900 евро учтен при декларировании ВС по ДТ N 1003020/240519/0000106 (инвойсы NN 00051 в размере 20340 евро, 00054 в размере 13560 евро). Сумма, подлежащая доплате, составляет 34 818,77 евро.
Соответственно, по мнению Тюменской таможни, не включение в структуру таможенной стоимости дополнительных материалов при обслуживании ВС VP-BBM, привели к заявлению декларантом АО АТК "Ямал" при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, что послужило основанием для занижения подлежащих к уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 500 254 руб. 50 коп. (НДС) и указывают на наличие события административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, что явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении от 15.04.2021.
29.04.2021 Таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10503000-317/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 152 руб. 70 коп.
Полагая, что принятое постановление не соответствуют закону, заявитель обратился в суд.
Требования общества удовлетворены судом первой инстанции, что явилось поводом для обращения таможенного органа в суд апелляционной инстанции с жалобой на состоявшийся по делу судебный акт.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Согласно статье 104 ТК ЕЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕЭС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем и осуществляется в электронной форме.
Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры (статья 105 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕЭС к сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары относятся, в том числе, сведения о таможенной стоимости.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при Таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 1 статьи 176 ТК ЕАЭС таможенная процедура переработки вне таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза в целях получения в результате совершения операций по переработке вне таможенной территории Союза продуктов их переработки, предназначенных для последующего ввоза на таможенную территорию Союза, без уплаты в отношении таких товаров Союза вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Операции по переработке вне таможенной территории Союза включают в себя в том числе, ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, модернизацию (статьи 179 ТК ЕЭС).
В соответствии с положением статьи 184 ТК ЕЭС до истечения установленного срока Действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории действие этой таможенной процедуры завершается помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 186 ТК ЕЭС и пунктом 2 статьи 160 НК РФ при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость исчисляются исходя из стоимости операций по переработке вне таможенной территории ЕЭС, которая определяется как совокупность фактически понесенных расходов на операции по переработке (ремонту) и на иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта).
Из материалов настоящего дела следует, что основанием для привлечения заявителя к административной ответственности явились выводы Таможни о том, что Общество неправомерно не включило в структуру таможенной стоимости стоимость дополнительных материалов при обслуживании ВС VP-BBM, что привело к заявлению декларантом АО АТК "Ямал" при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, что послужило основанием для занижения подлежащих к уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 500 254 руб. 50 коп. (НДС).
Таможенный орган расценил, что исходя из сведений, содержащихся в Приложении 11 к договору о техническом обслуживании N 2016-01, АО "АТК "Ямал" было известно о дополнительных работах, связанных с техническим обслуживанием вышеуказанного воздушного судна, которые не включены в фиксированную стоимость работ. Общество, имея в наличии вышеуказанное Приложение, обязано было при подаче таможенному органу ДТ N 10503020/240519/0000106 включить в таможенную стоимость дополнительные работы, по техническому обслуживанию, однако не приняло соответствующие меры по соблюдению законодательства Евразийского экономического союза, чем допустило правонарушение, выразившееся в заявлении декларантом при подаче ДТ недостоверных сведений о таможенной стоимости, послужившие основанием для занижения подлежащих к уплате таможенных пошлин, налогов (НДС).
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о недействительности постановления таможенного органа, исходя из следующего.
Согласно материалам дела приложение 11 от 22.04.2019 к договору о техническом обслуживании N 2016-01 от 14.03.2016 между АО "АТК "Ямал" и иностранной компанией Solinair D.O.O. предусматривало выполнение работ по замене модуля турбины высокого давления на воздушном судне CRJ-200 VP-BBM и определяло:
- фиксированную стоимость работ по замене модуля турбины высокого давления в размере 33 900 евро (пункт 2.3.1);
- перечень работ, входящих в фиксированную стоимость (пункт 2.1);
- перечень материалов и дополнительных работ, не входящих в фиксированную стоимость (пункт 2.2);
- ставки стоимости нормо-часа на дополнительные работы (пункт 3.1);
- условия оплаты (пункт 4), по которым 60% фиксированной стоимости оплачивается до начала выполнения работ, 40% фиксированной стоимости оплачивается при возврате воздушного судна, а стоимость дополнительных работ (материалы, субподрядные работы и т.д.), не оплаченная до возврата воздушного судна, оплачивается в течение 15 дней после выпуска финального счета.
23.04.2019 компания Solinair D.O.O. выставила в адрес АО "АТК "Ямал" инвойс N 00051 от 23.04.2019 на сумму 20 340 евро (60% фиксированной стоимости работ по замене модуля).
07.05.2019 компания Solinair D.O.O. выставила в адрес АО "АТК "Ямал" инвойс N 00054 от 07.05.2019 на сумму 13 560 евро (40% фиксированной стоимости работ по замене модуля).
21.05.2019 компания Solinair D.O.O. выставила в адрес АО "АТК "Ямал" инвойс N 00063 от 21.05.2019 на сумму 65 802,16 евро (60% фиксированной стоимости работ по замене модуля, а также 60% стоимости материалов и дополнительных работ - субподрядных работ и работ по замене графитового уплотнения N7).
22.05.2019 компания Solinair D.O.O. выставила в адрес АО "АТК "Ямал" инвойс N 00066 от 22.05.2019 на сумму 43 868,10 евро (40% фиксированной стоимости работ по замене модуля, а также 40% стоимости материалов и дополнительных работ - субподрядных работ и работ по замене графитового уплотнения N 7).
Таким образом, на момент декларирования воздушного судна CRJ-200 VP-BBM по ДТ N 10503020/240519/0000106 АО "АТК "Ямал" в соответствии с Приложением 11 от 22.04.2019 к договору N 2016-01 от компании Solinair D.O.O. были получены инвойсы как на оплату фиксированной стоимости работ по замене модуля турбины высокого давления (инвойсы N00051 от 23.04.2019 и N00054 от 07.05.2019), так и на оплату материалов и дополнительных работ, не входящих в фиксированную стоимость (инвойсы N00063 от 21.05.2019 и N00066 от 22.05.2019).
В соответствии с имеющимися на момент подачи декларации на товары документами общая стоимость работ по ремонту и замене модуля турбины высокого давления (с учетом инвойса компании StandardAero N YW35493200 от 03.12.2018 на ремонт модуля), включающая как фиксированную стоимость, так и стоимость материалов и дополнительных работ, не входящих в фиксированную стоимость, составила 382 722,21 доллара США и 143 570,26 евро, в связи с чем АО "АТК "Ямал" при подаче декларации на товары N 10503020/240519/0000106 рассчитало стоимость операций по переработке вне таможенной территории ЕЭС исходя из этой стоимости работ и материалов.
Позиция таможенного органа, выраженная в том, что сумма, подлежащая довключению в таможенную стоимость товаров по ДТ N 10503020/240519/0000106, составляет 34 818,77 евро, о чем заявитель знал непосредственно с 30.05.2019 (дата получения инвойса от 30.05.2019 N 175-2019), соответственно, декларант отразил 24.05.2019 недостоверные сведения, является необоснованной, поскольку по состоянию на 24.05.2019 (на дату декларирования) дополнительные инвойсы компанией Solinair не были выставлены в адрес АО "АТК "Ямал".
Инвойс N 175-2019, увеличивший стоимость работ по замене модуля на 34 818,77 евро за счет дополнительных работ и материалов, не учтенных в ранее выставленных инвойсах N 00063 от 21.05.2019 и N 00066 от 22.05.2019, также выставленных за материалы и дополнительные работы (дефекты, выявленные в ходе технического обслуживания, субподрядные и дополнительные работы, материалы, транспортные расходы), был выставлен только 30.05.2019.
Судом первой инстанции верно указано на то, что АО "АТК "Ямал", получив на момент декларирования воздушного судна от компании Solinair D.O.O. инвойсы как на фиксированную стоимость, так и на материалы и дополнительные работы и отразив их общую стоимость в стоимости операций по переработке, не могло предполагать при подаче 24.05.2019 декларации на товары N 10503020/240519/0000106, что от компании Solinair D.O.O. поступит еще один дополнительный счет на оплату ранее не учтенных дополнительных работ и материалов.
Какого-либо сговора в действиях организаций по умышленному выставлению последнего инвойса позже декларирования материалы дела не содержат.
Доводы Таможни о том, что выводы суда противоречат условиям Приложения 11 к договору N 2016-01, согласно которому стоимость дополнительных работ определяется в финальном счёте, который на момент декларирования выставлен не был, являются необоснованными, поскольку, как было выше сказано, на момент декларирования воздушного судна CRJ-200 VP-BBM по ДТ N 10503020/240519/0000106 АО "АТК "Ямал" в соответствии с Приложением 11 от 22.04.2019 к договору N 2016-01 от компании Solinair D.O.O. были получены инвойсы как на оплату фиксированной стоимости работ по замене модуля турбины высокого давления (инвойсы N 00051 от 23.04.2019 и N 00054 от 07.05.2019), так и на оплату материалов и дополнительных работ, не входящих в фиксированную стоимость (инвойсы N 00063 от 21.05.2019 и N 00066 от 22.05.2019).
Ссылки таможенного органа на то, что АО "АТК "Ямал", подавая 24.05.2019 ДТ N 10503020/240519/0000106, располагало сведениями о том, что работы по договору N 2016-01 были не окончены, соответственно, Общество представило недостоверные сведения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку недостоверность сведений при привлечении заявителя по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ должна быть установлена на момент их подачи, то есть по состоянию на 24.05.2019.
Доводы Таможни о том, что АО "АТК "Ямал" действовало неправомерно, декларируя ВС 24.05.2019, а не позднее (после завершения работ по ремонту ВС), не подлежат оценке судом апелляционной инстанции, так как выходят за предмет настоящего судебного разбирательства.
Судебная коллегия поддерживает выводы суда о том, что по состоянию на 24.05.2019 сумма увеличения стоимости работ при подаче ДТ N 10503020/240519/0000106 объективно не могла быть включена в стоимость операций по переработке, что свидетельствует об отсутствие события административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившемся в недостоверном декларировании суммы ввозимого товара, прошедшего переработку.
В акте проверки от 18.02.2021 N 10500000/203/180221/А0005 Таможня самостоятельно указывает, что на момент совершения таможенных операций декларант в силу объективных причин (в соответствии положениями договора о техническом обслуживании) не располагал документами, подтверждающими сведения о точной стоимости технического обслуживания воздушного судна, и стоимость операций по переработке определена декларантом исходя из имеющейся у него на день совершения таможенных операций информации о стоимости операций по техническому обслуживанию воздушного судна (согласно инвойсам и предоплате за оказанные услуги) (первый абзац страницы 15), в силу чего доводы подателя жалобы о том, что заявитель представил электронные документы, содержащие недостоверные сведения, противоречащие документам на бумажном носителе, являются необоснованными.
АО "АТК "Ямал" при заявлении по ДТ N 10503020/240519/0000106 сведений о стоимости операций по переработке вне таможенной территории в отношении воздушного судна CRJ-200 VP-BBN руководствовалось документами, полученными от иностранного контрагента (инвойсы компании Splinair D.O.O. N00051 от 23.04.2019, N 00054 от 07.05.2019, N 00063 от 21.05.2019, N 00066 от 22.05.2019), определяющими стоимость работ по замене модуля турбины высокого давления в соответствии с условиями договора.
При декларировании воздушного судна общество предоставило полную и достоверную информацию о стоимости операций по переработке в прямом соответствии с имеющимися документами, которые были предоставлены АО "АТК "Ямал" как декларанту непосредственным исполнителем работ. Иными сведениями относительно стоимости операций по переработке (стоимости работ по замене модуля турбины высокого давления воздушного судна) АО "АТК "Ямал" не располагало, равно как и не имело реальной возможности определить иную стоимость работ, нежели указанную в полученных инвойсах компании Solinair D.O.O.
Обратное административным органом не доказано.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, считается оконченным с момента регистрации таможенной декларации (пункт 11 постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства").
Поскольку по состоянию на 24.05.2019 у АО "АТК "Ямал" отсутствовала информация об увеличении контрагентом расходов на ремонт товара, образующих стоимость операций по переработке (обратного Управлением не доказано), то привлечение декларанта к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ является неправомерным.
При этом в событие административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ не входят действия по неподаче уточненной декларации в случае изменения каких-либо характеристик товара после декларирования.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Апелляционная жалоба таможенного органа не подлежит удовлетворению. Решение суда первой инстанции по делу подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Тюменской таможни оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2021 по делу N А81-4695/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4695/2021
Истец: АО "Авиационная транспортная компания "Ямал"
Ответчик: Тюменская таможня
Третье лицо: Арбитражный суд Тюменской области