г. Самара |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А55-33126/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Драгоценновой И.С., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08.09.2021 в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хачатуряна Вигена Эдуардовича на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2021 по делу N А55-33126/2020 (судья Степанова И.К.), возбужденному по заявлению индивидуального предпринимателя Хачатуряна Вигена Эдуардовича (ИНН, ОГРНИП 314632415500011), г.Тольятти Самарской области, к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (ИНН 6382007951, ОГРН 1026303947010), с.Хрящеска Самарской области, третьи лица: Администрация сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, с.Васильевка Самарской области, муниципальное предприятие муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис", с.Хрящеска Самарской области, об оспаривании распоряжения,
в судебном заседании приняли участие:
от Администрации м.р.Ставропольский Самарской области - Барьбина Т.В. (доверенность от 13.05.2021),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Хачатурян Виген Эдуардович (далее - ИП Хачатурян В.Э., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - Администрация района) от 06.08.2020 N 239 и об обязании Администрации района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем отмены распоряжения "Об отмене разрешения на строительство от 22.07.2020 N 63522304-37-2020".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - Администрация поселения), муниципальное предприятие муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" (далее - МП "СРС").
Решением от 19.05.2021 по делу N А55-33126/2020 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ИП Хачатурян В.Э. в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация района и Администрация поселения апелляционную жалобу отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
МП "СРС" отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель Администрации района апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах, заслушав представителя Администрации района в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 20.02.2020 в Отдел строительства и реконструкции управления строительства и ЖКХ Администрации района (далее - Отдел) поступило заявление Хачатуряна В.Э. о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Объект розничной торговли" на земельном участке с кадастровым номером 63:32:1405009:5082, по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Васильевка, с.Васильевка, ул.Мира, уч.N 63.
В ходе проверки документов (содержащейся в них информации), необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство в соответствии с п.2.6 и 2.8-2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации", специалист Отдела выявил основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно: проектируемые к строительству парковочные места расположены за границами земельного участка.
26.02.2020 ИП Хачатуряну В.Э. вручено уведомление от 21.02.2020 об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
21.02.2020 Отдел направил запрос в МП "СРС" о достоверности указания линейных объектов, предоставленных на топографической съемке, выполненной ООО "Корпорация недвижимости" в 2018 году.
04.06.2020 МП "СРС" представлен ответ, согласно которому правообладателю земельного участка с кадастровым номером 63:32:1405009:5082, по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, с.п.Васильевка, с.Васильевка, ул.Мира, уч.N 63, до начала строительства объекта капитального строительства "Объект розничной торговли" по вышеуказанному адресу, необходимо было выполнить перенос вышеуказанных сетей за границы земельного участка.
21.07.2020 предприниматель повторно обратился в Отдел с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Объект розничной торговли" на земельном участке с кадастровым номером 63:32:1405009:5082, по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, с.п.Васильевка, с.Васильевка, ул.Мира, уч.N 63.
В соответствии с п.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта Хачатуряна В.Э.; задание на разработку проектной документации, согласованное начальником территориального отдела Центрального округа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Братановой М.А.; договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 14.08.2017 N 345; акт приема-передачи земельного участка от 14.08.2017; постановление Администрации района от 21.07.2020 N 2068 "О выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута" для размещения элементов благоустройства - парковки; градостроительный план земельного участка от 20.10.2017 N RU63522304-1563; технические условия для присоединения к электрическим сетям; выполненная ООО "СТС" проектная документация СРО-П-038-28102009 в 2018 году.
Исходя из п.12 ст.48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства включаются разделы: "Пояснительная записка", "Схема планировочной организации земельного участка", "Архитектурные решения", "Конструктивные решения", "Проект организации строительства", "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов"; результаты инженерно-геологических изысканий, выполненные ООО "Средневолжский ТИСИЗ" в 2017 году, и результаты инженерно-геодезических изысканий, выполненные ООО "Корпорация недвижимости" в 2018 году; письмо-обязательство, в котором предприниматель обязуется осуществить вынос сети водопровода за границы участка застройки, а также план переноса сетей, согласованный МП "СРС".
Специалист Отдела осуществил проверку представленных предпринимателем документов (содержащейся в них информации), необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации".
При этом, выезд специалиста на площадку при выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства Административным регламентом не предусмотрен.
Поскольку в ходе проверки оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги выявлено не было, 22.07.2020 Администрация района выдала ИП Хачатуряну В.Э. разрешение па строительство N 63522304-37-2020.
03.08.2020 в Администрацию района поступило письмо МП "СРС" о нарушении застройщиком Хачатуряном В.Э. градостроительного законодательства в части начала строительства объекта капитального строительства на трубопроводе холодного водоснабжения, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 63:32:1405009:5082.
05.08.2020 Отдел уведомил ИП Хачатуряна В.Э. о нарушениях, ведущих к отмене разрешения на строительство, и рекомендовал приостановить производство работ на земельном участке.
06.08.2020 Администрация района вынесла распоряжение N 239 об отмене разрешения на строительство от 22.07.2020 N 63522304-37-2020, выданного Хачатуряну В.Э. Исходя из текста распоряжения, Администрация района руководствовалась ст.51, ч.3 ст.52 ГрК РФ, п.12.35 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройки городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (утв.Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), учла вновь открывшиеся факты, а именно, то, что Генеральный план сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 29.07.2019 N 23 содержит сведения, согласно которым, на территории земельного участка, в пределах которого планируется расположение объекта капитального строительства, проходит основная улица в жилой застройке, а также сети холодного водоснабжения, и на основании ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях самоконтроля отменила ранее выданное ИП Хачатуряну В.Э. разрешение.
Изложенное послужило основанием для обращения ИП Хачатуряна В.Э. с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований предприниматель сослался на то, что глава Администрации поселения обратился к главе Администрации района с ходатайством от 07.10.2015 о выделении земельного участка с местоположением: с.Васильевка, ул.Мира, уч.N 63, в аренду сроком на 5 лет, под строительство магазина.
Распоряжением от 24.02.2016 N 971 Администрация района утвердила схему расположения земельного участка площадью 329 кв.м, в кадастровом квартале 63:32:1405009, с местоположением: Самарская область, м.р.Ставропольский, с.п.Васильевка, с.Васильевка, ул.Мира, уч.N 63.
На основании протокола аукциона от 02.08.2017 N 55 между Администрацией района и ИП Хачатуряном В.Э. был заключен договор аренды от 14.08.2017 N 345 земельного участка с кадастровым номером 63:32:1405009:5082, площадью 329 кв.м, с местоположением: Самарская область, м.р.Ставропольский, с.п.Васильевка, с.Васильевка, ул.Мира, уч.N 63, с видом разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли (государственная регистрация от 19.09.2017 N 63:32:1405009:5082-63/032/2017-1).
Указанный участок передан предпринимателю 14.08.2017 по акту приема-передачи.
Администрация района в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:32:1405009:5082 подготовила градостроительный план земельного участка от 20.10.2017 N RU63522304-1563.
Согласно данному градостроительному плану допустимая площадь застройки составляет 259 кв.м (при общей 329 кв.м). Какие-либо ограничения/обременения в использовании земельного участка отсутствуют.
22.07.2020 Администрация района выдала предпринимателю разрешение на строительство объекта розничной торговли на земельном участке с кадастровым номером 63:32:1405009:5082, сроком до 22.07.2021. Площадь застройки указанного объекта определена в размере 224,6 кв.м (при допустимой 259 кв.м).
На основании указанного разрешения ИП Хачатурян В.Э. возвел на участке объект незавершенного строительства (6% готовности) с кадастровым номером 63:32:1405009:5088, с проектируемым назначением - объект розничной торговли, на который зарегистрировал право собственности от 13.08.2020 N 63:32:1405009:5088-63/009/2020-1. На момент отмены разрешения на строительство договор аренды земельного участка действовал около трех лет. Информацию о том, что по территории земельного участка проходит "основная улица в жилой застройке", этот договор не содержал. Информация о прохождении на земельном участке "основной улицы в жилой застройке" не содержится и в градостроительном плане земельного участка от 2017 года. Администрация района не сообщала предпринимателю о том, что в генеральный план с.п.Васильевка были внесены изменения, согласно которым по территории земельного участка, находящегося в аренде, в новой редакции генерального плана стала проходить улица. Соответствующие изменения не были внесены и в градостроительный план земельного участка.
Относительно нахождения на земельном участке сетей холодного водоснабжения предприниматель указал, что при предоставлении пакета документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, в Администрацию района был направлен проект выноса сетей водопровода с территории застройки, согласованный МП "СРС". Этот проект выноса сетей был подготовлен с учетом планируемого строительства.
По утверждению ИП Хачатуряна В.Э., отмена разрешения на строительство объекта торговли существенно нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пояснениям Администрации поселения в соответствии с соглашением от 11.12.2014 N 3, заключенным между Администрацией поселения и Администрацией района, полномочия по предоставлению земельных участков переданы Администрации района.
Таким образом, организатором аукциона являлся Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации района, в составе комиссии Администрация поселения отсутствовала. Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 63:32:1405009:5082 (постановление Администрации района от 24.02.2016 N 971) именно в тех координатах, что указаны в схеме, Администрации поселения не было известно.
ИП Хачатуряном В.Э. 01.08.2020 были проведены работы по строительству на земельном участке с кадастровым номером 63:32:1405009:5082, а именно, залит фундамент под здание размером 108,6 кв.м; 13.08.2020 - зарегистрировано право Хачатуряна В.Э. на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 63:32:1405009:5088.
04.08.2020 в Администрацию поселения стали поступать многочисленные жалобы жителей, касающиеся объекта незавершенного строения на арендуемом ИП Хачатуряном В.Э. земельном участке, который полностью перегородил проезд к жилой застройке, проезд специальной техники и исключил доступ к сетям водоснабжения и водоотведения.
Администрация поселения ссылается на генеральный план с.п.Васильевка м.р.Ставропольский Самарской области (утв.Решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 16.12.2013 N 104), согласно которому через арендуемый предпринимателем земельный участок проходит часть дороги общего пользования с щебеночным покрытием, а также сети водоснабжения и водоотведения.
Администрация поселения обратилась в Администрацию района с жалобами жителей, и Администрация района в свою очередь отменила ранее выданное ИП Хачатуряну В.Э. разрешение на строительство.
Как указывает Администрация поселения, перед началом строительных работ предприниматель обязан был провести работы по выносу сетей водопровода за пределы границ земельного участка с кадастровым номером 63:32:1405009:5082, о чем подал в Администрацию района письмо-обязательство от 15.06.2020.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ст.48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Таким образом, суд должен проверить законность и обоснованность разрешения на строительство исходя из действующих на момент его выдачи нормативно-правовых актов.
Судом первой инстанции установлено, что согласно генеральному плану с.п.Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области (утв.Решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 16.12.2013 N 104) через арендованный ИП Хачатуряном В.Э. земельный участок проходит часть дороги общего пользования с щебеночным покрытием, а также сети водоснабжения и водоотведения.
03.08.2020 в Администрацию района поступило письмо МП "СРС" о нарушении застройщиком Хачатуряном В.Э. градостроительного законодательства в части начала строительства объекта капитального строительства на трубопроводе холодного водоснабжения, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 63:32:1405009:5082.
05.08.2020 Отдел уведомил ИП Хачатуряна В.Э. о нарушениях, ведущих к отмене разрешения на строительство, и рекомендовал приостановить производство работ на земельном участке.
Как верно указал суд первой инстанции, на момент обращения предпринимателя с заявлением о выдаче разрешения на строительство Администрации района (Отделу) необходимо было учесть сведения генерального плана с.п.Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области либо направить межведомственный запрос в Администрацию поселения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что разрешение на строительство от 22.07.2020 N 63522304-37-2020, исходя из действующих на момент его выдачи нормативно-правовых актов, являлось незаконным, поэтому Администрация района правомерно вынесла распоряжение об отмене этого разрешения.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, требования ИП Хачатуряна В.Э. удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ИП Хачатуряна В.Э.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2021 года по делу N А55-33126/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33126/2020
Истец: ИП Хачатурян Виген Эдуардович
Ответчик: Администрация м.р. Ставропольский Самарской области
Третье лицо: Администрация муниципального района Ставропольский, Администрация сельского поселения Васильевка муниципального р-на Ставропольский Самарской области, МП муниципального р-на Ставропольский "СтавропольРесурсСервис", ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области