г. Киров |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А28-4955/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Устюжанинова В.А.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Экодика"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.07.2021 по делу N А28-4955/2021, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Экодика" (ОГРН 1154350004247;
ИНН 4345422949)
к Региональной службе по тарифам Кировской области (ОГРН 1074345002665; ИНН 4345163236)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Экодика" (далее - заявитель, ООО "НПО "Экодика", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - ответчик, РСТ Кировской области, Служба, административный орган) от 05.03.2020 N 41/2020.
Данным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Основанием для вынесения постановления стало нарушение Обществом, осуществляющим регулируемый вид деятельности по захоронению твердых коммунальных отходов (решением правления РСТ Кировской области от 20.11.2018 N 41/81-тко-2019 (в ред. от 03.12.2019) установлены соответствующие тарифы), требований пункта 1 статьи 24.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункта 19 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 N 564 (далее - Стандарты), выразившееся в неразмещении (нераскрытии) в установленный срок (до 09.01.2020) информации, предусмотренной пунктом 13 названных Стандартов, о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Указанное нарушение выявлено административным органом в ходе систематического контроля и анализа раскрываемой информации и отражено в протоколе об административном правонарушении от 18.02.2020.
Дело рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
При рассмотрении дела суд пришел к выводам о наличии и доказанности материалами дела в деянии Общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствии существенных нарушений процессуальных требований при производстве по административному делу. Решением Арбитражного суда Кировской области в виде резолютивной части от 29.06.2021 в удовлетворении заявления Общества отказано.
14.07.2021 по ходатайству Общества арбитражным судом изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе Общество указывает на нарушение административным органом установленного статьей 29.11 КоАП РФ срока направления заявителю оспариваемого постановления. По мнению заявителя, оспариваемое постановление было вынесено ответчиком спустя один год с момента предполагаемого совершения административного правонарушения, то есть с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности. Согласно жалобе судом не исследован вопрос о причинах неисполнения Обществом соответствующей обязанности. Более подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
РСТ Кировской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.08.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.08.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом административного правонарушения по указанной статье КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, состоит в любом из перечисленных в диспозиции рассматриваемой нормы действий.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются юридические лица - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
Отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления регламентированы Законом N 89-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 24.11 Закона N 89-ФЗ информация в области обращения с твердыми коммунальными отходами является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Раскрытие информации осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - регулируемые организации), регламентированы Стандартами N 564.
В соответствии с пунктом 2 названных Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения.
Способы раскрытия информации регулируемыми организациями установлены пунктом 3 Стандартов N 564.
В пункте 11 Стандартов N 564 предусмотрено, что регулируемой организацией подлежит раскрытию информация о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Информация о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами содержит сведения об утвержденных предельных тарифах на услуги по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 13 Стандартов N 564).
В силу пункта 19 Стандартов N 564 информация, указанная в пункте 13 данного документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении предельных тарифов на очередной расчетный период регулирования.
Из материалов дела следует, что решением правления РСТ по Кировской области от 20.11.2018 N 41/81-тко-2019 в редакции решения правления Службы от 03.12.2019 N 43/50-тко-2020 ООО "НПО "Экодика" установлены тарифы на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на 2019 - 2021 годы.
В связи с этим Общество в силу изложенных выше норм должно было в течение 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении предельных тарифов на очередной расчетный период регулирования раскрыть предусмотренную Стандартами N 564 информацию о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем в установленный срок (не позднее 09.01.2020) Общество не раскрыло необходимую информацию. Факт наличия данного нарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе данными информационно-аналитической системы, протоколом об административном правонарушении от 18.02.2020, заявителем по существу не оспаривается и свидетельствует о наличии в деянии Общества события административного правонарушения по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Из анализа положений указанной нормы следует, что закон исходит из того, что заинтересованному лицу надлежит действовать ответственно, опираясь на нормы права, всесторонне анализировать свое поведение и при принятии соответствующих решений учитывать возможные юридические последствия своих действий (бездействия). Все действия обязанного лица должны быть направлены на добросовестное исполнение прав и обязанностей. Иной подход приведет к дестабилизации регулируемых правом общественных отношений.
Соответственно, основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Наличие указанных обстоятельств из материалов настоящего дела не следует.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения вменяемого правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения его к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о нарушении Службой установленного частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ срока направления оспариваемого постановления были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении. Оснований для иных выводов апелляционный суд не имеет.
Позиция Общества о том, что постановление от 05.03.2020 было вынесено ответчиком спустя один год с момента предполагаемого совершения административного правонарушения, то есть с пропуском срока давности привлечения к административно ответственности, неосновательна. О времени и месте составления 18.02.2020 протокола об административном правонарушении по факту нарушения стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности и рассмотрения 05.03.2020 материалов административного дела Общество было уведомлено надлежащим образом, извещения о необходимости явки направлены по юридическому адресу Общества и получены последним. Возможность реализации гарантированных КоАП РФ прав, в том числе на обжалование вынесенного по итогам рассмотрения материалов административного дела, Обществу была предоставлена.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения Службой постановления от 05.03.2020 не истек.
Таким образом, вопреки позиции заявителя, процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, ответчиком соблюдена, существенных нарушений не установлено. Дело об административном правонарушении рассмотрено Службой на основании полного, объективного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств в их взаимной связи и в совокупности, выяснены все юридически значимые обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ решение вопроса о восстановлении процессуального срока на подачу заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, относится к компетенции арбитражного суда, иное мнение заявителя в жалобе не учитывает положений данной нормы.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, по делу не усматривается, соответствующих доводов и аргументов Обществом в апелляционной жалобе не заявлено.
Размер определенного административного наказания (штраф в минимальном размере санкции статьи) установлен Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
В силу части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ, на что обоснованно указано судом в обжалуемом решении.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, апелляционный суд находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области по настоящему делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.07.2021 (резолютивная часть от 29.06.2021) по делу N А28-4955/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Экодика" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Устюжанинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4955/2021
Истец: ООО "НПО "Экодика"
Ответчик: Региональная служба по тарифам Кировской области