г. Киров |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А31-11010/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Свиридовой А.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Костромаэнерго"
на определение Арбитражного суда Костромской области от 12.08.2021 о возвращении искового заявления (заявления) по делу N А31-11010/2021,
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Костромаэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107)
к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (ОГРН 1074401000112, ИНН 4401071292)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Костромаэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного хозяйства Костромской области (далее - ответчик, Департамент, административный орган) от 30.07.2021 N 363-2021.
Названным постановлением Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Суд первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 12.08.2021 возвратил указанное заявление, признав, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение суда.
Податель жалобы указывает, что административное правонарушение, за совершение которого Общество привлечено к ответственности оспариваемым постановлением, связано с осуществлением им предпринимательской (экономической) деятельности (деятельность по технологическому присоединению к электросетям). Объективная сторона вменяемого правонарушения, как считает Общество, выражена в действиях по технологическому присоединению путем прокладки воздушной линии на землях лесного фонда и сопровождающейся вырубкой лесных насаждений. В подтверждение данной позиции заявитель ссылается на судебную практику.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.09.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.09.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
В силу абзаца 2 части 2 статьи 272 АПК РФ апелляционная жалоба на определение арбитражного суда первой инстанции о возвращении заявления рассматривается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Законность определения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В силу статьи 1 АПК РФ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Согласно статье 6 АПК РФ законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 3 части 1 статьи 29 АПК РФ).
Компетенция арбитражных судов по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ и §2 главы 25 АПК РФ.
Часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется §2 главы 25 АПК РФ.
На основании части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
По смыслу приведенных положений, как правомерно указал суд первой инстанции, арбитражному суду подведомственны дела, которые отвечают совокупности следующих критериев: рассмотрению подлежит спор экономического характера или спор, вытекающий из предпринимательской и иной экономической деятельности; при рассмотрении спора в качестве сторон по общему правилу участвуют юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Положения Особенной части КоАП РФ в качестве возможных субъектов административной ответственности указывают граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Оспариваемым постановлением заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ. Названная статья КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизведению лесов и лесоразведению.
Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в сфере охраны окружающей среды. Объективная сторона вмененного правонарушения выражается в нарушении требований по охране окружающей среды и природных ресурсов.
Субъект правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.27 КоАП РФ, привлекается к административной ответственности как участник указанных общественных отношений, который не обеспечил соблюдение требований в области охраны окружающей среды и природопользования.
Из пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что жалобы хозяйствующих субъектов на постановление о привлечении к административной ответственности, если они привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Исходя из содержания приведенного разъяснения, а также предусмотренного вмененной заявителю нормой КоАП РФ объекта посягательства совершенного административного правонарушения, не имеется оснований полагать, что указанное административное правонарушение было совершено заявителем в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правоотношения, вытекающие из соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, не обусловлены лишь наличием статуса хозяйствующего субъекта (юридического лица, индивидуального предпринимателя), либо осуществлением экономической деятельности. Обязанность соблюдать установленные законом требования в обозначенной сфере имеется у всех лиц независимо от участия их в предпринимательских отношениях, поэтому нарушение таких требований не может рассматриваться как следствие участия в экономических отношениях.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает несостоятельным довод Общества о том, что вменяемое административное правонарушение непосредственно связано с осуществлением им предпринимательской и (или) экономической деятельности.
Доказательств обращения в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании постановления от 30.07.2021 N 363-2021 и отказа суда общей юрисдикции в принятии указанного заявления, судом не установлено, заявителем не представлено.
Исходя из существа предусмотренного вмененной Обществу нормой КоАП РФ объекта посягательства, рассматриваемый спор подлежит отнесению к подсудности суда общей юрисдикции. Указанный вывод, вопреки мнению заявителя, прямо корреспондирует разъяснениям пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при действующем правовом регулировании спорных отношений не усматривается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ) арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.
После вступления в силу Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при поступлении в арбитражный суд заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое заявление возвращается заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. Возвращение судом первой инстанции заявления и приложенных к нему документов является правомерным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого определения арбитражного суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает. При таких обстоятельствах определение Арбитражного суда Костромской области от 12.08.2021 о возвращении искового заявления (заявления) по делу N А31-11010/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче жалоб на определения о возвращении заявления не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Костромской области от 12.08.2021 о возвращении искового заявления (заявления) по делу N А31-11010/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Костромаэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Судья |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-11010/2021
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр" - "Костромаэнерго", ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "РОССЕТИ ЦЕНТР"-"КОСТРОМАЭНЕРГО"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Костромскрой области
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7426/2021