г. Тула |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А09-1119/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.09.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Газпром" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003) - Андреева К.И. (доверенность в порядке передоверия от 06.07.2021), от заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Брянской области (г. Брянск) - Жензировой О.В. (доверенность от 14.12.2020 N 127), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (г. Москва, ОГРН 1025000653920, ИНН 5003028028) - Машутиной А.С. (доверенность от 20.05.2021 N 352), Воронцова С.А. (доверенность от 14.10.2020 N 433), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1027804862755, ИНН 7805018099), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Газпром" и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.05.2021 по делу N А09-1119/2021 (судья Халепо В.В.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", учреждение) о признании незаконными действий по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", и обязании устранить нарушения путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний, указанных в заявлениях от 21.10.2020 N 33-3/18115 и от 09.12.2020 N 43-01-05/40.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (далее - ООО "Газпром трансгаз Москва") и общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (далее - ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.05.2021 заявленные требования удовлетворены, действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром" и указанных в заявлениях от 21.10.2020 N 33-3/18115 и от 09.12.2020 N 43-01-05/40, признаны незаконными; на ФГБУ "ФКП Росреестра" возложена обязанность рассмотреть по существу заявления ПАО "Газпром" от 21.10.2020 N 33-3/18115 и от 09.12.2020 N 43-01-05/40 в соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и с учетом правовой позиции суда по настоящему делу.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ФКП Росреестра" обжаловало его в апелляционном порядке.
ПАО "Газпром" также обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой общество, не согласившись с избранным судом способом восстановления нарушенного права, просило изменить решение суда в соответствующей части.
ПАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Москва" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы учреждения по основаниям, изложенным в отзывах.
ФГБУ "ФКП Росреестра" возражало против апелляционной жалобы ПАО "Газпром" по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" отзывы на апелляционные жалобы не представило, в судебное заседание представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 21.10.2020 ПАО "Газпром" в лице представителя - ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением (исх. N 33-3/18115) о внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов в отношении объектов "Газопровод-отвод к ГРС "Сеща", "ГРС "Сеща", "Линейное сооружение - Магистральный газопровод "Брянск-Смоленск".
Также 09.12.2020 ПАО "Газпром" в лице представителя - ООО "Газпром трансгаз Москва" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением (исх. N 43-01-05/40) о внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов в отношении 158 объектов (газопроводов и газораспределительных станций), расположенных на территории Брянской области и принадлежащих ПАО "Газпром" на праве собственности.
В ответ на указанные обращения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области направило уведомления о невозможности внесения сведений в ЕГРН от 12.11.2020 N /7387 17@-СИ и от 30.12.2020 N 8721/17@-СИ.
В данных уведомлениях ФГБУ "ФКП Росреестра" со ссылкой на часть 16 статьи 32, часть 2 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) указало на то, что решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении зон с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) не принималось, Положение о зоне минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, предусмотренное пунктом 9 части 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, не утверждено.
Полагая, что действия органа кадастрового учета по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов ПАО "Газпром" являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы общества, ПАО "Газпром" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относится зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в ЕГРН.
На основании части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования; к заявлению прилагаются документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 9 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3-15 статьи 32 Закона N 218-ФЗ и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (часть 3 статьи 34 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения, такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, в случае, если указанные в частях 1, 5, 7-9, 12, 13 статьи 32 данного Закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 данного Закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
На основании части 12 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, далее - Закон N 342-ФЗ) правообладатель сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования названного Федерального закона установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 03.01.2022.
Таким образом, законом предусмотрена возможность внесения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ не только на основании сведений, поступивших от органов государственной власти или органов местного самоуправления, но и на основании заявления, поданного заинтересованным лицом.
В рассматриваемом случае представленные в учреждение заявления содержали информацию, свидетельствующую о волеизъявления заявителя на совершение регистрации ЗОУИТ в ЕГРН и позволяющую идентифицировать объекты недвижимости путем установления их индивидуально-определенных признаков.
Довод учреждения о том, что внесение в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний невозможно в силу того, что решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении зон с особыми условиями использования территории не принималось, по праву отклонен судом ввиду следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.01.2022 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования данного Федерального закона одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
Согласно части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
В силу части 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
В соответствии с пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
Согласно пункту 23 указанных Правил сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС, определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности (пункты 7.15, 7.16, 16.2, таблицы 4, 5, 20).
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" разъяснено, что в ряде случаев в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны, действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9).
Документы, необходимые для внесения сведений о рассматриваемых охранных зонах в орган кадастрового учета могут предоставить заинтересованные лица, такие как правообладатели объектов недвижимости, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны; арендаторы соответствующего объекта недвижимости (при наличии соответствующей доверенности, делегирующей именно такие полномочия).
Кроме того, в письме Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 N КМ-5452/05 указано, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования необходимо в Едином государственном реестре недвижимости, помимо охранных зон, отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения.
Запись о наличии зон минимальных расстояний в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей. Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Указанное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, в статье 42 ЗК РФ в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закреплено соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О).
При этом согласно выводу Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в указанном определении, СНиП 2.05.06-85* составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
Таким образом, законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях.
ПАО "Газпром" как собственник газопроводов, являющихся опасными производственными объектами, несет ответственность за их безопасную эксплуатацию, одновременно с этим при отсутствии сведений об охранных зонах и о зонах минимальных расстояний в ЕГРН, и, следовательно, при отсутствии у граждан и юридических лиц информации о местонахождении данных зон, создается потенциальная опасность неоправданного ущерба жизни и здоровью граждан, а также их имуществу и имуществу юридических лиц при возникновении аварийных ситуаций на газопроводах.
В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) магистральный газопровод, по которому течет легковоспламеняющийся вещество, является опасным производственным объектом.
Согласно абзацу второму статьи 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В пункте 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ определено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статья 9 Закона N 116-ФЗ закрепляет обязанности субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе обязанность обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта.
Ограничения в использовании земельных участков в зонах минимальных расстояний установлены законодательно, сведения о зонах минимальных расстояниях подлежат внесению в ЕГРН.
Наличие сведений о зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует предотвращению, в том числе, незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлено на предотвращение и минимизацию последствий аварийных ситуаций.
Следует отметить, что внесение в ЕГРН сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в качестве сведений о зонах особого условия использования территории не нарушает чьих-либо прав, в то же время указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
В этой связи довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не являются зонами с особыми условиями использования территорий, установленными в силу закона, не принимается апелляционной коллегией.
Установление минимальных зон с учетом требований статей 8.1, 128, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации не может рассматриваться в качестве ограничения или обременения прав на земельный участок в гражданском обороте, а определяет лишь специфику условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности с момента их установления (ограничения по использованию).
Таким образом, ПАО "Газпром" как собственник объектов газопроводного транспорта, обязан предоставлять сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в орган, осуществляющий внесение вышеуказанных сведений в ЕГРН.
В рассматриваемом случае ПАО "Газпром" предоставило в учреждение для внесения в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний. В свою очередь ФГБУ "ФКП Росреестра" от исполнения своих обязанностей уклонилось, информацию, предоставленную ПАО "Газпром", в ЕГРН не внесло, заявления общества по существу не рассмотрело, что, по справедливому суждению суда области, привело к нарушению прав и законных интересов как ПАО "Газпром", так и неопределенного круга лиц, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества в границах зон минимальных расстояний.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда области о том, что требования общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы учреждения о том, что обществом допущены нарушения при указании содержания ограничений использования объектов недвижимости в пределах зон минимальных расстояний, а также нарушены требования законодательства к оформлению описания границ ЗОУИТ, правомерно не приняты судом первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в оспариваемых уведомлениях в качестве основания невозможности внесения сведений в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний ФГБУ "ФКП Росреестра" указало на то, что поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленному в соответствии с частью 16 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, в том числе не подписаны электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данная формулировка уведомления соответствует пункту 3 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ.
Иных оснований невозможности внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний в спорных уведомлениях не приведено.
Из материалов дела и пояснений представителя учреждения следует, что заявления ПАО "Газпром" и приложенные к ним документы по существу не рассматривались, иные основания невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН, в том числе предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, ФГБУ "ФКП Росреестра" не устанавливались.
В силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, удовлетворяя требования заявителя о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда и производится на основании оценки представленных в дело доказательств и фактических отношений сторон спора, а также в пределах требований действующего законодательства.
По смыслу нормативных положений статьи 2 АПК РФ, правосудие не может подменять собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе в случаях, когда на такие органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений в рамках установленной процедуры. Иное означало бы подмену судом своими действиями деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, что противоречит принципу разделения власти и самостоятельности ветвей власти (статья 10 Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание, что предметом судебной проверки по настоящему делу являлось лишь единственное основание, положенное в основу оспариваемых уведомлений, а также учитывая, что заявления общества по существу не рассматривались и приложенные к ним документы органом кадастрового учета надлежащим образом не оценивались, суд области по праву заключил, что возложение на кадастровую палату обязанности по внесению в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний, указанных в заявлениях ПАО "Газпром" от 21.10.2020 N 33-3/18115 и от 09.12.2020 N 43-01-05/40, является преждевременным, поскольку вывод о наличии или отсутствии оснований для внесения соответствующих сведений в ЕГРН может быть сделан только при повторном рассмотрении учреждением заявлений общества по существу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанность повторно рассмотреть по существу заявления ПАО "Газпром" от 21.10.2020 N 33-3/18115 и от 09.12.2020 N 43-01-05/40 в соответствии с требованиями статьи 34 Закона N 218-ФЗ и с учетом правовой позиции суда по настоящему делу, а довод ПАО "Газпром" о том, что судом избран неверный способ восстановления нарушенного права, подлежит отклонению.
Довод учреждения о пропуске ПАО "Газпром" срока на обжалование решения учреждения отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, отказ во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", оформленный уведомлением о невозможности внесении сведений в ЕГРН от 12.11.2020 N /7387 17@-СИ, был получен обществом 13.11.2020 (т. 1 л.д. 25).
Следовательно, трехмесячный срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными в рассматриваемом случае истекает 15.02.2021 (с учетом выходных дней).
Заявление ПАО "Газпром" было направлено в Арбитражный суд Брянской области 12.02.2021, что подтверждается оттиском штампа отделения почтовой связи на почтовом конверте (т. 1 л.д. 168).
Таким образом, срок на подачу заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными обществом не был пропущен.
Доводы апелляционных жалоб проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 13.05.2021 по делу N А09-1119/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1119/2021
Истец: ООО "Газпром"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала "ФКП Росреестра" по Брянской области
Третье лицо: ООО "Газпром трансгаз Москва", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", ПАО Представитель "Газпром"Балакирев А.И.