г. Москва |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А40-211534/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Верстовой М.Е.,
судей: Веклича Б.С., Мартыновой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Широковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "12" декабря 2023 г.
по делу N А40-211534/2023, принятое судьёй А.В. Полукаровым
по иску ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области
о признании недействительным решения от 21.06.2023 N 087S19230120354
при участии в судебном заседании:
от истца: Бадмаева З.У. по доверенности от 08.12.2023;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области (далее - ответчик) о признании недействительным решение филиала N 7 отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 21.06.2023 N 087S19230120354 о привлечении филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по 12 ГУ МО к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023 признано недействительным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 21.06.2023 N 087S19230120354 о привлечении филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по 12 ГУ МО к ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал на отсутствие обязанности руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов, выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
В судебном заседании представитель истца возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, представил письменный отзыв на жалобу.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Заявитель зарегистрирован в Филиале N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области в качестве страхователя за номером 087-408-030363.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
12.12.2022 сотрудником Учреждения был сформирован и направлен в Фонд отчет СЗВ-СТАЖ за 2022 год.
При этом, как указывает Учреждение, по независящим от него обстоятельствам, отчет доставлен не был.
19.04.2023 сотрудником Учреждения также был сформирован и направлен отчет СЗВ-СТАЖ за 2022 год, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 20.04.2023.
В соответствии с уведомлением об устранении ошибок от 28.04.2022 Учреждением в адрес ОСФР по г. Москве и Московской области направлен отчет по форме СЗВ СТАЖ ДОП от 04.05.2023.
04.05.2023 Учреждением был получен протокол проверки отчетности о том, что сведения по форме сзв-стаж со значением поля "тип сведений" - "дополняющая" не могут быть представлены за период, данные по которому уже учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лиц; на основании формы сзв-стаж со значением поля "тип сведений" - "исходная" ши "тип сведений" - "дополняющая".
Между тем, 23.05.2023 ОСФР по г. Москве и Московской области составлен акт N 087S18230101312 из которого следует, что Учреждение совершило правонарушение, выразившееся в нарушении срока предоставления отчета по форме СЗВ-СТАЖ ДОП за 2022 год.
25.05.2023 Учреждением в адрес Фонда направлены возражения на Акт от 23.05.2023 посредством телекоммуникационных каналов связи, что подтверждается сопроводительные письмом программы "СБИС" от 25.05.2023.
По результатам рассмотрения данного акта Фондом вынесено решение от 21.06.2023 N 087S19230120354 в отношении Учреждения о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном учете в системах обязательного пенсионного страхование и социального страхования с назначением штрафа в размере 1 062 500 рублей.
Как указывает заявитель, сумма штрафа в размере 1 060 500 руб. является значительной для федерального государственного бюджетного учреждения.
Также заявитель считает, что имеются смягчающие ответственность обстоятельства.
Судом установлено следующее.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом, данной нормой также предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 3 211н, которая действовала на момент вменяемого Обществу нарушения, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Учитывая положения статей 11, 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкции, а также перечень утвержденных Постановлением N 83п форм сведений СЗВ-М, суд первой инстанции установил, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок в ранее своевременно представленных сведениях по форме СЗВМ в отношении определенных застрахованных лиц (ошибки в данных о СНИЛС или ФИО застрахованного лица или не включение застрахованного лица в представленные сведения) он вправе подать в ПФР уточненные сведения в виде формы СЗВ-М (дополняющей), в которых исправить найденные ошибки.
Вынося оспариваемое решение, Фонд не принял во внимание, что заявитель, первоначально представивший сведения в Фонд 12.12.2022, воспользовался своим правом, предусмотренным статьей 15 Закона N 27-ФЗ, и 04.05.2023 года предоставил в Фонд уточненные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая", в связи с чем в действиях Заявителя не имеется состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Фонда отсутствовали основания для привлечения Учреждения к ответственности за представления неполных и недостоверных уточненных сведений, соответственно, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии обязанности руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов, выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
С учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации штраф является мерой ответственности за совершенное правонарушение, размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба. Штраф не является источником пополнения бюджета, и в первую очередь является мерой общественного порицания совершенного правонарушения и имеет воспитательную функцию.
При этом, к смягчающим обстоятельствам возможно отнести: действия Заявителя, подтвержденные материалами дела, направленные на представление отчетности в установленный срок, признание Учреждением факта совершения нарушения и вины, отсутствие умысла, отсутствие задолженности по страховым взносам, осуществление Учреждением значимой деятельности в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, несоразмерность деяния тяжести наказания.
Нарушение срока представления отчетности за СЗВ-СТАЖ за 2022 год не привело к возникновению негативных последствий для бюджета.
Вместе с тем, суд установил, что, вынося оспариваемое решение, Фонд не принял во внимание, что Заявитель, первоначально представивший сведения в Фонд 12.12.2022, воспользовался своим правом, предусмотренным статьей 15 Закона N 27-ФЗ, и 04.05.2023 предоставил в Фонд уточненные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая", в связи с чем, в действиях Заявителя не имеется состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В связи с изложенным, в силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ и пункта 40 Инструкции у Фонда отсутствовали основания для привлечения Учреждения к ответственности за представления неполных и недостоверных уточненных сведений.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Арбитражный суд города Москвы полно, всесторонне и объективно установил и рассмотрел обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "12" декабря 2023 г. по делу N А40-211534/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.Е. Верстова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-211534/2023
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Филиал N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области