10 сентября 2021 г. |
Дело N А43-10505/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 10.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2021 по делу N А43-10505/2021,
принятое по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Приокского района" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 25.01.2021 N 515-04-23/2-2021 в части,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: публичного акционерного общества "ТНС энерго НН".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа начальника отдела Нижегородского нагорного отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 21.01.2021 N 515-04-23-2021 должностным лицом Инспекции в отношении акционерного общества "Домоуправляющая компания Приокского района" (далее - Общество) в рамках лицензионного контроля 21.01.2021 проведена внеплановая выездная проверка фактов, изложенных в обращениях собственников (потребителей), проживающих по адресам: г. Нижний Новгород, ул. Маршала Жукова, д.20, кв.47; ул. Маршала Голованова, д.37; пер.2-ой Осташковский, д.3А, кв.4-69; ул. Крылова, д. 18, о надлежащем содержании общего имущества многоквартирных домов.
В ходе проверки должностное лицо Инспекции пришло к выводу о нарушении Обществом лицензионных требований, в том числе подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а именно: коллективные приборы учета электроэнергии, установленные в подъездах многоквартирного дома N 18 по ул. Крылова г. Нижнего Новгорода требуют замены трансформаторов тока, с марта 2020 года являются не прошедшими поверку, нерасчетными.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 25.01.2021 N 515-04-23-2021.
Обществу выдано предписание от 25.01.2021 N 515-04-23-2021 об устранении вышеназванного нарушения (в редакции приказа Инспекции от 15.06.2021 N 79).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции от 25.01.2021 N 515-04-23/2-2021 в части обеспечения установки и ввода в эксплуатацию коллективного прибора учета электроэнергии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "ТНС энерго НН" (далее - ПАО "ТНС энерго НН").
Решением от 29.06.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что предписание Инспекции, с учетов внесенных изменений, в оспоренной части не соответствует нормам жилищного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества, поскольку противоречит пункту 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2021 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", согласно которому лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обязано принять меры по обеспечению доступа гарантирующего поставщика к месту установки коллективного (общедомового) прибора учета.
Инспекция утверждает, что предписанием Инспекции об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 25.01.2021 N 515-04-23/2-2021, с учетом внесенных в него изменений, на Общество не возложена обязанность по осуществлению установки или замены общедомового прибора учета электроэнергии, а лишь предписано принять меры к установке такого прибора учета.
Общество и ПАО "ТНС энерго НН" в отзывах на апелляционную жалобу, уточнении к отзыву просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обществом к отзыву на апелляционную жалобу и уточнению к нему приложены новые документы: копии актов допуска прибора учета электроэнергии к эксплуатации от 22.06.2021, копии актов допуска прибора учета электроэнергии к эксплуатации от 11.10.2012, что судом расценивается как ходатайство о приобщении к материалам дела данных документов.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований (новых доводов апелляционная жалоба не содержит).
Инспекция и Общество заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, уточнении к отзыву, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен в главе 19 ЖК РФ.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 ЖК РФ, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
При этом частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 13 Положения N 1110 указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Федерального закона N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 (далее - Положение N 885), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 3.16(3) Положения N 885 установлено, что Инспекция осуществляет в рамках компетенции лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В рассматриваемом случае проверка проведена Инспекцией на основании поступившего обращения собственников (потребителей) жилых помещений многоквартирного дома N 18 по ул. Крылова г. Нижнего Новгорода по вопросу ненадлежащего содержания общедомовых приборов учета.
Оспоренное предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Грубых нарушений при проведении проверки, являющихся основаниями для признания результатов данной проверки недействительными, должностными лицами Инспекции не допущено.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 12 статьи 13 указанного закона установлено, что в части организации учета используемой электрической энергии предусмотренные настоящей статьей требования к организации и обеспечению учета электрической энергии, в том числе к приборам учета электрической энергии, порядку их установки, замены, эксплуатации, а также к расчетным способам определения количества электрической энергии подлежат применению, если иные требования не установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закона N 35-ФЗ).
В силу части 5 статьи 35 Федерального закона N 35-ФЗ, в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации", коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
Как установлено судом первой инстанции, Общество в силу договора управления многоквартирным домом от 12.11.2010 N 1/220 осуществляет управление многоквартирным домом N 18 по ул. Крылова г. Нижнего Новгорода.
Указанный многоквартирный дом оборудован коллективными приборами учета электроэнергии Меркурий 230 AR-03C заводской номер 10730727 и Меркурий 230 AR-03MCL заводской номер 11174730 (акты допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию от 11.10.2012), межповерочный интервал по которым истек в феврале 2020 года.
Однако, как следует из вышеприведенных норм права, с 01.07.2020 обязанность по оснащению многоквартирных домов приборами учета электрической энергии и обеспечению их надлежащей эксплуатации возложена именно на гарантирующего поставщика.
В этой связи возложение на Общество обязанности по обеспечению установки и ввода коллективных приборов учета электроэнергии путем выдачи предписания от 25.01.2021 N 515-04-23/2-2021 является неправомерным.
Приказом от 15.06.2021 N 79 в оспариваемое предписание внесены изменения, пункт 1 столбец 3 после слов "коллективных приборов учета" дополнен словами "тепловой энергии и холодной воды, принять меры к установке коллективного приора учета электроэнергии".
По мнению Инспекции, в соответствии с указанным приказом Общество обязано обеспечить доступ гарантирующего поставщика к коллективному прибору учета с целью его замены.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что после 01.07.2020 Общество каким-либо образом препятствовало гарантирующему поставщику обеспечить оснащение и надлежащую эксплуатацию коллективных приборов учета электроэнергии в рассматриваемом многоквартирном доме.
В этой связи предписание, возлагающее на Общество обязанность по принятию мер к установке коллективного прибора учета, выдано Инспекцией в отсутствие соответствующих правовых оснований.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что предписание Инспекции (с учетом внесенных изменений) в оспоренной части не соответствует нормам жилищного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2021 по делу N А43-10505/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10505/2021
Истец: АО "Домоуправляющая Компания Приокского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород"