город Ростов-на-Дону |
|
15 сентября 2021 г. |
дело N А32-11416/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.06.2021 по делу N А32-11416/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инфо-справка"
(ИНН 2304034037, ОГРН 1022300775353)
к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
(ИНН 2304026276, ОГРН 1022300777840)
при участии третьих лиц: Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
(ИНН 2304038722, ОГРН 1022300778873), индивидуального предпринимателя Поздеевой Светланы Владимировны (ИНН 230402947646,
ОГРНИП 304230416900216)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инфо-справка" (далее - заявитель, ООО "Инфо-справка", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) о демонтаже от 24.08.2020 рекламной конструкции, расположенной по ул. Революционной, напротив дома N 1 в г. Геленджике.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2021 признано недействительным предписание администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о демонтаже от 24.08.2020 рекламной конструкции, расположенной по ул. Революционной, напротив дома N 1 в г. Геленджике.
С принятым судебным актом Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик не согласилась, обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просила решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что рекламные конструкции находятся в собственности у ООО "Инфо-Справка". Каких-либо договоров передачи рекламной конструкции ИП Поздеевой С.В. администрации муниципального образования город-курорт Геленджик предоставлено не было. Гарантийное письмо подтверждает наличие каких-либо обязательств ООО "Инфо-справка" к спорной рекламной конструкции.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Инфо-справка" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "Инфо-справка" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство ООО "Инфо-справка" о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.01.2021 ООО "Инфо-справка" получен акт о демонтаже рекламной конструкции от 18.12.2020, из которого следовало, что 18.12.2020 демонтированы 10 рекламных конструкций в виде сити-формата размером 1,2 х 1,8 м по ул. Революционной, напротив дома N 1 в г. Геленджике (3 шт.); по ул. Ленина, напротив дома N 1 (3 шт.); по ул. Ленина на пересечении с ул. Островского (3 шт.), по ул. Революционной вблизи МБУК "Геленджикский историко-краеведческий музей" ввиду их эксплуатации без разрешения на установку и эксплуатацию. В качестве владельца рекламных конструкций указано ООО "Инфо-справка", в качестве основания проведения демонтажа - невыполнение собственником рекламной конструкции требований предписания от 24.08.2020 "О демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения".
Ссылаясь на неполучение предписания от 24.08.2020 и его незаконность, общество обратилось в арбитражный суд.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлены способы защиты гражданских, которые включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы, предусмотренные законом.
Поскольку оспариваемое обществом предписание носит властно-распорядительный характер и содержит обязательные для исполнения требования, постольку заявление подлежит рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Вопросы распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций регламентированы в статье 19 Закона о рекламе и предусматривают, в том числе, разрешительный порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций, под которыми, в свою очередь, понимаются технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, с использованием которых осуществляется распространение наружной рекламы.
В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкция осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Пунктом 10 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В силу пункта 21.2 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" исходя из части 9.3 статьи 19 Закона о рекламе лицо, которому выдано разрешение на установку рекламной конструкции, обязано уведомлять орган местного самоуправления, выдавший данное разрешение, обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении этой рекламной конструкции (сдача рекламной конструкции в аренду, внесение рекламной конструкции в качестве вклада по договору простого товарищества, заключение договора доверительного управления, иные факты).
Судам надлежит учитывать, что указанное правило распространяется также и на случаи перехода права собственности на рекламную конструкцию.
При этом, ввиду отсутствия в законодательстве соответствующего регулирования смена собственника рекламной конструкции не приводит к перемене лиц в обязательстве из договора на установку рекламной конструкции в силу закона, однако с согласия собственника вещи, к которой прикреплена рекламная конструкция, может быть осуществлена замена стороны в указанном договоре (по правилам о перенайме (статья 615 ГК РФ)).
В этом случае у нового собственника рекламной конструкции не возникает обязанности переоформить разрешение на ее установку либо получить новое разрешение, в том числе и тогда, когда по соглашению новых участников в период действия старого разрешения заключен новый договор в отношении данной рекламной конструкции.
Частью 22 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции.
Из материалов дела следует, что управлением архитектуры 24.03.2006 выдано обществу разрешение N 921 на размещение объекта наружной рекламы на территории муниципального образования город-курорт Геленджик - световой металлоконструкции размером 1,5 х 2,5 м по ул. Революционной напротив здания администрации в г. Геленджике со сроком действия до 24.03.2021.
По договору купли-продажи от 23.07.2013 общество передало в собственность ИП Дараковой С.В. (в настоящее время Поздеева С.В.) рекламные конструкции в количестве 31 штуки, в том числе рекламную конструкцию по ул. Революционной напротив здания администрации.
О состоявшемся переходе права собственности на рекламные конструкции надлежащим образом проинформирована администрация письмом от 24.07.2013 N 24, что подтверждается информацией администрации (письмо от 27.05.2021 N 11015-6707/21-37-11). Об осведомленности администрации о смене собственника рекламных конструкций свидетельствует также письма в адрес ИП Поздеевой С.В. из управления архитектуры от17.03.2015 N 110-52-1209/15-01-11, из администрации от 14.04.2020 N 110-15-4584/20-41-11 о предоставлении рекламных поверхностей.
Факт смены собственника рекламных конструкций также подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2015 по делу N А32-41668/2013, в рассмотрении которого принимал участие представитель администрации.
В связи с изменениями требований законодательства письмами от 01.06.2020 N 110-15-6388/20-41-11 администрация проинформировала ИП Поздееву С.В., общество об аннулировании разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданные ООО "Инфо-справка" в 2006 году, в т. ч. и на установку рекламной конструкции по ул. Революционной напротив здания администрации.
4 июня 2020 года в адрес ИП Поздеевой С.В. и общества направлено предписание о демонтаже рекламной конструкции ул. Революционной напротив дома N 1 в г. Геленджике, которые адресатам не вручены (неудачная попытка вручения) и возвращены отправителю.
24 августа 2020 года администрация вынесла в отношении ООО "Инфо-справка" повторное предписание о демонтаже спорной рекламной конструкции.
3 декабря 2020 года администрацией составлен акт о неисполнении предписания от 24.08.2020 о демонтаже эксплуатируемой без разрешения рекламной конструкции по ул. Революционной напротив дома N 1 в г. Геленджике.
На основании постановления администрации от 11.12.2020 N 2645 произведен демонтаж эксплуатируемых без разрешения рекламных конструкций, в том числе спорной рекламной конструкции, о чем общество проинформировано уведомлением от 11.12.2020 (вручено 23.12.2020).
18 декабря составлен акт о демонтаже рекламной конструкции, который также направлен ООО "Инфо-справка".
Порядок обращения с рекламными конструкциями, установленными и (или) эксплуатируемыми на территории муниципального образования город-курорт Геленджик без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции утвержден постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 10.09.2014 N 2701 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка в случае установления собственника (владельца) рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, ему лично под подпись вручается либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении предписания о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения.
Собственник (владелец) рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, обязан осуществить демонтаж рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, в течение месяца со дня выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений Закона о рекламе и действующего Порядка предписание может быть выдано исключительно собственнику (владельцу) рекламной конструкции, который обязан произвести ее демонтаж в случае незаконного размещения.
Апелляционной коллегией не принимается довод администрации о том, что рекламные конструкции находятся в собственности у ООО "Инфо-Справка". Каких-либо договоров передачи рекламной конструкции ИП Поздеевой С.В. администрации муниципального образования город-курорт Геленджик не предоставлено.
В силу вышеуказанных обстоятельств (заключения договора купли-продажи с Поздеевой С.В. в 2013 году) на момент вынесения предписаний от 04.06.2020, 24.08.2020) ООО "Инфо-справка" не являлось собственником спорной рекламной конструкции, то есть предписание от 24.08.2020 в отношении общества в части спорной рекламной конструкции составлено незаконно.
Кроме того, отсутствуют доказательства направления обществу предписания от 24.08.2020 в порядке пункта 2.4 Порядка (лично под роспись либо заказным письмом).
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что гарантийное письмо подтверждает наличие каких-либо обязательств ООО "Инфо-справка" к спорной рекламной конструкции, по следующим основаниям.
Гарантийное письмо ИП Поздеевой С.В. и общества, зарегистрированное в администрации 31.08.2020 таким доказательством не является, поскольку из него не усматривается осведомленность общества о вынесенном 24.08.2020 предписании.
Расклейка предписаний о демонтаже на рекламных конструкциях при осведомленности о собственнике (владельце) конструкции противоречит пункту 2.4 Порядка, в связи с чем, не может считаться надлежащим уведомлением.
Довод администрации о том, что оставшиеся 9 конструкций демонтированы в январе 2021 года силами общества, документально не подтвержден.
Часть 22 статьи 19 Закона о рекламе в качестве общего правила предусматривает судебный порядок обязания лица демонтировать рекламную конструкцию. Исключение из этого правила установлено частью 10 статьи 19 Закона о рекламе, допускающей демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции без судебной процедуры на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что в случаях, когда обязанность демонтировать рекламную конструкцию возникла в связи с аннулированием разрешения, признанием его недействительным или истечением срока его действия, должен применяться судебный порядок демонтажа рекламной конструкции (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"").
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России в письме от 16.12.2011 N АК/47126 и постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.10.2019 по делу N А32-384/2019.
Вынесение незаконного предписания от 24.08.2020 и демонтаж рекламной конструкции во внесудебном порядке необоснованно возлагает на общество расходы по возмещению затрат администрации, понесенных в связи с демонтажем, транспортировкой и хранением спорной рекламной конструкции, чем нарушаются права и законные интересы заявителя.
Трехмесячный срок для обжалования предписания, установленный частью 22 статьи 19 Закона о рекламе заявителем соблюден, поскольку доказательства направления и вручения предписания от 24.08.2020 отсутствуют, а о демонтаже спорной рекламной конструкции обществу стало известно из акта от 18.12.2020, направленного 25.12.2020 и полученного обществом 14.01.2021.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требование общества о признании недействительным предписания администрации от 24.08.2020 о демонтаже рекламной конструкции является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2021 по делу N А32-11416/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11416/2021
Истец: ООО "Инфо-справка"
Ответчик: Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик
Третье лицо: Поздеева С В, Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г-к Геленджик, Управление архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, Администрация МО город-курорт Геленджик