г. Хабаровск |
|
16 сентября 2021 г. |
А37-684/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Воронцова А.И., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана
на решение от 10.06.2021
по делу N А37-684/2021
Арбитражного суда Магаданской области
по исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148)
к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана (ОГРН 1054900003025, ИНН 4909013445)
о взыскании 444 046,75 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана (ОГРН 1114910004241, ИНН 4909111731), департамент цен и тарифов Магаданской области (ОГРН 1054900003872, ИНН 4909014505), общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "РЭУ-6" (ОГРН 1084910002000, ИНН 4909099178), общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительная Фирма "31 квартал" (ОГРН 1064910007249, ИНН 4909088987),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ПАО "Магаданэнерго") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана о взыскании задолженности в сумме 444 046,75 руб., составляющей стоимость тепловой энергии, отпущенной в период с 15.06.2019 по 31.01.2021 в жилые не заселенные помещения муниципального жилого фонда.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана, Департамент цен и тарифов Магаданской области, общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "РЭУ-6" и общество с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительная Фирма "31 квартал".
Решением арбитражного суда от 10.06.2021 требования ПАО "Магаданэнерго" удовлетворены частично - с Департамента взыскана задолженность за теплоснабжение жилых помещений в сумме 318 137,30 руб., расходы по госпошлине - 8 512,14 руб., всего - 326 649,44 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения иска, Департамент ЖКХиКИ обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, с учетом дополнения, в которой просит судебный акт изменить, считая, что при разрешении данного спора суд должен был применить льготный тариф для "населения" и взыскать 190 553,30 руб. Указанный правовой подход отражён в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2015 N 307-ЭС1 5-5144, от 04.04.2016 N 304-ЭС15-3420, от 09.11.2016 N 302-ЭС16-15 158, в постановлении суда округа от 02.03.2021 N Ф03-6226/2020.
В письменном отзыве ПАО "Магаданэнерго" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что юридические лица как собственники квартир в жилищном фонде оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые ресурсоснабжающей организацией, на основании заключенного договора по тарифам, установленным приказами Департамента об установлении экономически обоснованных тарифов. Оснований для применения льготного тарифа не имеется.
В письменном отзыве Департамент цен и тарифов Магаданской области поддерживает позицию истца, указывает, что льготные тарифы на тепловую энергию установлены только в отношении определенной группы потребителей, таких как "население", муниципальное образование "Город Магадан" в такую категорию не входит. Считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, и юридически значимые обстоятельства.
В судебном заседании 26.08.2021 представитель Департамента ЖКХиКИ настаивал на доводах жалобы, остальные участвующие в деле лица не участвовали; в судебном заседании был объявлен перерыв до 02.09.2021, затем судебное разбирательство отложено до 09.09.2021, жалоба рассмотрена 09.09.2021 в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Как следует из материалов дела, на основании постановления мэра города Магадана от 22.06.2004 N 1180 от муниципального унитарного предприятия города Магадана "Магадантеплосеть" акционерное общество "Магаданэнерго" с 01.08.2004 осуществляет функции сбыта тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов Магаданской теплоэлектроцентрали ОАО "Магаданэнерго".
Задолженность за тепловую энергию на сумму 444 046,75 руб. образовалась по незаселенным квартирам (ул. Берзина, д. 7-В, кв. 75 (с 01.10.2020 по 31.12.2020) - 15 529,71 руб., пл. Горького, д. 3-Б, кв. 47 (с 01.10.2020 по 31.01.2021) - 19 189,71 руб., ул. Шандора Шимича, д. 15, кв. 4, комн. 3 (с 24.07.2020 по 31.01.2021) - 46 667,29 руб., Марчеканское шоссе, д. 36, комн. 12 (с 01.06.2020 по 31.01.2021) - 33 017,30 руб., ул. Лукса, д. 4, кв. 30 (с 01.06.2020 по 15.10.2020) - 15 777,44 руб., ул. Кольцевая, д. 52-А, кв. 24, комн. 3, 4 (с 01.10.2020 по 27.12.2020) -17 727,25 руб., ул. Пролетарская, д. 55, кв. 100 (с 15.06.2019 по 02.11.2020) - 112 657,83 руб., ул. Кольцевая, д. 28, кв. 6, комн. 2 (с 16.11.2019 по 31.01.2021) - 31 427,07 руб., ул. Нагаевская, д. 57, кв. 50 (с 01.10.2020 по 31.01.2021) -18 966,05 руб.; Марчеканское шоссе, д. 36, сек. 1 - 4, 10, 11, комн. 4 (с 01.09.2020 по 31.01.2021) - 16 942,77 руб., ул. Полярная, д. 21, комн. 95 (с 15.08.2020 по 31.01.2021) - 18 424,91 руб., ул. Речная, д. 57, комн. 329 (с 13.11.2019 по 31.12.2020) - 13 251,62 руб., ул. Морская, д. 22/18, кв. 1 (с 13.11.2019 по 31.12.2020) - 67 620,78 руб., ул. Гагарина, д. 28, кв. 63 (с 01.10.2020 по 06.12.2020) - 16 847,02 руб.
Перечисленные в расчёте суммы иска жилые помещения принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "Город Магадан", находятся в жилых домах и подключены к системе центрального отопления.
В связи с отсутствием возможности отключения временно пустующих жилых квартир муниципального жилищного фонда от тепловых сетей энергоснабжающей организации, истец осуществлял поставку тепловой энергии на указанные объекты через присоединённую сеть.
Факт поставки тепловой энергии в указанные жилые помещения подтверждается и не оспаривается участвующими в деле лицами.
Договор между муниципальным образованием или управомоченными им лицами и энергоснабжающей организацией на отпуск тепловой энергии в спорные жилые помещения в заявленный период отсутствовал.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с энергоснабжающей организацией, к сетям которой присоединено энергопринимающее оборудование потребителя, не освобождает последнего от обязанности возместить стоимость полученной энергии (ресурса).
Направленная собственнику квартир претензия от 16.02.2021 N МЭ/20-18-24-747 об уплате задолженности оставлена без удовлетворения.
В претензионном досудебном порядке спор не урегулирован, в связи с чем, иск предъявлен истцом в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора.
Собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с распоряжением мэрии города Магадана от 14.11.2011 N 502/1-к лицом, управомоченным до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке осуществлять обязательства по расходам на содержание жилых помещений и коммунальные услуги, определен Департамент ЖКХиКИ.
Суд первой инстанции, установив, что факт поставки тепловой энергии в указанные жилые помещения в многоквартирных домах подтверждается расчетами потребления ресурса, актами приема-передачи (уступки права требования), ответчиком не оспаривается, частично удовлетворил иск ОАО "Магаданэнерго", с учетом количества незаселённых квартир.
В апелляционной инстанции спора по пустующим квартирам нет, ответчик оспаривает расчет иска и не применение к спорным правоотношениям льготного тарифа для собственников жилых помещений.
В силу частей 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, при этом подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно части 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" наряду с льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях определены Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, введение предельных уровней тарифов направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности поставляемых ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Часть 1 статьи 1 Закона Магаданской области от 11.03.2012 N 1474-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций" определяет, что льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.
Статьей 2 Закона N 1474-ОЗ предусмотрено, что основанием для предоставления льгот лицам, указанным в части первой статьи 1 Закона, является превышение изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании, рассчитанного с учетом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, над предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденным губернатором Магаданской области для соответствующего муниципального образования.
Разрешая спор в обжалуемой части, суд первой инстанции пришел к выводу, что на муниципальное образование "Город Магадан" - собственника пустующих жилых помещений - не распространяются ограничения по не превышению изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, подпункту "б" пункта 5 (3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, к категориям потребителей, приравненных к населению, относятся наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Конституции РФ).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Как следует из материалов дела, спорные жилые помещения принадлежат муниципальному образованию "Город Магадан" на праве собственности, предназначены для предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а поставляемая ответчиком тепловая энергия используется с целью удовлетворения коммунально-бытовых нужд проживающих в них граждан.
Доказательств использования спорных жилых помещений истцом для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности в дело не представлено.
Таким образом, следует согласиться с доводами ответчика о том, что в отношении спорных квартир, предназначенных для предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, подлежит применению подпункта "6" пункта 5 (3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Учитывая, что в данном случае коммунальный ресурс поставлялся в жилые помещения, предназначенные для проживания граждан, а не использовался для коммерческих или иных нужд, стоимость тепловой энергии должна определяться по тарифу для населения.
При изложенных обстоятельствах, иск подлежал удовлетворению в сумме 190 553,30 руб. (расчет истца судом проверен, признан верным).
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение от 10.06.2021 в обжалуемой части подлежит изменению на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части отказа в удовлетворении исковых требований судебный акт первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.06.2021 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-684/2021 изменить.
Взыскать с департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана (ОГРН 1054900003025, ИНН 4909013445) в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148) задолженность за теплоснабжение жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования "Город Магадан", не заселенных в установленном порядке, в размере 190 553,30 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 107,30 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-684/2021
Истец: ПАО ЭиЭ "Магаданэнерго"
Ответчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана
Третье лицо: Департамент цен и тарифов Магаданской области, Управление по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана, ООО "Городская управляющая компания "РЭУ-6"