г. Челябинск |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А76-13183/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2021 по делу N А76-13183/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Гуськова Е.Н. (доверенность от 12.01.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Системы Папилон" (далее - заявитель, ООО "Системы Папилон", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) (далее - заинтересованное лицо, Фонд, учреждение, страховщик) о признании недействительным решений от 05.03.2021 N 740721200004003 и N 740721200004004 о непринятии к зачету расходов и отказу в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, решения от 05.03.2021 N 740721200004003 и N 740721200004004 признаны недействительными, суд обязал учреждение устранить нарушение прав ООО "Системы Папилон" путем принятия решений о принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в размере 15 862 рубля.
Фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания недействительными решений страхователя в части выплаты страхового возмещения застрахованному лицу Малину М.В. в сумме 7 602,94 руб., обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции в этой части отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком застрахованному лицу не выдается в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. В таких случаях листок нетрудоспособности выдается со дня, когда мать (или иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) должна приступить к работе. Малину М.В., являющемуся отцом ребенка, выплачено за счет средств обязательного социального страхования пособие в период, когда мать ребенка находилось в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Страхователем не представлены доказательства невозможности осуществления ухода за ребенком матерью, находящейся в это время в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, кроме того, факт болезни матери не свидетельствует об обратном.
В представленном отзыве общество ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отсутствие возражений сторон, законность и обоснованность судебного акта проверяется судом в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении страхователя проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 31.10.2020, о чем составлен акт проверки от 08.02.2021 N 740721200004001.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений заявителя, Фондом вынесены решения от 05.03.2021:
1) N 740721200004003 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
2) N 740721200004004 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения
Основанием для принятия оспариваемых решений послужили следующие обстоятельства.
В ходе камеральной проверки установлено, что работнику Малину М.В. страхователем назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью осуществления ухода за больным ребенком Малиным Иваном, 22.022017 года рождения, на основании следующих листков нетрудоспособности:
- N 285331940612 за период с 14.02.2018 по 16.02.2018 в сумме 4411,80 руб., -N 318053778377 за период с 14.12.2018 по 14.12.2018 в сумме 1470,60 руб., -N 318054289636 за период с 18.01.2019 по 18.01.2019 в сумме 1720,54 рублей.
Малина Н.В. (мать ребенка) в указанные периоды находилась в отпуске по уходу за этим ребенком до достижения им возраста 3-х лет, в связи с чем, как полагает Фонд, страхователем застрахованному лицу Малину М.В. неправомерно назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью осуществления ухода за больным ребенком Малиным Иваном, 22.022017 года рождения, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 7602,94 рубля.
Несогласие с указанными выводами Фонда послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требование общества в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу, что уход за ребенком в спорные периоды осуществлял отец ребенка, в период болезни ребенка, что подтверждается выданными лечебным учреждением листками нетрудоспособности.
Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпунктов 5, 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам являются страховым обеспечением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Видом социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ).
Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 Закона N 165-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является общество.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях необходимости осуществления ухода за больным членом семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Как следует из материалов дела, застрахованное лицо Малин М.В. осуществлял уход за больным ребенком Малиным Иваном, 22.02.2017 года рождения, на основании следующих листков нетрудоспособности:
- N 285331940612 за период с 14.02.2018 по 16.02.2018 в сумме 4411,80 руб.,
- N 318053778377 за период с 14.12.2018 по 14.12.2018 в сумме 1470,60 руб.,
- N 318054289636 за период с 18.01.2019 по 18.01.2019 в сумме 1720,54 руб.
На основании части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу, в частности, в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием (пункт 1 части 5 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Из приведенных выше положений закона следует, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком и пособие по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет носят самостоятельный характер и представляют собой разные виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2015 N 10-КГ14-6).
В части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией. Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н утвержден Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее - Порядок N 624н).
В соответствии с пунктом 34 Порядка N 624н листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.
На основании пункта 35 Порядка N 624н листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным членом семьи, в частности, ребенком в возрасте до 7 лет: за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях.
Согласно пункту 36 Порядка N 624н при необходимости листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком может выдаваться попеременно разным членам семьи в пределах сроков, установленных пунктами 11, 12, 13 и 35 настоящего Порядка.
Листок нетрудоспособности не выдается в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, за исключением случаев выполнения работы в указанный период на условиях неполного рабочего времени или на дому (пункт 40 Порядка N 624н).
Буквальное толкование указанного пункта позволяет прийти к выводу о невозможности выдачи листка нетрудоспособности именно лицу, находящемся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
При заболевании ребенка в период, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) не нуждается в освобождении от работы (ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, отпуск без сохранения заработной платы), листок нетрудоспособности по уходу за ребенком (в случае, когда он продолжает нуждаться в уходе) выдается со дня, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) должна приступить к работе (пункт 41 Порядка N 624н).
По смыслу пункта 41 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, его положения применимы к ситуации, когда член семьи, который находится в отпуске по уходу за ребенком (документально оформленном у работодателя), одновременно осуществляет уход за заболевшим ребенком в период отпуска по уходу за этим же ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
Данной нормой установлено ограничение права на получение листка нетрудоспособности и, как следствие, сразу двух видов пособий по обязательному социальному страхованию (пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и пособия по временной нетрудоспособности) одним и тем же субъектом, поскольку он не нуждается в освобождении от работы. Находящийся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет член семьи имеет право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за этим ребенком после выхода из такого отпуска на работу.
Приведенными выше положениями правового регулирования спорных отношений не исключается выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу при наступлении страхового случая (заболевания члена семьи). Взаимосвязанными положениями Закона N 255-ФЗ и Порядка N 624н устанавливается, что матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, листок нетрудоспособности выдан быть не может, однако не исключается выдача листка нетрудоспособности другому члену семьи, осуществляющему фактический уход за ребенком, если в силу каких-либо причин мать не может осуществлять уход за заболевшим ребенком сама. Иной подход нарушал бы конституционные права застрахованных лиц на социальное обеспечение и социальные пособия (статья 39 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, застрахованное лицо (в данном случае отец ребенка) имеет право на получение пособия по нетрудоспособности в случае реального ухода за ребенком, поскольку именно данный факт является страховым случаем порождающим право на получение спорного пособия.
Вместе с тем, учитывая получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет другим лицом (матерью) в данной ситуации дополнительной проверке подлежит факт реального ухода за больным ребенком отцом, в том числе посредством установления невозможности такого ухода матерью ребенка в соответствующий период.
В том случае, когда фактический уход за ребенком отцом не подтвержден или отсутствуют доказательства невозможности осуществления такого ухода матерью ребенка, спорное пособие следует признать выплаченным неправомерно.
При этом документально подтвержденный факт реального ухода отцом за ребенком свидетельствует о наступлении страхового случая и правомерной выплате пособия, хотя бы невозможность ухода за ребенком матерью в такой период и не подтверждена. В данном случае может быть поставлен вопрос о правомерности выплаты пособия тому лицу, которое фактически уход за ребенком не осуществляло.
Вышеизложенные правовые подходы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2014 N 309-ЭС14-36.
Из материалов дела следует, что в период болезни ребенка с 14.02.2018 по 16.02.2018 (листок нетрудоспособности N 285331940612) мать, получавшая пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, фактически не могла осуществлять уход за ребенком ввиду собственной болезни, в подтверждение чего представлена справка ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс", детская поликлиника (материалы электронного дела от 19.04.2021: "копия листка нетрудоспособности N 285331940612 Малин М.В. и справка на 2 л").
Справки содержит печать медицинского учреждения, печать врача, в связи с чем отсутствуют основания для непринятия указанного доказательства, как подтверждающего невозможность осуществления ухода за больным ребенком матерью.
На основании изложенного, отсутствуют основания для вывода об отсутствии фактического осуществления ухода за больным ребенком отцом ребенка Малиным М.В., доказательства обратного Фондом не представлены.
Ссылки на невозможность принятия указанной справки в качестве доказательств невозможности осуществления матерью ухода за ребенком ввиду непроведения экспертизы трудоспособности матери ребенка, не принимаются судом, поскольку физическое лицо, обратившееся за выдачей справки, не обладает правовой возможностью влиять на порядок оформления и содержания выдаваемых лечебным учреждением справок.
В отношении периодов нетрудоспособности с 14.12.2018 по 14.12.2018 (листок нетрудоспособности N 318053778377), с 18.01.2019 по 18.01.2019 (листок нетрудоспособности N 318054289636) судом также установлено, что отец ребенка Малин М.В., который не находился ни в одном из видов отпусков, перечисленных в пункте 41 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отпуск без сохранения заработной платы), а следовательно, нуждался в освобождении от работы на период ухода за больным ребенком.
Следует отметить, что к моменту наступления указанных страховых случаев, мать ребенка ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет уже не получала, в то время как Малин М.В. фактически осуществлял уход за больным ребенком, достигшему возраста полтора года, и претендовал на иной вид социального обеспечения - назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи.
Кроме того, исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности указан в статье 9 Закона N 255-ФЗ, и в рассматриваемом случае наличие ни одного из предусмотренных обстоятельств материалами дела не подтверждено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования страхователя в части признания недействительными оспариваемых решений Фонда на сумму 7 602,94 рубля.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2021 по делу N А76-13183/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-13183/2021
Истец: ГУ ЧРО ФСС РФ, ООО "СИСТЕМЫ ПАПИЛОН"
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС филиал N 7