г. Саратов |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А57-31962/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" сентября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 июня 2021 года по делу N А57-31962/2020
по заявлению комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78; ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246); администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78; ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280); комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" (410004, Саратовская область, г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д. 13/19; ИНН 6450015953, ОГРН 1026403359949),
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410031, г. Саратов, ул. Вольская, д. 81; ИНН 6450014580, ОГРН 1026402675045); индивидуальный предприниматель Киселев Андрей Игоревич (г. Саратов); администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов"; администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов"; администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов"; администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов"; администрация Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов"; администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов"; прокуратура Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. им. Е.Ф. Григорьева, д. 33/39; ИНН 6450014678, ОГРН 1026402204619),
о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по делу N 064/01/15-834/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 25.08.2020 незаконным,
при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Костриковой Е.С., действующей на основании доверенности от 29.07.2021 N 02/2-4310; от администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" - Колотухина М.В., действующего на основании доверенности от 20.08.2021 N 01-18-4130; от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Шафеевой О.И., действующей на основании доверенности от 25.12.2020 N 04-02/1497; от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Якушевой Е.Н., действующей на основании доверенности от 12.01.2021 N 01-08/1; от администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" - Тупикова В.С., действующего на основании доверенности от 20.05.2021 N 03-01-14/2497; от комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" - Костоправовой И.А., действующей на основании доверенности от 11.08.2021 N 7; от администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" - Нарышкиной И.Ю., действующей на основании доверенности от 21.04.2021 N 01-26/2152; от администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" - Бочаровой Е.Е., действующей на основании доверенности от 03.03.2021 N 24; от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратились комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС по Саратовской области, Управление, антимонопольный орган) от 25.08.2020 по делу N 064/01/15-834/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
Как установлено судом первой инстанции, в производстве Арбитражного суда Саратовской области также находилось дело N А57-31962/2020 по заявлению комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", заинтересованные лица: УФАС по Саратовской области, ИП Киселев А.И., комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов", администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", администрация Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения УФАС по Саратовской области от 25.08.2020 по делу N 064/01/15-834/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
Кроме того, в рамках дела N А57-31868/2020 в Арбитражном суде Саратовской области рассматривалось заявление администрации муниципального образования "Горд Саратов", заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, ИП Киселев А.И., комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов", администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", администрация Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов", о признании незаконным решения УФАС по Саратовской области от 25.08.2020 N 064/01/15-834/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
Также в рамках дела N А57-31964/2020 в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением обратился комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", УФАС по Саратовской области, о признании незаконным решения УФАС по Саратовской области от 25.08.2020 N 064/01/15-834/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2020 дела N А57-31962/2020, N А57-31868/2020 и N А57-31964/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу N А57-31962/2020.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2021 по делу N А57-31962/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования.
Прокуратурой Саратовской области, УФАС по Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми они просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определением и.о. председателя четвертого судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Акимовой М.А. от 11.08.2021 по делу N А57-31962/2020 в связи с болезнью судьи Землянниковой В.В., на основании части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Землянниковой В.В. на судью Пузину Е.В. для рассмотрения апелляционных жалоб комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2021 по делу N А57-31962/2020.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начинается сначала.
Определением и.о. председателя четвертого судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Пузиной Е.В. от 08.09.2021 по делу N А12-1353/2021 в связи с нахождением в отпуске судьи Акимовой М.А., на основании части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Акимовой М.А. на судью Землянникову В.В. для рассмотрения апелляционных жалоб комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2021 по делу N А57-31962/2020.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начинается сначала.
В судебном заседании принимали участие представители УФАС по Саратовской области, администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденции.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Представитель комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"; просил решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2021 по делу N А57-31962/2020 отменить, апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - удовлетворить.
Представитель комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов"; просил решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2021 по делу N А57-31962/2020 отменить, апелляционную жалобу комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" - удовлетворить.
Представители администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах; просили решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2021 по делу N А57-31962/2020 отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представитель УФАС по Саратовской области возражал против доводов, изложенных в апелляционных жалобах; просил решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2021 по делу N А57-31962/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, с учетом отзывов на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Саратовской области поступили заявления ИП Киселева А.И. (от 16.07.2019 вх.N 3196, от 16.07.2019 вх.N 3197, от 18.07.2019 вх. N 3247), осуществляющего деятельность на рынке представления услуг по питанию обучающихся в муниципальных образовательных организациях, по вопросу организации питания на территории муниципального образования "Город Саратов".
09.01.2019 администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято Постановление N 1 "О предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - Постановление), которым утверждено Положение "О предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - Положение).
Указанное Положение было утверждено на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), решения Саратовской городской Думы от 06.12.2018 N 44-324 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов".
По результатам проведенной проверки УФАС по Саратовской области вынесено решение от 25.08.2020 N 064/01/15-834/2019, согласно которому администрация муниципального образования "Город Саратов" признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); предписание не выдано в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
Не согласившись с принятым антимонопольным органом решением, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).
При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 65, частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе (далее - Положение), согласно которому к полномочиям Федеральной антимонопольной службы относятся рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно статье 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Законом Саратовской области от 12.12.2011 N 190-ЗСО органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, установленными в пункте 3 части 2 статьи 12, а также в частях 1, 3 статьи 13 Закона Саратовской области от 28.11.2013 N 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области", и по частичному финансированию расходов на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, установленными в пункте 4 части 2 статьи 12 ЗСО N 190.
Кроме того, органы местного самоуправления вправе:
1) получать субвенцию из областного бюджета для осуществления переданных государственных полномочий;
2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований;
3) вносить предложения по совершенствованию деятельности, связанной с порядком осуществления переданных государственных полномочий.
В силу пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 09.01.2019 администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято Постановление N 1 "О предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования", которым утверждено Положение "О предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения организациям, претендующим на получение субсидии, части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Согласно пункту 1.3 Положения субсидии предоставляются комитетом по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" или администрациями районов муниципального образования "Город Саратов", осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных организаций (далее - учредитель), за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий.
Также Положением установлены формулы для расчета размера субсидий.
Рассматриваемое Положение было утверждено на основании статьи 78 БК РФ, решения Саратовской городской Думы от 06.12.2018 N 44-324 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов".
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Согласно пункту 26 Решения Саратовской городской Думы о бюджете муниципального образования "Город Саратов" от 06.12.2018 N 44-324 в 2019, 2020, 2021 годах дополнительные расходы бюджета муниципального образования "Город Саратов" для осуществления переданных государственных полномочий по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях рассчитываются исходя из стоимости питания обучающегося в день и стоимости 0,2 л молока на одного обучающегося в день в дни обучения в течение учебного года, в том числе:
- на предоставление питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением обучающихся, состоящих на полном государственном обеспечении, а также получающих питание в группах продленного дня, в сумме 12 руб.;
- на предоставление питания отдельным категориям обучающихся, посещающих группы продленного дня в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, для:
- детей из малоимущих семей, детей из семей, находящихся в социально опасном положении, детей из многодетных семей: в возрасте от 6 до 10 лет в сумме 5 руб., от 11 до 17 лет в сумме 4 руб.;
- детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), детей беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших с территории Украины, а также граждан, вынужденно покинувших территорию Украины в возрасте от 6 до 17 лет, в сумме 4 руб.;
- на обеспечение молоком для питания обучающихся 1-4 классов муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего образования (за исключением обучающихся, состоящих на полном государственном обеспечении), в сумме 1,2 руб.
Из норматива распределения бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" (приложение N 5 к Решению Саратовской городской Думы от 06.12.2018 N 44-324) следует, что на основное мероприятие "Предоставление питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования" (ЦСР 1030277200) в 2019 году предусмотрено 94 399,0 тыс. руб., в 2020 году - 100 569,8 тыс. руб., в 2021 году - 100 569,9 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения получатель субсидии представляет учредителю следующие документы:
- п.п. 2.3.1 - заявление на получение субсидии по форме согласно приложению N 1 к Положению.
- п.п. 2.3.2 - копии с предъявлением оригинала для обозрения или нотариально удостоверенные копии:
- устава (для юридического лица);
- свидетельства о государственной регистрации (для юридического лица, индивидуального предпринимателя);
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- справки об отсутствии или наличии задолженности по уплате налогов и сборов, выданной налоговым органом не ранее чем за 30 дней до дня ее представления;
- паспорта (для физического лица);
- договора аренды (субаренды) муниципального имущества для организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях;
- выписки из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), выданной не ранее пяти рабочих дней до дня представления документов, указанных в пункте 2.3 Положения.
09.01.2019 в администрацию Фрунзенского района обратился с заявлением на получение указанных субсидий ИП Вайнштейн В.П. по 6 школам Фрунзенского района.
23.01.2019 в администрацию Октябрьского района обратился с заявлением на получение субсидии ИП Вайнштейн В.П. по 10 школам Октябрьского района.
09.01.2019 в комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" обращаются с заявлением на получение субсидий ООО "Мастер-Ланч" (по 1 школе), ИП Белоус В.К. (по 1 школе), ИП Никитина И.В. (по 1 школе), ИП Фимина Ю.В. (по 1 школе).
15.02.2019 в администрацию Ленинского района обращаются с заявлением на получение субсидий ИП Животова Ю.И. (по 5 школам), 04.02.2019 ООО "Ацтек" (по 2 школам), ИП Горбулин В.В. (по 8 школам), 11.02.2019 ИП Цибульская Н.И. (по 16 школам).
10.01.2019 в администрацию Волжского района обращаются с заявлением на получение субсидии ИП Киселев А.И. (по 1 школе), ООО "Ацтек" (по 5 школам), ИП Коянбаева Р.М. (по 1 школе), 09.01.2019 ИП Сергеева М.А. (по 8 школам), ИП Комарова Э.М. (по 1 школе).
01.02.2019 в администрацию Кировского района обращаются с заявлением на получение субсидий ИП Фимина Ю.В. (по 6 школам), 18.03.2019 ООО "Люция 2007" (по 5 школам), 28.02.2019 ООО "Новый вкус" (по 2 школам), 21.01.2019 ИП Григорьева О.В. (по 1 школе).
09.01.2019 в администрацию Заводского района обращаются с заявлением на получение субсидий ИП Окоркова Е.В. (по 3 школам), ИП Беляева Н.В. (по 4 школам), ИП Павлюкова Л.В. (по 4 школам), ИП Романенкова И.А. (по 1 школе), ИП Бердникова В.В. (по 3 школам), ООО "Купецъ" (по 8 школам).
Позже в 2019 году комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" и указанные администрации заключили соглашения о предоставлении субсидий с вышеуказанными хозяйствующими субъектами на общую сумму 34 726 419 руб.
Согласно пункту 1.1 соглашений предметом данных соглашений является предоставление из бюджета муниципального образования "Город Саратов" в 2019 году субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В силу раздела III соглашений о предоставлении субсидий субсидия предоставляется в соответствии с Положением.
Исходя из пункта 4.1 данных соглашений перечисление субсидии осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" в установленном порядке в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования за услуги, оказанные в дни обучения, в течение 20 рабочих дней после представления акта приемки оказанных услуг (Приложение N 1) с возможностью отсрочки перечисления до 31.12.2019.
В соответствии с пунктом 5.1 соглашений о предоставлении субсидий органы местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" обязуются обеспечить предоставление субсидии получателю в порядке и сроки, установленные данным соглашением, при соблюдении получателем условий предоставления субсидии.
Раздел II данных соглашений определяет размер субсидии.
Таким образом, перечисленным хозяйствующим субъектам субсидии предоставлялись на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на основании указанных соглашений, заключенных органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" и хозяйствующими субъектами.
Из информации, представленной администрацией Октябрьского района, следует, что денежные средства предоставляются в начале нового месяца за прошедший месяц, что было подтверждено представителями заявителей в ходе судебного разбирательства по настоящему делу как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, данные материалы свидетельствуют о том, что со стороны хозяйствующих субъектов выполнялись услуги по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и они предъявляли требование об их оплате за счет субсидий.
При этом суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в рассматриваемом случае правом на получение субсидий обладают лица, заключившие договор аренды (субаренды) муниципального имущества (пищеблока) для организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях.
Следовательно, никакой хозяйствующий субъект, кроме имеющего вышеуказанный договор аренды, не может обратиться в органы местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" с целью получения субсидии на основании Положения.
В данном случае складывается ситуация, при которой право на получение субсидии ставится в зависимость от наличия договора аренды помещения, при этом все школы уже "распределены" между поставщиками питания и "зайти" на рынок новому участнику не представляется возможным.
В результате чего, отсутствует возможность выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В связи с чем, как верно отметил в судебном заседании представитель УФАС по Саратовской области, администрации муниципального образования "Город Саратов" сначала следует выбирать лучшего поставщика питания для детей на основании конкурса, а затем уже заключать с ним договор аренды пищеблока.
Довод администрации муниципального образования "Город Саратов" о правомерности выдачи субсидий ввиду того, что совмещение денежных средств бюджета и собственных средств родителей возможно только в рамках статьи 78 БК РФ, судебной коллегией отклоняется.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 15 Закона о контрактной системе при наличии правового акта (положения о закупке, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения) (далее - положение о закупке), принятого бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Закона о закупках и правового акта закупки:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, у бюджетных учреждений существует возможность воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона о закупках только в случаях, установленных частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе.
Во всех остальных случаях, в том числе проведения закупки за счет бюджетных и иных средств одновременно (смешанное финансирование), бюджетным учреждениям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона о контрактной системе (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2887).
Довод администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что пункт 2 статьи 3.2 Закона о защите конкуренции позволяет заключать договоры аренды имущества без проведения торгов, также отклоняется апелляционной коллегией.
В рамках антимонопольного дела УФАС по Саратовской области не устанавливало в действиях муниципальных учреждений по передаче в аренду помещений без проведения торгов признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Кроме того, пунктом 3 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887) установлено, что в акте должны быть указаны категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).
Однако спорным Положением не установлены критерии определения получателя субсидии, следовательно, невозможно установить, каким образом определяется получатель субсидии, в том числе, кому и в каком отношении будут предоставлены субсидии в случае наличия нескольких претендентов.
Положение установило конкретных получателей субсидий - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно лиц, заключивших договор аренды (субаренды) муниципального имущества в конкретной школе для организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях.
При этом из Положения невозможно установить, каким образом хозяйствующие субъекты заведомо могут получить информацию о возможности выполнения услуг по организации питания обучающихся в г. Саратове, о наличии потребности у образовательных организаций получать такие услуги, о возможности заключить такой договор аренды.
В связи с чем, предоставление денежных средств на основании Положения не может быть расценено в качестве предоставления субсидии в понимании БК РФ.
Предоставление субсидии конкретному получателю на конкурентном рынке в данном случае рассматривается УФАС по Саратовской области как преференция в понятии Закона о защите конкуренции.
Согласно пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности возможно только в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции, который предусматривает, в том числе закрытый перечень целей в которых муниципальная преференция может быть предоставлена, а также необходимость ее согласования с антимонопольным органом.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социального обеспечения населения;
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В пункте 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:
1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;
4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлены случаи, когда предоставление преимущества отдельному хозяйствующему субъекту не будет являться преференцией.
В рассматриваемом случае, вопреки доводам апеллянтов, предоставление муниципальной преференции указанным хозяйствующим субъектам не подпадает под действие части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
В данном случае преференции были предоставлены поставщикам питания, у которых уже имелись заключенные договоры аренды пищеблоков, причем без согласования предоставления указанных преференций с УФАС по Саратовской области в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, были представлены из бюджета муниципального образования "Город Саратов" с нарушением положений статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение установленных требований запрещено пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Как следует из письма Счетной палаты Саратовской области (от 12.05.2020 исх.N 06-47/348), формулировка категории получателя субсидий и основного условия предоставления субсидии (наличие договора аренды) не в полной мере соответствует нормам статьи 78 БК РФ и возможно влечет ограничение доступа иных лиц, претендующих на заключение контрактов по оказанию услуг питания учащихся в образовательных организациях.
Также и по утверждению администрации в письме (от 19.12.2019 исх. N 02-02-08/1912) помещения, пригодные для организации питания, имеются в муниципальных общеобразовательных учреждениях в единственном экземпляре, в связи с чем у них отсутствует возможность передать иные помещения, пригодные для организации питания детей, указанных в пункте 3 части 2 статьи 12 Закона "Об образовании в Саратовской области", в связи с чем передача помещений и оборудования пищеблоков иным хозяйствующим субъектам исключена.
Довод администрации муниципального образования "Город Саратов" и ее структурных подразделений о невозможности применения в данном случае положений статьи 72 БК РФ в связи с тем, что рассматриваемый вопрос не является муниципальной нуждой, судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся.
Под муниципальным заказчиком в статье 3 Закона о контрактной системе понимается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В свою очередь, бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (статья 6 БК РФ).
Частью 1 статьи 19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с указанным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
При этом части 1 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Устава муниципального образования "Город Саратов" (решение Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету города субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления города вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, а также в иных случаях, в порядке, установленном городской Думой.
Органы местного самоуправления города, на которые возложено исполнение отдельных государственных полномочий, несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в порядке, установленном соответствующими федеральными законами и законами Саратовской области, в пределах выделенных городу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Из статьи 33 Устава следует, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Как отмечалось ранее, Законом Саратовской области от 12.12.2011 N 190-ЗСО органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся.
Из норматива распределения бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" (приложение N 5 к решению Саратовской городской Думы от 06.12.2018 N 44-324) следует, что на основное мероприятие "Предоставление питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования" (ЦСР 1030277200) в 2019 году предусмотрено 94 399,0 тыс. руб., в 2020 году - 100 569,8 тыс. руб., в 2021 году - 100 569,9 тыс. руб.
В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Неприменение конкурсных процедур и предоставление преференции в нарушение требований антимонопольного законодательства, предоставление субсидий на оказание услуг по организации питания обучающихся на основании Положения противоречит нормам антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе, предусматривающих проведение закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, принятие администрацией муниципального образования "Город Саратов" Положения препятствует добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между потенциальными участниками торгов, что, в свою очередь, приводит к невозможности экономии бюджетных средств.
Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе о контрактной системе.
Предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по решению отдельных вопросов местного значения нарушает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, заложенные в статьях 34, 38 БК РФ.
Несоблюдение указанного в Законе о контрактной системе порядка осуществления закупок для муниципальных нужд, является нарушением названного Федерального закона, а также может привести к устранению конкуренция среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
Таким образом, факт доведения до единственного исполнителя бюджетных средств на организацию питания обучающихся в г. Саратове без проведения торгов, может привести к лишению неограниченного круга хозяйствующих субъектов возможности претендовать на выполнение таких услуг и, соответственно, на получение дохода.
Одновременно с этим, вышеуказанным хозяйствующим субъектам были созданы преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Кроме того, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Приложением N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) к названным случаям отнесено оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 руб.
Постановлением N 99 также установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Дополнительными требованиями к участникам закупки по оказанию услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления установлено наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
В качестве документов, подтверждающих соответствие участников дополнительным требованиям, предусмотрено представление копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
При этом, Положение не учитывает дополнительные требования к участникам закупки установленные федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
По аналогичным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы комитета по финансам администрации муниципального образования "Города Саратова", администрации Фрунзенского района администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Октябрьского района администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Кировского района администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов".
Довод апеллянтов о том, что антимонопольный орган фактически признал законность применения статьи 78 БК РФ при предоставлении субсидий, апелляционной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
УФАС по Саратовской области выдало предупреждение по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с изданием администрацией муниципального образования "Город Саратов" Постановления от 09.01.2019 N 1, которым не были установлены критерии отбора организаций, претендующих на получение субсидии в связи с оказанием услуг но предоставлению питания.
Кроме того, в действиях администрации муниципального образования "Город Саратов" по принятию Постановления от 09.01.2019 N 1 усматривается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам о представления договора аренды (субаренды) муниципального имущества для организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях; создание преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам, осуществляющим питание обучающихся, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг) установлено, что муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям должны определять критерии отбора таких лиц, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).
По результатам проведения УФАС по Саратовской области анализа состояния конкуренции на рынке деятельности социальных столовых, буфетов или кафетериев (в офисах, больницах, школах, институтах и пр.) на основе льготных цен на питание (код ОКВЭД 56.29.4) на территории г. Саратова установлено, что данный рынок является конкурентным.
Временной интервал исследования определен периодом с 09.01.2019 по 06.12.2019.
Географическими границами рынка являются границы г. Саратова.
На рынке деятельности социальных столовых, буфетов или кафетериев (в офисах, больницах, школах, институтах и пр.) на основе льготных цен на питание на территории муниципального образования "Город Саратов" осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ИП Вайнштейн В.П., ООО "Мастер-Ланч", ИП Белоус В.К., ИП Никитина И.В., ИП Фимина Ю.В., ИП Животова Ю.И., ООО "Ацтек", ИП Горбулин В.В., ИП Цибульская Н.И., ИП Киселев А.И., ИП Коянбаева Р.М., ИП Сергеева М.А., ИП Комарова Э.М., ООО "Люция-2007", ООО "Новый вкус", ИП Григорьева О.В., ИП Окоркова Е.В., ИП Беляева Н.В., ИП Павлюкова Л.В., ИП Романенкова И.А., ИП Бердникова В.В., ООО "Купецъ".
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ИП Киселевым А.И. были направлены предложения по предоставлению услуг по организации питания обучающихся в более 100 образовательных учреждениях муниципального образования г. Саратова, однако школы ему отвечали отказом, ссылаясь на наличие организаций, оказывающих услуги по питанию обучающихся, с которыми они работают бессменно уже на протяжении нескольких лет.
Следовательно, доступ на рынок организации питания обучающихся на территории г. Саратова в связи с изданием администрацией муниципального образования "Город Саратов" Постановления в настоящее время ограничен.
В данном случае складывается ситуация, при которой отсутствует возможность выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, что также содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранении конкуренции УФАС по Саратовской области выдало администрации муниципального образования "Город Саратов" предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При этом статья 39.1 Закона о защите конкуренции не ограничивает антимонопольный орган в совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о защите конкуренции.
В связи с неисполнением предупреждения от 05.09.2019 УФАС по Саратовской области возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства, и признало в действиях администрации муниципального образования "Город Саратов" нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что на дату принятия решения УФАС по Саратовской области постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09.01.2019 N 1 утратило силу, Комиссия УФАС по Саратовской области решила предписание не выдавать.
Предупреждение от 23.09.2020 было исполнено в установленный срок.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения УФАС по Саратовской области от 25.08.2020 по делу N 064/01/15-834/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Все имеющие значение для объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 июня 2021 года по делу N А57-31962/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-31962/2020
Истец: Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области "
Третье лицо: Администрация Волжского р-на МО "Город Саратов", Администрация Заводского р-на МО "Город Саратов", Администрация Кировского р-на МО "Город Саратов", Администрация Ленинского р-на МО "Город Саратов", Администрация МО "Город Саратов", Администрация Октябрьского р-на МО "Город САратов", Администрация Фрунзенского р-на МО "Город Саратов", ИП Киселев А.И., Комитет по образованию администрации МО "Город Саратов", Прокуратура Саратовской области, ГУ ОАСР УВМ МВД России по Саратовской области