16 сентября 2021 г. |
Дело N А83-20660/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания: Волковой О.Л., Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым - Рудницкой М.В.,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Альминский камень" - Пустовитенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 мая 2021 года по делу N А83-20660/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альминский камень"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым,
при участии в деле в качестве заинтересованного лица, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства экономического развития Республики Крым, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
04.12.2020 по почте общество с ограниченной ответственностью "Альминский камень" (ОГРН: 1169102051051 - л.д. 123-136 т.1, далее - ООО "Альминский камень", заявитель, налогоплательщик) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным принятого 26.05.2020 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым (ОГРН: 1149100000070 - л.д. 137-143 т. 1, далее - ИФНС по Бахчисарайскому району, налоговый орган) решения N 15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 11-15, 144 т. 1).
Требования мотивированы тем, что ООО "Альминский камень", являясь с 2016 года участником свободной экономической зоны Республики Крым (далее - СЭЗ Крыма), правомерно за I квартал 2019 года применило пониженный тариф страховых взносов на суммы выплат и иных вознаграждений физическим лицам, так как все сотрудники заявителя заняты в реализации инвестиционного проекта СЭЗ Крыма; в связи с изменением с 2019 года законодательства заявитель заблаговременно подал документы о внесении изменений в договор об условиях деятельности в СЭЗ Крыма - перечень работников, занятых в реализации инвестиционного проекта СЭЗ Крыма; но по независящим от него причинам от Министерства экономического развития Республики Крым (ОГРН: 1149102017118, далее - Минэкономразвитие Крыма) получил только 10.02.2020 зарегистрированное дополнительное соглашение N 1 к договору об условиях деятельности в СЭЗ Крыма, в котором приведен этот перечень сотрудников.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признано незаконным оспоренное решение ИФНС по Бахчисарайскому району; с ИФНС по Бахчисарайскому району в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб. (л.д. 34-45 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что уплата страховых взносов за проверяемый период времени с применением пониженных тарифов страховых взносов, начисляемых на выплаты сотрудникам ООО "Альминский камень", осуществлена правомерно, что исключает необходимость производить доначисление страховых взносов по общему тарифу, предоставлять корректировочные расчёты, вносить изменения в документы бухгалтерского и налогового учёта в отношении каждого из застрахованных лиц, должности всех физических лиц, в отношении которых в проверяемом периоде заявителем применялись пониженные тарифы страховых взносов, включены в Перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации ООО "Альминский камень" инвестиционного проекта в СЭЗ.
ИФНС по Бахчисарайскому району и Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ОГРН: 1147746357153, далее - УФНС по РК) подана апелляционная жалоба, в которой эти участники просят отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении имеющих значение для дела обстоятельств; при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права; изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 58-65 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель ИФНС по Бахчисарайскому району и УФНС по РК поддержала доводы апелляционной жалобы; представитель ООО "Альминский камень" возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Минэкономразвития Крыма в судебное заседание не явился.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда Минэкономразвитие Крыма извещено определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 30.07.2021, копию которого получило по почте, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 54-56 т.2).
31.07.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и 03.09.2021 о перерыве в судебном заседании с 02.09.2021 до 09.09.2021 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д.57, 116 т.2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося лица.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции истребовал дополнительные доказательства (л.д. 119-136 т. 2), приобщил письменные пояснения заявителя (л.д. 140-142 т. 2) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
26.05.2020 начальник ИФНС по Бахчисарайскому району Республики Крым Алиев Р.Р. на основании акта камеральной проверки N 18 от 03.02.2020 (л.д. 51-63 т. 1) вынес решение N15 об отказе в привлечении ООО "Альминский камень" к ответственности за совершение налогового правонарушения, резолютивной частью которого :
- отказано в привлечении к налоговой ответственности, начислении пени по состоянию на 26.05.2020;
- налогоплательщику предложено внести необходимые доначисления страховых взносов по общему тарифу и предоставить корректировочный расчет по страховым взносам за I квартал 2019 года, а также внести в документы бухгалтерского и налогового учета изменения в отношении каждого из застрахованных лиц, по которым выявлено некорректное применение тарифов страховых взносов (л.д. 18-27 т. 1).
Поданные налогоплательщиком на акт проверки возражения (л.д. 64-66 т. 1) и апелляционная жалоба в порядке подчиненности (л.д. 67-70 т. 1) на названное решение ИФНС по Бахчисарайскому району не удовлетворены, о чем свидетельствует принятое 07.09.2020 решение УФНС по РК N 07-22/10459@ (л.д. 71-74 т. 1).
Вышеназванные решения налоговых органов обоснованы тем, что налогоплательщик не имел права применять за I квартал 2019 год пониженный тариф страховых взносов на суммы выплат и иных вознаграждений физическим лицам (сотрудникам), так как не имел за I квартал 2019 года согласованный с органами управления СЭЗ перечень рабочих мест физических лиц, занятых в инвестиционном проекте в СЭЗ Крыма.
В дальнейшем, аналогичные обстоятельства (применение пониженного тарифа по страховым взносам без утвержденного перечня работников) за иной отчетный период стали основанием для принятия налоговым органом решения о доначислении недоимки и применения штрафных санкций, о чем свидетельствуют акт проверки N 114 от 07.07.2020 и решение налогового органа N 52 от 16.11.2020 (л.д. 66-91 т. 2).
Действительно, 14.11.2019 ООО "Альминский камень" подало в ИФНС по Бахчисарайскому району расчет по страховым взносам за I квартал 2019 года (номер корректировки 1), которыми задекларировало:
1) базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в сумме 2.171.076,43 руб., применив 6-типроцентный тариф, начислило страховые взносы на ОПС в сумме 129.740,18 руб., а также начислило страховые взносы на дополнительное пенсионное обеспечение в сумме 18.651,52 руб.,
2) базу для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) в сумме 2.171.076,43 руб., применив тариф в размере 0,1%, начислило страховые взносы на ОМС в сумме 2.171,08 руб.,
3) базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС СВНиМ) в сумме 2.171.076,43 руб., применив тариф 1,5%, начислило ОСС СВНиМ в сумме 32.566,15 руб. (л.д. 119-127 т. 2).
База исчисления страховых взносов определена по выплатам на 36 работников (л.д. 63 т. 1).
Участники не оспаривают того факта, что с 03.11.2016 ООО "Альминский камень" является участником СЭЗ Крыма, подало инвестиционную декларацию и с ним 31.10.2016 заключен договор об условиях осуществления деятельности в такой зоне. Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, в частности свидетельством (л.д. 50 т. 1), договором N 687/16 от 31.10.2016 (л.д. 28-36 т.1), инвестиционной декларацией (л.д. 37-49 т. 1).
Также не оспаривается тот факт, что ООО "Альминский камень" заблаговременно (до начала налогового отчетного периода за I квартал 2019 года) обращалось в органы управления СЭЗ Крыма за согласованием перечня рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ Крыма, но не получив ответа по сути обращения, повторно обратилось с такой же просьбой.
Так, ООО "Альминский камень" в Минэкономразвитие Крыма:
09.01.2019 - первоначально нарочно подало заявление о внесении изменений в договор N 687/16 от 31.10.2016, о чем свидетельствует расписка в получении и ответ Минэкономразвития Крыма о принятии к рассмотрению такого заявления (л.д. 75-77 т. 1),
18.09.2019 - по почте направило напоминание о рассмотрении вышеназванного заявления (л.д. 78-79 т. 1) и 01.10.2019 подало новую инвестиционную декларацию (л.д. 82-106 т. 1),
10.12.2019 повторно подало заявление о внесении изменений в договор N 687/16 от 31.10.2016 (л.д. 80-81 т. 1), по которому 10.02.2020 заключено дополнительное соглашение N 1 с Приложением N 1 к договору - Перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта (на 43 работника) (л.д. 107-129 т. 1).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 29.09.2019, с изм. от 19.12.2019, действовавшей на дату подачи расчета по страховым взносам, далее - НК РФ) для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 настоящей статьи, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.
Подпункт 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ предусматривал, что пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В целях подпункта 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ физическим лицом, занятым в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, признается лицо, заключившее трудовой договор с плательщиком - участником СЭЗ, а его трудовые обязанности непосредственно связаны с реализацией инвестиционного проекта, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате реализации инвестиционного проекта.
Перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, утверждается плательщиком - участником СЭЗ по согласованию с органами управления СЭЗ по месту нахождения такого плательщика, что также предусматривал подпункт 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым в течение трех рабочих дней после внесения в единый реестр участников СЭЗ записи о включении плательщика в указанный реестр либо записи о заключении с плательщиком, имеющим статус участника свободной экономической зоны, другого договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне представляют в электронном виде в налоговые органы информацию о согласованном с таким плательщиком перечне рабочих мест физических лиц, занятых в реализации соответствующего инвестиционного проекта в СЭЗ; в случае внесения участником СЭЗ изменений в перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, указанная информация должна быть представлена высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым в электронном виде в налоговые органы в течение трех рабочих дней после согласования таких изменений.
Согласно пунктам 1, 3, 6, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 02.07.2021, далее - НК РФ):
- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога,
- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав,
- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить,
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 109 НК РФ (часть первая) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
К формам вины пункты 1-3 статьи 110 НК РФ (часть первая) относят совершение налогового правонарушения:
- умышленно (если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)),
- по неосторожности (если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать).
Подпункт 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ (часть первая) предусматривает, что обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Как установлено, ООО "Альминский камень" выполнило все зависящие от него действия по согласованию с органами управления СЭЗ Перечня рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, который необходим для применения пониженных тарифов страховых взносов для организаций, получивших статус участника СЭЗ; все физические лица, по выплатам которым применены пониженные тарифы страховых взносов, в отчетном периоде были заняты в реализации инвестиционного проекта ООО "Альминский камень" в СЭЗ Крыма. При этом, такие действия ООО "Альминский камень" выполнило первоначально до начала отчетного периода (декабрь 2018 года) и заблаговременно до декларирования обязательств по страховым взносам (ноябрь 2019 года), а также вынуждено было повторно совершить такие действия в декабре 2019 года, а по состоянию на дату вынесения оспариваемого решения налогового органа (26.05.2020) вышеназванный Перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, был согласован (10.02.2020) с органами управления СЭЗ Крыма. Эти обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины ООО "Альминский камень" в совершении налогового правонарушения.
Однако налоговыми органами эти обстоятельства безосновательно не приняты во внимание и вынесено решение, хотя и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ввиду отсутствия недоимки, но при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения с возложением на налогоплательщика определенных обязательств.
Как следует из статей 101 и 101.2 НК РФ (часть первая) как решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано во внесудебном и в судебном порядках.
Часть 1 статьи 198 АПК РФ предусматривает, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым решением налогового органа на заявителя незаконно возложены обязанности по предоставлению корректировочного расчета по страховым взносам за I квартал 2019 года и внесению в документы бухгалтерского и налогового учета изменений в отношении каждого из застрахованных лиц, по выплатам которым применен пониженный тариф страховых взносов, что обосновано расценено заявителем как нарушение его права на налогообложение с учетом предоставленных законом льгот, создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности в СЭЗ Крыма.
Такая же позиция о возможности признания незаконным решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения (при отсутствии недоимки по налогам) изложена в постановлении ФАС Центрального округа от 20.06.2008 по делу N А09-5831/07-22.
А потому доводы налоговых органов об отсутствии нарушения прав заявителя оспариваемым решением ИФНС по Бахчисарайскому району судом апелляционной инстанции отклоняются.
Кроме того, как указано выше, при проведении проверки за иной налоговый период при сходных правоотношениях налоговым органом принято решение о доначислении недоимки по страховым взносам, начисления пени и применении штрафных санкций за совершение налогового нарушения.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении имеющих значение для дела обстоятельств; при правильном применении норм материального права и без нарушений норм процессуального права; изложенные в решении суда выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 мая 2021 года по делу N А83-20660/2020 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20660/2020
Истец: ООО "АЛЬМИНСКИЙ КАМЕНЬ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО БАХЧИСАРАЙСКОМУ РАЙОНУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ