г. Киров |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А82-10187/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сабашниковой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2021 по делу N А82-10187/2020,
по иску открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (ИНН: 7604119467, ОГРН: 1077604029744)
к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН: 7604194785, ОГРН: 1107600001233)
об обязании передать документацию, произвести перечисление средств,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (далее - ОАО "УО МКД Красноперекопского района", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - Фонд, ответчик) об обязании передать документацию, произвести перечисление средств.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2021 исковые требования ОАО "УО МКД Красноперекопского района" удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что представленный собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Рыкачева, д. 4/7 протокол общего собрания от 01.07.2020 N 1 не соответствовал требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и приказа Минстроя России от 28.01.2019 N44/пр, о чем истец был уведомлен Фондом.
ОАО "УО МКД Красноперекопского района" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ответчик заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 01.01.2008 N 72/1 ОАО "УО МКД Красноперекопского района" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, ул. Рыкачева, д. 4/7 (л.д. 9-12).
Фонд капитального ремонта указанного многоквартирного дома формировался путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
07.01.2020 внеочередным собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 4/7 по ул. Рыкачева в г. Ярославле принято решение о смене способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет.
Решение оформлено протоколом от 07.01.2020 N 1 (л. д. 18-24).
25.06.2020 ОАО "УО МКД Красноперекопского района", осуществляющее функции управляющей организации, обратилось в Фонд с заявлением о переходе МКД на специальный счет. К указанному заявлению приложены соответствующие документы (л.д. 25)
Письмом от 26.05.2020 N 08-04/4313 (л.д. 143) ответчик сообщил истцу о непринятии документов в работу в связи с их несоответствием требованиям статьям 44.1, 46, 46 47, 173, 175, 176 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 4, 8, 9, 12, 13, 15, 17, 20, 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр.
Посчитав решение, изложенное в письме от 26.05.2020 N 08-04/4313, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по передаче документов и информации, связанной с формированием фонда капитального ремонта, и перечислению денежных средств, полученных в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 173 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 173 ЖК РФ в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 ЖК РФ.
В силу части 4 статьи 173 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
Согласно пунктам 5 и 7 статьи 173 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании этого фонда на специальном счете является основанием для перечисления региональным оператором денежных средства фонда капитального ремонта на специальный счет, а также для передачи региональным оператором владельцу специального счета всех имеющихся у регионального оператора документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В силу части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 1); открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета; региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета (пункт 2); иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции (пункт 6).
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 180 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Ярославской области от 05.06.2013 N 629-п ответчик наделен полномочиями регионального оператора.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения представленных истцом документов ответчиком направлено письмо от 26.05.2020 N 08-04/4313 о непринятии документов в работу, в котором указано на несоответствие документов требованиям статьям 44.1, 46, 46 47, 173, 175, 176 ЖК РФ, пунктов 4, 8, 9, 12, 13, 15, 17, 20, 21 приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр.
При этом в письме не указаны конкретные нарушения вышеприведенных требований и конкретные документы, в которых данные нарушения допущены.
Доводы Фонда о том, что в протоколе общего собрания количество голосов подсчитано от общего числа голосов собственников, принявших участие в голосовании, а не от общего числа голосов всех собственников помещений в МКД, отклоняется апелляционным судом как противоречащий материалам дела.
Из протокола очно-заочного голосования от 07.01.2020 усматривается, что на очной части собрания приняли участие собственники, обладающие 292,39 голосами, что составляет 13,68% от общего числа голосов всех собственников помещений; на общем собрании приняли участие собственники, обладающие 1 539,26 голосами, что составляет 71,54% от общего числа голосов всех собственников помещений МКД.
Таким образом, требования в части кворума при проведении собрания собственников помещений МКД соблюдены, общее собрание собственников являлось правомочным.
Протокол от 07.01.2020 N 1 в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан.
Доказательства наличия оснований для признания решения общего собрания собственников помещений в МКД недействительными в силу их оспоримости или ничтожности, предусмотренных статьями 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
Следовательно, ответчик не доказал наличие оснований для продолжения формирования фонда капитального ремонта дома на счете регионального оператора.
Те недостатки оформления протокола общего собрания собственников помещений МКД от 07.01.2020, на которые ответчик ссылается в апелляционной жалобе (указание на проведение общего собрания в форме очного обсуждения, отсутствие во вводной части протокола сведений об общем количестве присутствующих на нем лиц, отсутствие реквизитов документов, подтверждающих право собственности на помещения, неуказание даты подписания протокола и т.д.), не касаются вопроса смены способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет и, вопреки мнению заявителя, не являются такими нарушениями, которые влияют на правомочность общего собрания собственников помещений МКД и на факт принятия собственниками помещений в МКД решения о смене способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет.
Кроме того, апелляционный суд учитывает следующее.
В части 5 статьи 46 ЖК РФ предусмотрено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
С учетом изложенного право оспаривания такого решения принадлежит собственнику помещения в многоквартирном доме в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
То есть заявитель, являясь региональным оператором, не наделен полномочиями по обжалованию решений общего собрания собственников жилых помещений.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования ОАО "УО МКД Красноперекопского района".
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2021 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы ответчика по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2021 по делу N А82-10187/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-10187/2020
Истец: ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8413/2022
11.02.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7785/2021
17.09.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6657/2021
01.07.2021 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-10187/20