г. Чита |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А19-4464/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
при участии в судебном заседании до перерыва представителя Администрации Азейского сельского поселения Егоровой Р.Ю. (доверенность от 06.04.2021), после перерыва представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Степановой С.П. (доверенность от 17.06.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 июля 2021 года по делу N А19-4464/2021,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Азейского сельского поселения (ОГРН 1053816021401, ИНН 381605887614, далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 381102330190, далее - ТУ ФАУГИ в Иркутской области, административный орган) 08.02.2021 года N 38/33-и "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации в муниципальную собственность Азейского муниципального образования, в том числе по основанию не соблюдения порядка передачи имущества путем издания распоряжения о передачи имущества в отсутствие необходимых для этого документов".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 июля 2021 года по делу N А19-4464/2021 заявленные требования удовлетворены. Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 08.02.2021 года N 38/33-и "О безвозмездной передаче имущества, составляющего Государственную казну Российской Федерации в муниципальную собственность Азейского муниципального образования" признано недействительным.
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области устранить нарушение законных прав и интересов Администрации Азейского сельского поселения в соответствии с нормами действующего законодательства.
Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает ошибочным вывод суда, что в нарушение Закона N 122-ФЗ распоряжение о безвозмездной передаче федерального имущества в собственность муниципального образования принято ТУ Росимущества по Иркутской области в отсутствие волеизъявления органов местного самоуправления Азейского муниципального образования на такую передачу, поскольку волеизъявление администрации Азейского сельского поселения по вопросу о безвозмездной передаче федерального имущества в собственность муниципального образования выражено в форме отказа. В данном случае существует объективная необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий, поскольку данная наружная линия электропередачи осуществляет электроснабжение школы, котельной, водозабора, канализационной насосной станции, культурно-досугового центра (МКУК "КДЦ с. Азей), многоквартирных и частных жилых домов (в том числе и домов муниципального жилищного фонда) и относится в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения.
Администрация в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
В судебном заседании 7 сентября 2021 года объявлен перерыв до 09 часов 00 минут 10 сентября 2021 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.08.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области 08.02.2021 принято Распоряжение N 38/33-и "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации в муниципальную собственность Азейского муниципального образования", в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, руководствуясь Положением о территориальном управлении Росимущества в Иркутской области, утвержденным приказом Росимущества от 28.05.2019 N128 "О реорганизации территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом", во исполнения поручения Росимущества от 19.06.2020 N ЕГ-07/18921, Администрации Азейского сельского поселения передать федеральное имущество, составляющее Государственную казну Российской Федерации:
- сооружение - Наружные линии электрической сети ст. Азей 0,4 кВ с комплектными трансформаторными подстанциями, протяженностью 4632-м, кадастровый номер 38:15:000000:578, РНФИ П 12400007781, по адресу: Иркутская область, Тулунский район, ст. Азей.
Указанным распоряжением на Администрации Азейского сельского поселения возложена обязанность представить на утверждение в ТУ Росимущества по Иркутской области подписанный акт приема-передачи имущества в течении трех недель с момента издания распоряжения.
Полагая, что указанное распоряжение не соответствует положениям части 11 статьи 154 ФЗ N 122-ФЗ, а также нарушает охраняемые законом права и интересы муниципального образования города Братска, связанные с принятием обязательств по содержанию передаваемого имущества, Администрация города Братска обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ определены: имущество, которое может находиться в федеральной собственности; порядок передачи имущества из федеральной собственности; условия, при наличии которых возможна передача имущества; круг лиц, уполномоченных принимать решение о передаче; перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности, в том числе муниципальную собственность.
Указанной нормой права установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, неоднократно отмечал в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, Определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи.
Вместе с тем, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р, арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Таким образом, по смыслу приведенных позиций Конституционного Суда Российской Федерации судам необходимо учитывать состав и назначение передаваемого имущества в целях реализации региональным и муниципальным органами власти соответствующих властных полномочий (для решения вопросов регионального или местного значения), с тем, чтобы был обеспечен баланс интересов как стороны, передающей имущество, так и стороны, принимающей имущество, органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности.
Федеральный закон N 122-ФЗ, установив порядок передачи федеральной собственности в муниципальную, не отменил обязанность муниципальных образований принять в свою собственность имущество, которое не может находиться в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что Распоряжением от 08.02.2021 N 38/33-и "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации в муниципальную собственность Азейского муниципального образования" Управление осуществило передачу в собственность Азейского муниципального образования федеральное имущество, указанное в распоряжении, а именно: Наружные линии электрической сети ст. Азей 0,4 кВ с комплектными трансформаторными подстанциями, протяженностью 4632-м, кадастровый номер 38:15:000000:578, РНФИ П 12400007781, по адресу: Иркутская область, Тулунский район, ст. Азей.
Во исполнение вынесенного распоряжения в адрес Азейского муниципального образования для подписания направлен составленный ТУ Росимущества по Иркутской области в одностороннем порядке акт приема-передачи имущества.
Признавая оспариваемое распоряжение не соответствующим Закону N 122-ФЗ, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае орган местного самоуправления предложения о передаче имущества федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, не направлял, своего волеизъявления на передачу имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную не выражал, что подтверждается ответом от 26.01.2021 г. о невозможности принятия имущества в Азейское муниципальное образование. Помимо этого Управление, передавая спорный объект в муниципальное образование, в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374 какой-либо документации, определяющей координаты сооружений, не представило. Для принятия оспариваемого имущества необходимо было иметь сведения о зарегистрированных правах на земельные участки к передаваемым объектам недвижимости, либо документы, подтверждающие право собственности на земельные участки при отсутствии сведений о зарегистрированных на них правах, тогда как указанных документов также не представлено. Передавая имущество, Управлением не определило объект передачи, под объектом не сформирован земельный участок, также отсутствует оригинал кадастрового паспорта сооружения, а в имеющейся копии отсутствует схема (план) сооружения, тем самым нарушен порядок передачи спорного имущества. Кроме того, из представленной 31.05.2021 г. схемы и копии паспорта усматривается, что в муниципальное образование передается ТП-N6 и КТП N8, при этом в актах об осуществлении технологического присоединения N 32 от 29.09.2017 и N 34 от 29.09.2017 года данные объекты значатся принадлежащими на праве собственности ОАО "РЖД", то есть Росимущество передало в муниципальную собственность имущество, не принадлежащее Российской Федерации, которое в последствие может быть признано недействительным.
Выводы суда не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на неправильном применении приведенных норм права и правовых позиций высших судебных инстанций.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление письмом от 13.01.2021 N 38-СН/197 предложило главе Азейского сельского поселения рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность Азейского сельского поселения объекта электроснабжения: наружные линии электрической сети ст. Азей, 0,4 кВ с комплектными трансформаторными подстанциями, протяженностью 4632 м, по адресу: Иркутская область, Тулунский район, ст. Азей, кадастровый номер 38:15:000000:578, РНФИ П12400007781.
Письмом от 26.01.2021 N 43 глава Азейского сельского поселения сообщил, что администрация Азейского сельского поселения не готова принять в муниципальную собственность указанный объект электроснабжения по следующим причинам: обслуживание наружных линий электрических сетей не относится к полномочиям органов местного самоуправления; на территории Азейского сельского поселения нет муниципальной сетевой организации, способной обеспечить надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей, подключенных к вышеуказанным сетям; часть наружных линий электрической сети ст. Азей подключены к электрическим сетям ОАО "РЖД", переключение этих линий к другим сетям требует значительной реконструкции на проведение которой отсутствуют финансовые средства; земельные участки под линиями электропередачи не оформлены.
В оспариваемом распоряжении прямо указано, что учтено волеизъявление администрации (отказ) (т.1 л.д.12).
Таким образом, как обоснованно указано ответчиком, волеизъявление администрации Азейского сельского поселения по вопросу о безвозмездной передаче федерального имущества в собственность муниципального образования выражено в форме отказа, что свидетельствует о соблюдении Территориальным управлением требований Закона N 122-ФЗ.
Действующим законодательством не предусмотрен произвольный отказ органа местного самоуправления от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
Применительно к правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-ОП, о необходимости помимо волеизъявления органа местного самоуправления учитывать и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий, ответчиком доказано и заявителем ничем не опровергнуто то обстоятельство, что в данном случае существует объективная необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий, поскольку данная наружная линия электропередачи осуществляет электроснабжение школы, котельной, водозабора, канализационной насосной станции, культурно-досугового центра (МКУК "КДЦ с. Азей), многоквартирных и частных жилых домов (в том числе и домов муниципального жилищного фонда) и относится в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения.
Частью 11 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным с 1 января 2006 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ и статьей 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 N 96-03 "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения" к вопросам местного значения поселения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.
Объекты имущества, предназначенные для указанных целей, должны быть переданы в собственность поселений (ст. 83 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Письмом от 10.02.2021 N 38-СН/1419 Территориальное управление направило в адрес администрации Азейского сельского поселения для подписания акт приема-передачи имущества и копию распоряжения N 38/33-и.
Поскольку в установленный пунктом 3 распоряжения N 38/33-и и частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ срок передаточный акт главой Азейского сельского поселения не подписан и не представлен в Территориальное управление, данный акт был утвержден в одностороннем порядке на основании пункта 4 распоряжения N 38/33-и.
Таким образом, Территориальным управлением правомерно издано оспариваемое распоряжение и в одностороннем порядке утвержден акт приема-передачи имущества.
Кроме того, как следует из материалов дела, письмом от 21.04.2021 N 38-СН/4578 Территориальное управление направило в адрес администрации Азейского сельского поселения копию имеющегося технического паспорта в отношении переданного объекта электроснабжения, составленного 09.10.2006. Письмом от 25.05.2021 N 38-СН/5946 Территориальное управление направило в адрес администрации Азейского сельского поселения копию плана сооружения "Наружные линии ст. Азей", являющегося приложением к техническому паспорту и выкопировку из письма ОАО "Иркутская электросетевая компания" от 14.05.2020 N 06-009-03-4.23-1714 о техническом состоянии объекта электроснабжения (техническое состояние - удовлетворительное).
Таким образом, вся техническая документация, имеющаяся в распоряжении Территориального управления на объект электроснабжения "Наружные линии электрической сети ст. Азей", была передана администрации Азейского сельского поселения.
Несостоятельной также является ссылка суда первой инстанции на постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 и вывод о том, что, передавая имущество, Управление не определило объект передачи, под объектом не сформирован земельный участок.
Судом не учтено, что пунктом 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 установлена необходимость представления выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков и документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, только в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты.
В данном случае земельный участок, как самостоятельный объект, в муниципальную собственность не передавался.
Судом также не учтено, что заявления от главы Азейского сельского поселения о передаче земельного участка, находящегося под наружной линией электрической сети по адресу: Иркутская область, Тулунский район, ст. Азей, протяженностью 4631,7 м. в муниципальную собственность, в соответствии со статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации в Территориальное управление не поступало.
Судом первой инстанции установлено, что Управление передало в муниципальную собственность имущество, не принадлежащее Российской Федерации, передача которого в последствии может быть признана недействительной.
Указанный вывод противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, право собственности Российской Федерации на сооружение "Наружные линии электрической сети ст. Азей 0,4 кВ с комплектными трансформаторными подстанциями, протяженностью 4631,7 м.", расположенное по адресу: Иркутская область, Тулунский район, ст. Азей, зарегистрировано 11.07.2007 N 38-38-11/007/2007-703, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д.79-80).
Схема и копии паспорта, на основании которых суд первой инстанции пришел к выводу о принадлежности спорного имущества на праве собственности ОАО "РЖД", являются недопустимыми доказательствами.
Таким образом, Администрация не доказала, что отказ в принятии имущества в муниципальную собственность не является произвольным, а Управление доказало, что оспариваемое по делу распоряжение не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких установленных обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 июля 2021 года по делу N А19-4464/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4464/2021
Истец: Администрация Азейского сельского поселения
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области