город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2021 г. |
дело N А32-16629/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сулименко О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Мамедова Гамлета Адил Оглы
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.06.2021 по делу N А32-16629/2021
по иску ENTERTAINMENT ONE UK LIMITED (Энтертеймент Уан Юкей Лимитед)
к индивидуальному предпринимателю Мамедову Гамлету Адил Оглы
(ИНН 230117023526, ОГРНИП 317237500276301)
о взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
ENTERTAINMENT ONE UK LIMITED (Энтертеймент Уан Юкей Лимитед) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Мамедову Гамлету Адил Оглы (далее - ответчик; предприниматель) о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака, судебных расходов.
15.06.2021 судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части, в соответствии с которой с
24.06.2021 изготовлено мотивированное решение.
Индивидуальный предприниматель Мамедов Гамлет Адил Оглы решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить, отказать в удовлетворении требований истца.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указал, что, исходя из информации на представленном истцом в материалы дела чеке, невозможно установить какой товар был приобретен в магазине. На указанном чеке отсутствует наименование товара, какие-либо сведения о лице, которое приобрело данный товар. Имеющийся на товаре ценник, отражающий его стоимость, не содержит каких-либо данных о самом товаре, а также месте его реализации. Данный ценник может быть приобретен и нанесен на товар любым лицом, в том числе и истцом самостоятельно.
Также предприниматель указал, что не был ознакомлен с содержанием видеозаписи, к направленной досудебной претензии ее экземпляр не приложен, копию искового заявления с приложенными материалами не получал. Ответчик полагает, что исходя из веса почтового отправления, в нем не мог содержаться диск с видеозаписью, а также приложение на 96 листах, которые были направлены в суд истцом.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.11.2020 в торговой точке ИП Мамедова Г.А., расположенной по адресу: г. Крымск Краснодарского края, ул. Ленина, д. 211, ТЦ "Славянский", магазин "Чудесные цены", по договору розничной купли-продажи приобретен товар - пижама.
Факт реализации указанного товара подтверждается чеком на сумму 350 руб. (из них стоимость спорного товара - 320 руб.), спорным товаром, а также видеосъёмкой, совершённой в целях и на основании самозащиты гражданских прав в соответствии со ст. 14 ГК РФ.
Как указал истец, на спорном товаре присутствуют обозначения, сходные до степени смешения со следующими товарными знаками по свидетельствам Российской Федерации: N 608 987 в виде словесного обозначения "PJ Masks".
Приоритет товарного знака - 08 апреля 2016 г. Дата государственной регистрации - 11 июля 2017. Перечень товаров и услуг - включая 25 класс МКТУ (одежда). Факт реализации товара зафиксирован видеозаписью, произведенной представителем истца с помощью видеокамеры в порядке статей 12 и 14 ГК РФ.
Исключительные права на товарный знак N 608987 принадлежат ENTERTAINMENT ONE UK LIMITED (Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед), что подтверждается свидетельством на товарный знак.
Товарный знак N 608987 (надпись "PJ Masks" ("Герои в масках") зарегистрирован в отношении товаров, указанных в 9, 16, 18, 24, 25, 28 классах Международной Классификации Товаров и Услуг (МКТУ).
Данный товар характеризуется как "Игрушки" и относится к 28 классу МКТУ.
На основании вышеизложенного, истец считает обоснованным требовать от ответчика выплаты компенсации за нарушение принадлежащих истцу прав на товарный знак в размере 30 000 руб.
Компенсация рассчитана истцом с учетом следующих обстоятельств: характера нарушения - без соответствующего разрешения правообладателя использованы популярные и широко известные изображения, зарегистрированные в качестве товарных знаков; товарные знаки используются в коммерческих (предпринимательских) целях; ответчик отказался от урегулирования спора в досудебном порядке.
Ссылаясь на нарушение исключительных прав, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием о выплате компенсации.
Неисполнение ответчиком требований претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Согласно статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности), отнесены, в том числе, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, а также коммерческие обозначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
В силу статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Согласно пункту 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Согласно пункту 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1250 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.
По смыслу пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В подтверждение факта реализации указанного товара истцом представлены в материалы дела чеком от 19.11.2020 на сумму 350 руб. (из них стоимость спорного товара - 320 руб.), спорным товаром, а также видеосъёмкой,
Видеозапись производилась без нарушения норм действующего законодательства, и соответствует принципам относимости и допустимости доказательств. Видеосъемка подтверждает, какой именно товар был продан, дата покупки следует из чека, который подтверждает и факт заключения разовой сделки купли-продажи с ответчиком.
Данные о продавце, содержащиеся в чеке, совпадают с данными ответчика, указанными в выписке из ЕГРИП, представленной в материалы дела истцом. О фальсификации чека ответчиком в установленном порядке не заявлено.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (пункты 1 и 2 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (статья 493 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Представленный истцом кассовый чек свидетельствует о совершении ответчиком сделки розничной купли-продажи. Вопреки доводам апелляционной жалобы указанный документ содержат необходимые сведения, подтверждающие факт продажи товара именно ответчиком.
Доводы ответчика о том, что на указанном чеке отсутствует наименование товара, какие-либо сведения о лице, которое приобрело данный товар, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как такие сведения не являются обязательными и их отсутствие не исключает факт доказанности реализации спорного товара.
Суд первой инстанции, проведя анализ представленной истцом спорной видеозаписи, пришел к выводу о доказанности истцом факта продажи ответчика именно спорного товара, а никакого иного.
При этом, суд первой инстанции обоснованно указал в обжалуемом решении, что на протяжении видеофиксации отчетливо отображена оферта, то есть предложение контрафактного товара продавцом как в речевом выражении (продавцы самостоятельно предложили покупателю товар озвучив данное событие), непосредственно продажу товара, о чем свидетельствует расположение товара на кассе, взаиморасчет за нее и дальнейшее обозрение в салоне автомобиля. При этом следует учесть, что в таком исполнении, в котором спорный товар отображен на видео, лицензионный продукт не производится, следовательно, предлагаемый к покупке и проданный ответчиком товар является контрафактным, а факт его предложения к продаже - доказанным.
Доказательств того, что в ходе проверочного мероприятия был приобретен иной товар, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено. Иного суду не доказано.
Ссылка ответчика на то, что имеющийся на товаре ценник, отражающий его стоимость, не содержит каких-либо данных о самом товаре, а также месте его реализации, не имеет правового значения в условиях подтвержденности факта реализации контрафактного товара именного ответчиком иными относимыми и допустимыми доказательствами.
Предложение к продаже (продажа) товара, в котором воспроизведен результат интеллектуальной деятельности, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по реализации товаров в розницу, является использованием исключительных прав.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 25.03.2021 по делу N А60-21503/2020.
В соответствии с пунктом 41 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Признаком контрафактности спорной продукции является тот факт, что на упаковке отсутствует информация о потребительских свойствах данного товара и правообладателе упомянутого товарного знака, лицензионная продукция не производится в том виде, каком реализован ответчиком.
В соответствии с пунктом 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной - собственности" вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы.
Вопрос о сходстве до степени смешения изображения и словесного обозначения товарных знаков, может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.
Истец не заключал с ответчиком лицензионный договор, предметом которого являлась бы передача исключительных прав на Товарные знаки и иным образом, права не передавал. Основания для внедоговорного использования товарных знаков у ответчика отсутствуют. Доказательств иного в материалы дела не предоставлено.
Таким образом, ответчик нарушил исключительные права на охраняемый товарный знак N 608987.
В силу статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную действующим законодательством.
Пунктом 7 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, что авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.
Ответственность за незаконное использование товарного знака предусмотрена статьей 1515 ГК РФ, при этом истец вправе выбрать способ защиты своего нарушенного права по своему усмотрению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Размер компенсации определен истцом в соответствии с п. п. 1 п. 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей.
В рассматриваемом случае компенсация рассчитана с учетом следующих обстоятельств: характера нарушения - без соответствующего разрешения правообладателя использован популярный и широко известный товарный знак в коммерческих (предпринимательских) целях; формирование у потребителя мнения о том, что правообладатель является производителем низкокачественного товара (контрафактный товар - низкокачественный).
Сведения о наличии зарегистрированных товарных знаков в Российской Федерации являются открытыми, помимо реестра Роспатента. Ответчик имел возможность получить информацию из реестров посредством сети Интернет или направления запроса в регистрирующий орган, однако не реализовал своего права и допустил к продаже товар без проверки.
Так, суд первой инстанции обоснованно указал, что ответчик был осведомлен о противоправной природе реализуемого им товара, поскольку обязанность проверки товара в розничных магазинах лежит на продавце.
В материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что ответчик предпринимал попытки проверки товара на предмет нарушения исключительных прав третьих лиц.
Доказательств наличия обстоятельств, при которых допустимо уменьшение размера компенсации ниже низшего предела, установленного законом, суду не представлено. Не доказано принятие ответчиком всех необходимых мер для того, чтобы избежать незаконного использования права, принадлежащего истцу.
Установленная компенсация - 30 000 руб. является обоснованной, соразмерной характеру допущенного нарушения, достаточной для того, чтобы возместить возможные материальные потери истца вследствие нарушения его исключительных прав ответчиком, а также достаточной для того, чтобы ответчик впредь не нарушал исключительные права истца.
При изложенной совокупности обстоятельств оснований для иной оценки обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имеется.
Требование о взыскании компенсации в заявленном размере 30 000 руб. обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предприниматель не был ознакомлен с содержанием видеозаписи, к направленной досудебной претензии ее экземпляр не приложен, копию искового заявления с приложенными материалами не получал, а также, что исходя из веса почтового отправления, в нем не мог содержаться диск с видеозаписью, а также приложение на 96 листах, которые были направлены в суд истцом, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные, поскольку ответчик не воспользовался процессуальными правами в порядке статей 9, 41 и 227 АПК РФ, не ознакомился с материалами дела, в том числе не заявил соответствующее ходатайство.
Диск с видеозаписью приобщен в материалы дела (том 1 л.д. 69).
Ответчик имел возможность своевременно ознакомиться с документами по делу, осуществить процессуальные действия и уточнить правовую позицию.
Истцом также было заявлено требование о взыскании с ответчика судебных издержек, состоящих из стоимости товара 320 руб.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
Предметом иска является взыскание компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак. В предмет доказывания по делу входит, в том числе, установление факта реализации товара, содержащего обозначения, сходные до степени смешения с товарными знаками и изображениями, принадлежащими истцу.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно отнес понесенные судебные расходы на приобретение представленного в материалы дела вещественного доказательства в сумме 320 руб. на ответчика.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2021 по делу N А32-16629/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Суд по интеллектуальным правам через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16629/2021
Истец: Entertainment One UK Limited, ENTERTAINMENT ONE UK LIMITED (Энтертеймент Уан Юкей Лимитед)
Ответчик: Мамедов Гамлет Адил оглы
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2022 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-2041/2021
15.11.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-2041/2021
16.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12940/2021
24.06.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16629/2021