г. Москва |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А40-248954/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
И.В. Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19 мая 2021 по делу N А40-248954/2020(146-1757) судьи Яцевой В.А.
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Общеобразовательное частное учреждение "Православная Свято-Петровская школа"
о признании незаконным уведомления
при участии:
от заявителя: Шавловский И.К. по дов. от 29.12.2020;
от ответчика: Соков И.А. по дов. от 30.08.2021;
от третьего лица: Притчина Е.М. по дов. от 01.03.2021;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление) от 16.09.2020 N 77/011/232/2020-3214/1 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации договора аренды от 09.04.2020 NМ-01-055185 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 площадью 3 746 кв.м. с адресным ориентиром: г.Москва, пер.Тессинский, вл.3/1 и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке, осуществить государственную регистрацию договора аренды от 09.04.2020 N М-01-055185 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 площадью 3 746 кв.м. с адресным ориентиром: г.Москва, пер.Тессинский, вл. 3/1.
Решением от 19.05.2021 заявленные требования удовлетворены, суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, решение законным и обоснованным.
Отзыв на апелляционную жалобу от заявителя не поступил.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом городского имущества города Москвы и Общеобразовательным частным учреждением "Православная Свято-Петровская школа" (далее ОЧУ "ПСПШ") оформлен договор аренды от 09.04.2020 N М-01-055185 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 площадь 3 746 кв.м. с адресным ориентиром: г.Москва, пер Тессинский, вл. 3/1 сроком до 06.04.2066.
Земельный участок предоставлен арендатору для эксплуатации здания под объекты размещения учреждений начального и среднего общего образования.
Согласно п.1.5 Договора в границах смежного земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001019:3037 расположено нежилое здание с кадастровым номером: 77:01:0001019:1012 по адресу: Москва, район Таганский, пер Тессинский, д. 3 площадью 3018,7 кв.м, принадлежащее на праве собственности городу Москва (N 77-77/012-77/012/221/2015-733/1 от 20.11.2015) и предоставленное Общеобразовательному частному учреждению "Православная Свято-Петровская школа" на праве безвозмездного пользования (договор безвозмездного пользования (ссуды) от 06.04.2017 N 05/17БП).
В целях осуществления государственной регистрации договор аренды 09.04.2020 N М-01-055185 направлен в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 16.06.2020 N 77/011/232/2020-3214 государственная регистрация договора была приостановлена.
В качестве причин для приостановления государственной регистрации Договора аренды земельного участка Управлением Росреестра по Москве было указано:
* в границах участка с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 частично проецируется контур объекта капитального строительства с кадастровым номером: 77:01:0001019:1011, право собственности на которое зарегистрировано в пользу иного лица;
* в ЕГРН отсутствуют сведения о расположении объектов недвижимости в границах земельного участка;
* в ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка отсутствует;
* договор аренды не содержит исчерпывающий перечень ограничений предмета аренды. Для получения информации подготовлен запрос в Мосгорнаследие.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 16.09.2020 N 77/011/232/2020-3214 было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации Договора аренды, в связи с не устранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Апелляционная коллегия считает, что срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Управление является федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), осуществляющим публично-правовые функции по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и предоставлению сведений, содержащихся в нем.
Полномочия Управления устанавливаются в соответствии с Гражданским, кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о недвижимости, Закон N 218-ФЗ), Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным приказом Росреестра 23.01.2017 N П/0027, и иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч.7 ст.1 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее -государственный кадастровый учет).
Согласно п.1 ст.14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч.4 ст.18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Суд правомерно исходил из того, что регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
При этом суд первой инстанции обоснованно сослался на судебную практику.
Согласно п.2 ст.4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно договору безвозмездного пользования (ссуды) от 06.04.2017 N 05/17БП ОЧУ "ПСПШ" передан в пользование нежилой объект с кадастровым номером 77:01:0001019:1012 под образовательные цели.
Как следует из материалов дела, нежилой объект с кадастровым номером 77:01:0001019:1012 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001019:3037 с адресным ориентиром: г.Москва, Тессинский пер., вл. 3.
На основании Договора аренды земельного участка от 25.12.2017 N М-01-051710 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001019:3037 предоставлен ОЧУ "ПСПШ" для целей эксплуатации здания под объекты размещения учрежденных начального и среднего общего образования сроком до 06.04.2066.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 77:01:0001019:3037.
В соответствии с п.2 ст.24 Федерального закона N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" арендаторы земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в аренду без проведения торгов смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
Распоряжением Департамента от 08.10.2018 N 33400 "Об утверждении проекта межевания территории квартала" утвержден проект межевания территории части квартала Таганского района, ограниченного улицей Воронцово поле, переулком Обуха, улицей Земляной вал, Серебрянической наб., Тессинским переулком, Николоворобинским переулком (N 01.07.110.2017).
Из материалов дела следует, что в границах квартала расположены вышеуказанные земельные участки.
Согласно данному проекту межевания, зданию по адресу: г.Москва, Тессинский пер., д.3, отведены земельные участки N N 34А, 34Б общей площадь 0,682 га (0,307 га и 0,375 га соответственно).
Существующие земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0001019:3067 (3 746 кв.м.) и 77:01:0001019:3037 (3 071 кв.м.) составляют участки N N 34А, 34Б на плане межевания.
Таким образом, проектом межевания земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 определен для эксплуатации принадлежащего ОЧУ "ПСПШ" здания.
В целях формирования границ земельного участка, определенного проектом межевания территории для эксплуатации здания по адресу: г.Москва, Тессинский пер., д. 3, Департаментом вынесено распоряжение от 27.11.2018 N 40141 "О предварительном согласовании предъявления земельного участка по адресу: г. Москва, Тессинский пер., вл.3". Указанным распоряжением также предусмотрено предоставление ОЧУ "ПСПШ" образуемого земельного участка на праве аренды для целей эксплуатации здания (п. 7).
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 сформирован и
11.12.2019 поставлен на государственный кадастровый учет.
В соответствии с утвержденным проектом межевания территории между Департаментом городского имущества города Москвы и ОЧУ "ПСПШ" заключен договор аренды 09.04.2020 N М-01-055185 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 площадь 3 746 кв.м. с адресным ориентиром: г.Москва, пер.Тессинский, вл. 3/1.
Таким образом, наличие Проекта межевания территории квартала, утвержденного Распоряжением Департамента от 08.10.2018 N 33400, для эксплуатации здания по адресу: г.Москва, Тессинский пер., д.3 определен земельный участок площадью 0,682 га, включая земельный участок с кадастровым номером: 77:01:0001019:3067, является безусловным основанием для предоставления ОЧУ "ПСПШ" смежного участка с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 для целей эксплуатации здания под объекты размещения учреждений начального и среднего общего образования.
Довод регистрирующего органа о наличии в границах участка с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 контуров объекта капитального строительства с кадастровым номером: 77:01:0001019:1011 суд обоснованно отклонил по следующим основаниям.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 отсутствует объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001019:1011.
Кроме того, отсутствие в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка 77:01:0001019:3067 также не является основанием, препятствующим регистрации договора аренды, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка, договоре безвозмездного пользования. В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Пунктом 1 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ), которые утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Согласно ПЗЗ, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 расположен в границах территориальной зоны сохраняемого (фактического) землепользования.
В качестве основных видов разрешенного использования земельных участков для указанной территориальной зоны устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
При этом, в ЕГРН земельному участку с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 вид разрешенного использования не определен.
Вместе с тем, в соответствии с Проектом межевания территории квартала земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001019:3067 определен для эксплуатации принадлежащего ОЧУ "ПСПШ" здания под образовательные цели.
В соответствии с условиями Договора аренды от 09.04.2020 N М-01-055185 земельный участок предоставляется в аренду для эксплуатации здания под размещение учреждений начального и среднего общего образования.
Таким образом, цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001019:3067, указанная в договоре от 09.04.2020 N М-01-055185, не противоречит фактическому использованию земельного участка, а также функциональному назначению объектов недвижимости, расположенных в границах данного земельного участка.
Довод регистрирующего органа о том, что договор аренды не содержит исчерпывающий перечень ограничений предмета аренды суд отклонил ввиду следующего.
В соответствии с Проектом межевании территории земельный участок расположен в зонах с особыми условиями использования территории: объединенная охранная зона памятников истории и культуры ПИК N 074, заповедная территория, зона строгого регулирования застройки, зона охраняемого природного ландшафта, зона охраняемого культурного слоя, территория природного комплекса.
Учитывая нахождение земельного участка в указанных зонах, в Раздел 4 "Особые условия договора" договора аренды от 09.04.2020 N М-01-055185 включены условия, предусматривающие соответствующие ограничения по использованию земельного участка.
При этом, регистрирующим органом не указано, какие ограничения необходимо включить в условия договора.
Таким образом, учитывая, что спорный договор аренды заключен на основании изданного в установленном порядке распоряжения Департамента от 27.11.2018 N 40141, которое не признано недействительным, у Управления в данной ситуации отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации.
Суд достоверно установил, что заявителем в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения в ЕГРН записи об аренде земельного участка.
В настоящем случае Управление Росреестра по Москве не доказало законность оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, суд сделал правомерный вывод, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2021 по делу N А40-248954/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-248954/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ "ПРАВОСЛАВНАЯ СВЯТО-ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА"