г. Киров |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А28-2787/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
при участии в судебном заседании представителя ответчика - Кабановой Н.А., действующей на основании доверенности от 19.04.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Министерства лесного хозяйства Кировской области, ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963
на решение Арбитражного суда Кировской области от 02.07.2021 по делу N А28-2787/2021
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254 ОГРН 1074345003963)
к обществу с ограниченной ответственностью "Таежник" (ИНН 4334006288 ОГРН 1044311514587),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Вятлеспроект",
о внесении изменений в проект освоения лесов по договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 17.10.2008 N 31-22,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Таежник" (далее - Общество, ответчик) об обязании ответчика внести изменения в проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства от 15.10.2019 N 1116.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Вятлеспроект" (далее - ООО "Вятлеспроект", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.07.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в ходе проверки Федеральным агентством лесного хозяйства выявлен ряд нарушений в проекте освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ответчику для заготовки древесины. Нарушения в добровольном порядке арендатором не устранены, в связи с чем Министерство вынуждено было обратиться в суд. Согласно пункту 33 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом. В силу позиции Рослесхоза, изложенной в письме от 16.08.2013 N ИК-03-27/8209 "О разъяснении законодательства в части внесения изменений в проект освоения лесов", вышеуказанный перечень случаев, при которых внесение изменений в проект освоения лесов является обязательным, не является исчерпывающим. В ряде случаев в проект освоения лесов требуется внести изменения, которые не влекут за собой изменения лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или договора аренды, что судом не было принято во внимание.
Ответчик в отзыве просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция ответчика изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.08.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.08.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
17.10.2008 департамент лесного хозяйства Кировской области (в настоящее время Министерство, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили Договор аренды от 17.10.2008 N 31-22 лесного участка на срок по 31.12.2055.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.09.2019 по делу N А28-11758/2019 в договор аренды были внесены изменения в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка.
В связи с внесением изменений в договор аренды проект освоения лесов приведен в соответствие и получил положительное заключение государственной экспертизы, которое было утверждено распоряжением Министерства от 15.10.2019 N 1116.
При проведении проверки Министерства Рослесхозом было установлено, что при заключении договора аренды с Обществом проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, не соответствует положениям Лесного кодекса РФ и лесохозяйственного регламента.
По результатам проверки Министерству выдано предписание об устранении нарушений.
В письме от 26.11.2020 истец предложил ответчику в добровольном порядке внести изменения в проект освоения лесов в срок до 01.03.2021.
Требование истца оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Министерства в суд.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду на основании соответствующего договора (статья 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов (пункт 13 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ N69).
Согласно пункту 30 Приказа N 69, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
По спорному договору аренды вид использования лесов (для заготовки древесины) не относится к видам использования лесов, определенным статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные по делу доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, а именно, условия договора аренды с приложениями, выписку из проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства в установленном порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что посредством внесения изменений в договор аренды в судебном порядке (решение суда от 30.09.2019 по делу N А28-11758/2019) стороны привели его условия в соответствие с действующим законодательством. На основании внесенных изменений были внесены изменения в проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы и был утвержден распоряжением от 15.10.2019 N1116.
Истец просит обязать ответчика внести изменения в проект освоения лесов в связи с несоответствием содержащихся в нем сведений лесохозяйственному регламенту.
Пунктом 33 Приказа N 69 определено, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Доказательств того, что внесение изменений в проект освоения лесов связано с существенными изменениями количественных и качественных характеристик арендуемого Обществом лесного участка, истцом не представлено.
Проект освоения лесов получил положительное заключение государственной экспертизы и был утвержден распоряжением министерства от 15.10.2019 N 1116. После утверждения проекта освоения лесов изменения в лесохозяйственный регламент не вносились, распоряжение Министерства не отменено, не изменено, не признано судом недействительным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 02.07.2021 по делу N А28-2787/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2787/2021
Истец: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ООО "Таёжник"
Третье лицо: ООО "Вятлеспроект"