г. Челябинск |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А47-5882/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой А.Г.,
судей Матвеевой С.В., Журавлева Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Низовской К.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Муниципального предприятия "Караванное ЖКХ" муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.04.2021 по делу N А47-5882/2018.
В судебном заседании приняли участие представители:
конкурсного управляющего Муниципального предприятия "Караванное ЖКХ" муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Джуламанова Нурале Киниспаевича - Лопонова Ирина Валерьевна (доверенность от 05.08.2021);
администрации муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района - Балманова Ирина Жамбулатовна (доверенность от 01.09.2021).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.06.2018 в отношении Муниципального предприятия "Караванное ЖКХ" Муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - МП "Караванное ЖКХ", должник) возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.07.2018 (резолютивная часть от 05.07.2018) в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утвержден Джуламанов Нурале Киниспаевич (далее - конкурсный управляющий, Джуламанов Н.К.).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.04.2021 отказано в удовлетворении заявления конкурсного управляющего к Администрации Муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - ответчик, Администрация) компенсации за уменьшение конкурсной массы должника в размере 10 590 117,16 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, конкурсный управляющий обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить определение суда и разрешить вопрос по существу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что доводы Администрации о том, что в отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения взыскание с ответчика компенсации является неправомерным. С учетом того, что спорное имущество фактически было передано должнику на праве хозяйственного ведения для осуществления деятельности по предоставлению населению муниципального образования социально значимых услуг, сам факт государственной регистрации указанного обременения правового значения в рассматриваемом случае не имеет.
Также конкурсный управляющий отметил, что факт передачи и использования спорного имущества Администрацией не оспаривается. Волеизъявление о регистрации в установленном порядке права хозяйственного ведения за должником полностью находилось в компетенции только Администрации и МП "Караванное ЖКХ". В связи с чем негативные последствия их бездействия, при сложившихся обстоятельствах, не должны влиять на права кредиторов на получение компенсации в связи с прекращением данного права.
Однако, несмотря на отсутствие возможности включения указанных объектов в конкурсную массу должника, необходимо принимать во внимание, что такие объекты, равно как и иное изъятое имущество должника, находились в его хозяйственном ведении, следовательно, должник и его кредиторы вправе рассчитывать на получение соответствующей компенсации их стоимости.
Таким образом податель жалобы настаивает, что невозможность включения спорного имущества (социально значимы объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
Отдельно конкурсный управляющий отметил, что представление в материалы дела справок об оценке имущества, за изъятие которого осуществляется компенсация, также не соответствует действующему законодательству. Размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов.
После принятия апелляционной жалобы судебное заседание по ее рассмотрению откалывалось для представления возможности ответчику дать дополнительные пояснения по доводам апелляционной жалобы, для предоставления им дополнительных доказательств.
На основании статей 18, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Е.А. Поздняковой на судью Ю.А. Журавлева.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Присутствующие участники процесса в судебном заседании заявили суду свои позиции относительно доводов апелляционной жалобы (согласно протоколу судебного заседания), // на основании статей 9, 65, 81, 159, 262, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом отказано в приобщении дополнительных пояснений конкурсного управляющего и дополнительных пояснений ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург", отказано в приобщении отзыва ответчика на апелляционную жалобу от 27.05.2021, приобщены дополнительные доказательства от ответчика (вх. 48558 от 03.09.2021).
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при обращении в суд с рассматриваемым требованиям заявитель (согласно принятым судом уточнениям) просил взыскать с Администрации денежные средства в качестве компенсации за уменьшение конкурсной массы должника в размере 10 590 117,16 рублей.
При рассмотрении требований, судом установлены следующие обстоятельства.
Заявитель оспаривал решение от 31.07.2018 N 114 "Об изъятии имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия "Караванное ЖКХ" МО Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области", принятое Советом депутатов МО Караванный сельсовет (л.д.8).
Конкурсный управляющий просил суд обязать муниципальное унитарное предприятие "Караван-Сервис" муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области возвратить в конкурсную массу Муниципального предприятия "Караванное ЖКХ" МО Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области имущество (согласно перечню).
Определением от 11.06.2019 по делу N А47-5882/2018 суд отказал в удовлетворении заявления конкурсного управляющего к Администрации, а также к Муниципальному унитарному предприятию "Караван-Сервис" муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (ИНН/ОГРН 5638073915/1185658011670), к Муниципальному унитарному предприятию "Караван-Сервис" муниципального образования Караванный сельсовет оренбургского района Оренбургской области (ИНН/ОГРН 5638073915/1185658011670) о признании недействительным решения Совета депутатов от 31.07.2018 года N 114 "Об изъятии имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия "Караванное ЖКХ" муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Также суд отказал в обязании муниципального унитарного предприятия "Караван-Сервис" муниципального образования Караванный сельсовет оренбургского района Оренбургской области (ИНН/ОГРН 5638073915/1185658011670) возвратить в конкурсную массу должника имущество, указанное в приложении N 1 к решению совета депутатов от 31.07.2018 года N 114; отказал в обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области зарегистрировать имущество, указанное в приложении N 1 к решению совета депутатов от 31.07.2018 года N 114 за Муниципальным предприятием "Караванное ЖКХ" МО Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (ОГРН 1075658029424, ИНН 5638052305).
Суд первой инстанции также исходил из признания относящегося к спору имущества объектами:
-объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
-объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10596/2019 от 12.09.2019 обозначенный судебный акт первой инстанции оставлен в силе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения.
Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
Единый механизм расчета компенсации уменьшения конкурсной массы должника в настоящее время отсутствует.
Вместе с тем, при решении данного вопроса следует руководствоваться принципами справедливости и обеспечения разумного баланса между частноправовыми и публичными интересами, то есть, с одной стороны - интересами муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересами должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также в определениях от 23.04.2013 N 640-О и от 28.05.2013 N 875-О.
В силу пункта 3 резолютивной части и пункта 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требование конкурсного управляющего о взыскании компенсации за переданные объекты подлежало удовлетворению.
Разрешая вопрос о размере компенсации, суд апелляционной исходит из остаточной и рыночной стоимости (земельных участков), которая представлена в табличном виде ответчиком.
Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.
Таким образом, исходя из невозможности взыскания рыночной стоимости спорного имущества, за исключением земельных участков (с учетом его целевого назначения, социальной значимости и состояния изъятых объектов), сумма подлежащих взысканию в качестве компенсации с учетом необходимости соблюдения принципов разумности и соразмерности, обеспечения баланса интересов должника и кредиторов, по мнению суда, не может превышать остаточную стоимость изъятого из конкурсной массы имущества в размере 10 613 440,00 руб. Указанная сумма складывается из рыночной стоимости земельных участков и остаточной стоимости иных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах определение арбитражного суда подлежит отмене. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.04.2021 по делу N А47-5882/2018 отменить, апелляционную жалобу конкурсного управляющего Муниципального предприятия "Караванное ЖКХ" муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (ИНН 5638029218, ОГРН 105568084743) в пользу Муниципального предприятия "Караванное ЖКХ" муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области компенсацию в размере 10 613 440,00 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Г. Кожевникова |
Судьи |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5882/2018
Должник: Муниципальное предприятие "Караванное ЖКХ" муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, ПАО "МРСК-Волги"- Оренбургэнерго"
Кредитор: Администрация муниципального образования Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области
Третье лицо: Васильев Е.К., к/у Джуламанов Н.К., Конкурсный управляющий МП "КАРАВАННОЕ ЖКХ" Караванный сельсовет Джуламанов Нурале Киниспаевич, Оренбургский районный суд Оренбургской области, Оренбургский РОСП, АО "Оренбургсельэнергосбыт", Ассоциация "Евросибирская СРО АУ ", МВД России УМВД России по Оренбургской области, Министерство с/х и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, МИФНС N 7 по Оренбургской области, ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ОРЕНБУРГ", ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ВОЛГИ", СРО ААУ "Евросиб", УМВД РФ по Оренбургской области в лице УГИБДД УМВД по Оренбургской области, Управление ГИБДД УМВД России по Оренбургской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, Управление по вопросам миграции УМВД РФ по Оренбургской области, УФРС, УФССП по Оренбургской области Оренбургский районный отдел судебных приставов
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-785/20
16.09.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7035/2021
29.07.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9229/2021
16.12.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-785/20
07.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8797/20
17.03.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-785/20
11.12.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16325/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5882/18
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5882/18
12.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10596/19
18.04.2019 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4423/19
03.04.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5882/18
25.02.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-422/19
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5882/18
12.02.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-18068/18
06.02.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5882/18
14.12.2018 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5882/18
06.07.2018 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5882/18
07.06.2018 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5882/18