г. Саратов |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А06-7466/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 14.09.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 17.09.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 июня 2021 года по делу N А06-7466/2020 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Помогаева Сергея Николаевича (ОГРНИП 304301532700230, ИНН 301500075011)
к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д. 6),
к Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, г. Астрахань, ул. Ленина, д. 14)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, г. Астрахань, ул. Советская, д. 8),
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Никольская, д. 9),
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (414015, г. Астрахань, ул. Бабефа, д. 8),
о признании недействительным постановления, об образовании земельного участка и обязании предоставить в аренду образованный земельный участок,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Помогаев Сергей Николаевич (далее - ИП Помогаев С.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области к Администрации муниципального образования "Город Астрахань", Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 05.05.2012 N 2886 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Татищева в Ленинском районе для строительства здания магазина".
В порядке восстановления нарушенного права ИП Помогаев С.Н. просит образовать земельный участок площадью 381 кв.м. из состава земель населенных пунктов для строительства здания магазина по ул. Татищева в Ленинском районе г. Астрахани путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 30:12:020310:229 и земель, находящихся в ведении муниципального образования "Город Астрахань", границы которого установить в указанных координатах характерных точек; в двухнедельный срок с момента осуществления государственного кадастрового учета образованного земельного участка обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить ИП Помогаеву С.Н. в аренду образованный земельный участок площадью 381 кв.м. из состава земель населенных пунктов для строительства здания магазина по ул. Татищева в Ленинском районе г. Астрахани.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 июня 2021 года постановление Администрации МО "Город Астрахань" от 05.05.2012 N 2886 признано недействительным. На Администрацию МО "Город Астрахань" возложена обязанность образовать земельный участок площадью 381 кв.м. категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства здания магазина с местоположением - Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Татищева путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 30:12:020310:229 и земель, находящихся в ведении МО "Город Астрахань", границы которого установить в определенных (указанных в заявлении) координатах характерных точек в системе МСК -30.
Кроме того, решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 июня 2021 года на Администрацию МО "Город Астрахань" возложена обязанность в двухнедельный срок с момента осуществления государственного кадастрового учета образованного земельного участка направить в адрес ИП Помогаева С.Н. проект договора аренды образованного земельного участка площадью 381 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства здания магазина, с местоположением - Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Татищева.
Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований оказать в полном объеме.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 16.07.2021, 18.08.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.11.2007 ИП Помогаев С.Н. обратился в Администрацию г. Астрахани с заявлением о предоставлении земельного участка по ул. Татищева в Ленинском районе г. Астрахани для строительства магазина.
Комиссия по землепользованию и застройке г. Астрахани на обращение предпринимателя, 19.11.2010 приняла решение об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Татищева в Ленинском районе для строительства здания магазина (пункт 5 протокола от 19.11.2010 - т. 2 л.д. 61).
Постановлением Администрации города Астрахани от 01.02.2011 N 720 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Татищева в Ленинским районе для строительства здания магазина" утверждена схема расположения земельного участка площадью 381 кв.м. в кадастровом квартале 30:12:020310 по ул. Татищева в Ленинским районе г. Астрахани (т. 1 л.д. 42-43).
В кадастровом квартале 30:12:020310 на дату принятия постановления надлежало:
- разделить земельный участок площадью 3063,24 кв.м. (кадастровый номер 30:12:020310:34) на земельные участки площадью 255 кв.м. и площадью 2808,24 кв.м. (пункт 2 постановления);
- разделить земельный участок площадью 120,01 кв.м. (кадастровый номер 30:12:020310:32) на земельные участки площадью 86 кв.м. и площадью 34,01 кв.м. (пункт 3 постановления);
- передать земельные участки площадью 255 кв.м., площадью 2808,24 кв.м., площадью 86 кв.м. и площадью 34,01 кв.м. в кадастровый квартал 30:12:020310 (пункт 4 постановления);
- образовать земельный участок площадью 381 кв.м. из состава земель населенных пунктов для строительства здания магазина по ул. Татищева в Ленинском районе путем объединения земельных участков площадью 86 кв.м., площадью 255 кв.м. и площадью 40 кв.м. в кадастровом квартале 30:12:020310 (пункт 5 постановления).
Постановлением Администрации города Астрахани от 30.08.2011 N 7819 утвержден акт выбора земельного участка для строительства здания магазина по ул. Татищева в Ленинском районе (т. 1 л.д. 14-17).
Пунктом 2 постановления от 30.08.2011 N 7819 предпринимателю предварительно согласовано место строительства здания на земельном участке площадью 381 кв.м., расположенном по ул. Татищева в Ленинском районе, согласно приложенному к акту выбора схеме генплана М 1:500, утвержденной Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани.
Пунктом 3.2. Постановления от 30.08.2011 N 7819 предусмотрено обеспечение проведения в отношении данного земельного участка кадастровых работ и постановки на государственный кадастровый учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.
При проведении кадастровых работ по образованию земельного участка в 2011-2012 годах кадастровым инженером Малыгиной Л.П. было установлено, что имеются препятствия в осуществлении кадастрового учета образуемого земельного участка площадью 381 кв.м., в связи с пересечением с границами ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 30:12:020310:32.
Учитывая изложенное, кадастровый инженер Малыгина Л.П. провела работы по образованию земельного участка меньшей площади "в обход" места пересечения (т. 1 л.д. 35).
В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области на основании части 3 статьи 70 N 218-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 30:12:020310:32 снят с государственного кадастрового учета (письмо филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области от 02.04.2018 N МК/2171 - т. 1 л.д. 24).
Постановлением от 05.04.2012 N 2886 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Татищева в Ленинском районе для строительства здания магазина" утверждена схема расположения земельного участка площадью 261 кв.м. При этом, Постановление Администрации города Астрахани от 01.02.2011 г N 720 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Татищева в Ленинским районе для строительства здания магазина" утратило силу (пункт 4 постановления от 05.04.2012 N 2886 - т. 1 л.д. 18-20).
26.06.2012 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 261 кв.м., присвоен кадастровый номер 30:12:020310:229 (т. 1 л.д. 35).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 30:12:020310:229 расположен по адресу: обл. Астраханская, г. Астрахань, р-н Ленинский, ул. Татищева, площадь - 261 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства здания магазина, сведения о государственной регистрации права на этот земельный участок отсутствуют (т. 2 л.д. 105-141).
Таким образом, отпали препятствия для образования земельного участка площадью 381 кв.м.
Кадастровым инженером по заказу предпринимателя проведены кадастровые работы по образованию земельного участка площадью 381 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 30:12:020310:229. По результатам работ был подготовлен межевой план от 22.06.2020 (т. 1 л.д. 26-42).
ИП Помогаев С.Н. обратился Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета образованного земельного участка.
Уведомлением от 30.06.2020 N КУВД-001/2020-7140857/1 Управление Росреестра по Астраханской области известило ИП Помогаева С.Н. о том, что осуществление кадастрового учета приостановлено, в связи с тем, что постановлением от 05.04.2012 г N 2886 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Татищева в Ленинском районе для строительства здания магазина" утверждена схема расположения земельного участка площадью 261 кв.м., Постановление администрации города Астрахани от 01.02.2011 г N 720 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Татищева в Ленинским районе для строительства здания магазина" считается утратившим силу (т. 1 л.д. 62).
В целях устранения препятствий в реализации права на предоставление земельного участка, предприниматель обратился в администрацию МО "Город Астрахань" с заявлением от 22.06.2020 (вх. N 05/20-4939-0-0) - т. 1 л.д. 63-65:
- о признании утратившим силу постановления от 05.04.2012 г N 2886 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Татищева в Ленинском районе для строительства здания магазина", пунктов 2, 3, 4 Постановления администрации города Астрахани от 01.02.2011 г N 720 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Татищева в Ленинским районе для строительства здания магазина";
- об изложении пункта 5 Постановления администрации города Астрахани от 01.02.2011 г N 720 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Татищева в Ленинским районе для строительства здания магазина" в следующей редакции: "образовать земельный участок площадью 381 кв.м. из состава земель населенных пунктов для строительства здания магазина по ул. Татищева в Ленинском районе г. Астрахани путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 30:12:020310:229 и земель, находящихся в ведении МО "Город Астрахань";
- о принятии решения о предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка площадью 381 кв.м. из состава земель населенных пунктов для строительства здания магазина по ул. Татищева в Ленинском районе г. Астрахани.
Письмом от 08.07.2020 N 07-10-02-432 Администрация МО "Город Астрахань" отказала ИП Помогаеву С.Н. в удовлетворении заявления от 22.06.2020 (т. 2 л.д. 66).
Основанием для отказа послужил вывод Администрации, о том, что в соответствии с действующим законодательством отсутствуют основания для предоставления земельного участка площадью 261 кв. м с кадастровым номером 30:12:020310:229 по ул. Татищева в Ленинском районе г. Астрахани без проведения торгов для строительства здания магазина в соответствии с действующим законодательством.
В данном письме также указано, что испрашиваемый земельный участок находится за линией сложившийся застройки и фактически является территорией общего пользования, в связи с чем, на основании п.п. 18 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок не может быть предметом аукциона.
Также Администрация сообщила ИП Помогаеву С.Н. о невозможности внесения изменений в постановление Администрации г. Астрахани от 30.08.2011 N 7819 по следующим основаниям:
- постановление Администрации г. Астрахани от 05.04.2011 N 720 признано утратившим силу постановлением Администрации г. Астрахани от 05.04.2012 N 2886;
- сведения о земельном участке площадью 381 кв.м. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (имеются только сведения о земельном участке площадью 261 кв. м с кадастровым номером 30:12:020310:229);
- постановление Администрации г. Астрахани от 30.08.2011 N 7819 утратило силу.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что если уполномоченный орган принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, оно подлежит безусловной реализации посредством формирования выбранного земельного участка, постановки его на государственный кадастровый учет и принятия решения о предоставлении данного земельного участка для строительства заинтересованному лицу. Истечение трехлетнего срока действия решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта по смыслу положений статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации не может служить безусловным основанием для прекращения начатой процедуры предоставления земельного участка для строительства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На момент возникновения спорных правоотношений, связанных с предоставлением земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под строительство порядок предоставления таких участков регулировался статьями 30, 31, 32 ЗК РФ в редакции, действующей до 01.03.2015, предусматривавшими возможность предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов на торгах или с предварительным согласованием места размещения объекта в аренду.
В силу части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объектов или с предварительным согласованием места размещения объектов.
Согласно части 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Часть 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала порядок выбора земельного участка для строительства, согласно которой гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления в силу части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривал, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Таким образом, предусмотренная статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) процедура выбора земельного участка для строительства предполагала осуществление выбора земельного участка на свободных землях, оформление акта выбора земельного участка и утверждение схемы расположения на кадастровом плане соответствующей территории, его предварительное согласование места размещения объекта и проведение последующего кадастрового учета.
При этом, как было указано выше, частью 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет.
В рассматриваемом случае акт выбора земельного участка площадью 381 кв.м. утвержден постановлением от 30.08.2011 N 7819, этим же постановлением предпринимателю согласовано место строительства здания магазина. Пунктом 4 данного постановления предусмотрено, что в случае невыполнения пункта 3 в течение трех лет настоящее постановление утрачивает силу.
Таким образом, акт выбора земельного участка утратил силу.
Статьей 1 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) признаны утратившими силу статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Названным Законом внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми изменен порядок предоставления земельных участков. Действующие с 01.03.2015 нормы Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают предоставление в аренду земельных участков для строительства на торгах и без проведения торгов. При этом случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов ограничены и прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в статье 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ установлены переходные положения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Указанная норма переходных положений еще раз свидетельствует о последовательности нормы пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ в части пресекательности трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 99-0 положения пункта 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, принятые в рамках законодательных изменений порядка предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости, обеспечивают на основании баланса частных и публичных интересов необходимую в таких случаях разумную преемственность ранее возникших отношений по предоставлению земельных участков, основанных на принятии уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Данные переходные положения направлены на завершение ранее начатой процедуры предоставления земельного участка под строительство во избежание ущемления прав заинтересованного лица, своевременно выразившего волю на предоставление ему земельного участка и предпринявшего необходимые меры для оформления своих прав на земельный участок, в связи с существенным изменением законодательно устанавливаемого порядка предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Вместе с тем, по смыслу положений пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ после 01.03.2015 земельный участок может быть предоставлен в аренду без проведения торгов в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) при соблюдении одновременно следующих условий:
- решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.03.2015;
- такое решение принято не ранее чем за три года до предоставления земельного участка;
- предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов осуществляется до 01.03.2018.
При этом согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) решение о предоставлении земельного участка должно быть принято уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня поступления заявления заинтересованного лица.
Апелляционная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае пресекательный срок, установленный статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ для заключения договора аренды истек. При этом, положения указанного закона, устанавливая предельный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов продолжительностью в три года с даты принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не предусматривают каких-либо исключений из этого правила и оснований для продления данного срока.
В 2020 году ИП Помогаев С.Н. обратился к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ по образованию земельного участка площадью 381 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 30:12:020310:229. В качестве основания для формирования земельного участка представлены, в том числе, постановление Администрации г. Астрахани от 01.02.2011 N 720, постановление Администрации г. Астрахани от 30.08.2011 N 7819.
Вместе с тем, ни на момент проведения кадастровых работ по формированию спорного земельного участка, ни в настоящее время предоставление земельного участка в аренду для строительства по ранее действовавшей процедуре предоставления таких участков невозможно в силу прямого указания закона.
Судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку решение о предварительном согласовании места размещения испрашиваемого заявителем объекта было принято до 01.03.2015 (до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), поэтому начатая в 2011 году процедура предоставления заявителю земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должна быть завершена в соответствии с правилами статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как было указано выше, установленный статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ срок для завершения процедуры предоставления земельного участка в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, является пресекательным.
Суд апелляционной инстанции находит необоснованной позицию суда первой инстанции о том, что длительность процедуры связана не только с действиями предпринимателя, но и бездействием органа местного самоуправления, который в силу земельного законодательства обязан был закончить начатые мероприятия по предоставлению земельного участка в аренду.
Исходя из положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 АПК РФ судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
В соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, 13 конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия.
Значит, исходя из существа возникших между заявителем и заинтересованными лицами по настоящему делу правоотношений, такие правовосстановительные меры должны соответствовать требованиям Земельного кодекса Российской Федерации в действующей редакции.
В данном случае, суд апелляционной инстанции полагает, что признание незаконным оспариваемого постановления само по себе не приведет к восстановлению прав заявителя, поскольку права и законные интересы заявителя не могут быть восстановлены в порядке, установленном ранее действовавших статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в связи с отсутствием правового основания для завершения начатой процедуры предоставления земельного участка после 01.03.2018, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводам, не соответствующим фактическим материалам дела, не установил всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи изложенным, решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 июня 2021 года по делу N А06-7466/2020 подлежит отмене.
Придя к выводу об отмене обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции принимает по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Помогаевым С.Н. требований.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы распределяются судом апелляционной инстанции на ИП Помогаева С.Н.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 руб.
При подаче заявления в арбитражный суд, ИП Помогаевым С.Н. произведена оплата госпошлины в размере 6 000 руб. по чеку- ордеру от 13.08.2020 (т. 1 л.д. 127).
Суд первой инстанции при распределении расходов по уплате государственной пошлины пришел к обоснованному выводу о том, что излишне уплаченная госпошлина в размере 5 700 руб. подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета, в связи с чем, оснований для отмены решения в данной части не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 июня 2021 года по делу N А06-7466/2020 отменить в части:
- признания недействительным постановление Администрации МО "Город Астрахань" от 05.05.2012 N 2886;
- обязания Администрации муниципального образования "Город Астрахань" образовать земельный участок площадью 381 кв. м категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства здания магазина с местоположением - Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Татищева путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 30:12:020310:229 и земель, находящихся в ведении МО "Город Астрахань", границы которого установить в следующих координатах характерных точек в системе МСК -30:
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
422913.61
2223328.30
2
422912.75
2223339.56
н1
422912.19
2223347.50
4
422897.20
2223346.43
5
422891.68
2223346.06
6
422893.82
2223327.63
1
422913.61
2223328.30
- обязания Администрации муниципального образования "Город Астрахань" в двухнедельный срок с момента осуществления государственного кадастрового учета образованного земельного участка направить в адрес ИП Помогаева С.Н. проект договора аренды образованного земельного участок площадью 381 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства здания магазина с местоположением - Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Татищева.
- взыскания с Администрации муниципального образования "Город Астрахань" в пользу ИП Помогаева С.Н. госпошлины в размере 300 рублей.
В отмененной части принять по делу N А06-7466/2020 новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7466/2020
Истец: ИП Помогаев Сергей Николаевич
Ответчик: Администрация МО "Город Астрахань", Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань"
Третье лицо: Управление по строительству, архитектуре и градостроительству адмнистрации МО "Город Астрахань", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по АО, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области