г. Владивосток |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А59-6532/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-5622/2021,
на решение от 23.07.2021
судьи М.В. Зуева
по делу N А59-6532/2020 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН 1206500007086, ИНН 6509045823)
к муниципальному бюджетному учреждению Спортивная школа "Холмск-Арена" (ОГРН 1146509000978, ИНН 6509023114)
о взыскании 28 874 рублей 47 копеек убытков,
третье лицо: Плотников Андрей Иванович,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области (межрайонного) (далее - истец, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению Спортивной школе "Холмск-Арена" (далее - ответчик, МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена", страхователь) о взыскании 28 874 рублей 47 копеек убытков.
Судом определением от 24.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Плотников Андрей Иванович (далее - Плотников А.И., застрахованное лицо, третье лицо).
Определением от 31.05.2021 суд произвел замену истца по делу с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области (межрайонного) на правопреемника - Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области.
Решением суда от 23.07.2021 требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца убытки в размере 2 968 рублей 45 копеек. В удовлетворении остальных исковых требований суд отказал. Кроме того, суд взыскал с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 205 рублей 61 копейка.
Истец, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить.
В доводах жалобы указывает на то, что решением Холмского городского суда от 17.06.2020 действия МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена" по расторжению трудового договора с Плотниковым А.И. признаны незаконными, следовательно, представленные сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М (тип исходная) за период с декабря 2019 года по май 2020 года являются недостоверными.
Кроме этого, не соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности взыскания убытков только за июль 2020 года, поскольку с учетом сроков, установленных в части 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", принимая во внимание, что сведения СЗВ-М (тип дополняющая) были представлены только в августе 2020 года, решение о выплате могло быть принято в сентябре 2020 года, а прекращение выплаты пенсии с учетом ее индексации производится с октября 2020 года.
В связи с чем, считает доказанным наличие причинно-следственной связи между деянием ответчика в виде предоставления в Пенсионный фонд недостоверных сведений персонифицированного учета в отношении Плотникова А.И. с декабря 2019 года по май 2020 года и ущербом, понесенным истцом в виде необоснованно выплаченных сумм страховых пенсий с учетом индексации как неработающему пенсионеру за период с декабря 2019 года по сентябрь 2020 года, в общей сумме 28 874 рублей 47 копеек.
МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена", а также третье лицо своё отношение к жалобе не выразили, отзыв не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела судом установлено, что Плотников А.И. является получателем пенсии по старости.
Одновременно Плотников А.И. продолжал трудовую деятельность в МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена", которое является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Приказом МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена" от 22.11.2019 N 6-ВЗ Плотников А.И. был уволен с должности сторожа (вахтера).
В связи с чем, в форме СЗВ-М за период с декабря 2019 года по май 2020 года сведения о Плотникове А.И. как о работнике МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена" отражены не были.
Решением Холмского городского суда от 17.06.2020 приказ МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена" от 22.11.2019 N 6-ВЗ об увольнении Плотникова А.И. признан незаконным, Плотников А.И. восстановлен в должности сторожа (вахтера) с 28.11.2019.
Вследствие чего, 12.08.2020 МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена" была направлена форма СЗВ-М (тип дополняющая) за период с декабря 2019 года по май 2020 года, в которой содержались сведения о Плотникове А.И.
Решением Пенсионного фонда от 18.02.2020, в связи с тем, что Плотников А.И. с декабря 2019 года не работает, в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" было принято решение с 01.12.2019 осуществлять выплату повышенной пенсии по старости с учетом индексации.
21.09.2020 Пенсионный фонд решением N 174 выявил ошибку, допущенную при установлении (выплате) пенсии за период с декабря 2019 года по сентябрь 2020 года, вызванную предоставлением недостоверных сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года. Согласно протоколу от 13.11.2020 N 164/20 за период с 01.12.2019 по 30.09.2020 пенсия Плотникову А.И. была выплачена ошибочно с переплатой в общей сумме 28 874 рубля 47 копеек.
С учетом произведенной переплаты Пенсионный фонд обратился к ответчику с претензией, в которой просил о компенсации причиненного ущерба.
Поскольку требования претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 названного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Так, согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 ФЗ N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила N885н).
Согласно пункту 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, приказом МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена" от 22.11.2019 N 6-ВЗ Плотников А.И. был уволен с должности сторожа (вахтера).
Решением Холмского городского суда от 17.06.2020 Плотников А.И. с 28.11.2019 был восстановлен на работе, в связи с чем, ответчик 12.08.2020 представил дополнительные корректирующие сведения в отношении указанного лица за период с декабря 2019 года по май 2020 года.
Согласно доказательствам в материалах дела, сведения по форме СЗВ-М (тип исходная) за период с декабря 2019 года по май 2020 года были представлены ответчиком в установленный законом срок.
Так, сведения за декабрь 2019 года представлены ответчиком 27.12.2019, за январь 2020 года - 11.02.2020, за февраль 2020 года- 11.03.2020, за март 2020 года - 10.04.2020, за апрель 2020 года - 13.05.2020, за май 2020 года - 05.06.2020.
В связи с тем, что на момент направления указанных сведений Плотников А.И. работником МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена" не являлся, в сведениях по форме СЗВ-М за указанный период страхователь обоснованно не указывал Плотникова А.И. в качестве работающего пенсионера.
Ссылка истца на решение Холмского городского суда от 17.06.2020, которым установлено отсутствие правовых оснований для увольнения работника по указанному в приказе об увольнении основанию, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку предоставление сведений по форме СЗВ-М без указания Плотникова А.И. в качестве работника МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена" до вынесения решения суда о восстановлении указанного лица в должности не может квалифицироваться апелляционным судом как представление недостоверных сведений в соответствии положениями статьи 28 Закона N 400-ФЗ.
Так как в период с декабря 2019 года по май 2020 года между ответчиком и третьим лицом отсутствовали трудовые отношения, Плотников А.И. восстановлен в должности решением суда только 17.06.2020, представленные МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена" сведения на момент их предоставления соответствовали действительности.
Следовательно, в действиях ответчика отсутствовал факт противоправности поведения при непредставлении в Пенсионный фонд сведений в отношении физического лица за период с декабря 2019 года по май 2020 года.
Довод Пенсионного фонда о том, что вследствие предоставления ответчиком корректирующих сведений только 12.08.2020, с учетом сроков, установленных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, принятие решения о прекращении выплаты индексированной пенсии произведено Пенсионным фондом в сентябре 2020 года, а выплата прекращена с октября 2020 года, в связи с чем, истец не согласен с взысканием суммы выплаченной с учетом индексации пенсии только за июль 2020 года, также признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Поскольку с 24.07.2020 Плотников А.И. был уволен по собственному желанию, в сведениях по форме СЗВ-М за август и сентябрь 2020 года ответчик обоснованно не указывал его в качестве работающего пенсионера, соответственно Плотников А.И. имел право на получение суммы пенсии и иных выплат с учетом индексации (увеличения) за указанный период.
В связи с этим, Пенсионным фондом на законном основании производились пенсионные выплаты с учетом индексации за август - сентябрь 2020 года.
Вместе с тем, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку решение суда о восстановлении Плотникова А.И. на работе было принято 17.06.2020, ответчик мог представить дополнительные корректирующие сведения ранее 12.08.2020, что исключило бы возможность истцу произвести уплату повышенной пенсии третьему лицу за июль 2020 года.
С учетом изложенного, апелляционный суд признает обоснованными требования истца о взыскании с ответчика излишне выплаченной суммы страховой пенсии за июль 2020 года, размер которой составляет 2 968 рублей 45 копеек.
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Пенсионный фонд не доказал совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде возмещения ущерба, а именно: наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по предоставлению недостоверных сведений по форме СВЗ-М и возникновением у Пенсионного фонда убытков за период декабрь 2019 года - июнь 2020 года, август - сентябрь 2020 года в размере 25 906 рублей 02 копейки.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23.07.2021 по делу N А59-6532/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6532/2020
Истец: ГУ УПФР по Холмскому району Сахалинской области межрайонное
Ответчик: МБУ Спортивная школа "Холмск-Арена"
Третье лицо: ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Сахалинской области, Плотников Андрей Иванович, ГУ Центр по выплате пенсии и обработкеи информации Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области