г. Самара |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А49-4303/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 июня 2021 года по делу N А49-4303/2021 (судья Петрова Н.Н.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской (межрайонного) (ОГРН 1095836002680, ИНН 5836013690),
к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания - Гиперкуб" (ОГРН 1195835008269, ИНН 5835132655),
о взыскании штрафов в размере 4000 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Пензе Пензенской области (межрайонное) (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания - Гиперкуб" (далее - общество) о взыскании штрафов в размере 4000 руб. 00 коп., наложенных на основании решений Управления о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.12.2019 N 068S19190007651, от 03.11.2020 N 068S19200006101, N 068S19200006102, N 068S19200006103, N 068S19200006104, N068S19200006105.
В соответствии с гл. 29 АПК РФ исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25 июня 2021 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 июня 2021 года по делу N А49-4303/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания - Гиперкуб" представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за июль 2019 (тип формы "исходная") - 14.08.2019. 07.10.2020 общество представило дополнительные сведения по форме СЗВ-М за июль 2019 (тип формы "дополняющая") на 1 застрахованное лицо.
01.03.2020 общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за февраль 2020 (тип формы "исходная"). 07.07.2020 общество представило дополнительные сведения по форме СЗВ-М за февраль 2020 (тип формы "дополняющая") на 1 застрахованное лицо.
01.04.2020 общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за март 2020 (тип формы "исходная"). 07.07.2020 общество представило дополнительные сведения по форме СЗВ-М за март 2020 (тип формы "дополняющая") на 1 застрахованное лицо.
19.05.2020 общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за апрель 2020 (тип формы "исходная"). 05.06.2020 общество представило дополнительные сведения по форме СЗВ-М за апрель 2020 (тип формы "дополняющая") на 3 застрахованных лица.
15.06.2020 общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М за май 2020 (тип формы "исходная"). 07.07.2020 общество представило дополнительные сведения по форме СЗВ-М за март 2020 (тип формы "дополняющая") на 1 застрахованное лицо.
В связи с указанными обстоятельствами должностным лицом органа Пенсионного фонда были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.11.2019 N 068S18190007447, от 25.09.2020 N 068S18200005452, N 068S18200005453, N 068S18200005454, N 068S18200005455, N 068S18200005456. Данные акты направлены обществу заказной почтой 07.11.2019 и 29.09.2020.
Начальник Управления в отсутствие представителя общества, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения материалов проверки, вынес решения о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.12.2019 N 068S19190007651, от 03.11.2020 N 068S19200006101, N 068S19200006102, N 068S19200006103, N 068S19200006104, N068S19200006105, в соответствии с которыми общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафов в общей сумме 4000 руб.
Направленные в адрес страхователя требования об уплате финансовых санкций от 22.01.2020 N 068S01200000148, от 07.12.2020 N 068S01200005469, N 068S01200005470, N 068S01200005471, N 068S01200005472, N 068S01200005473, в установленные в них сроки обществом не исполнены.
В связи с указанным обстоятельством Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, должны быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63 -ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период. Сведения о трудовой деятельности представляются страхователем в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика - застрахованного лица) (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с присвоением N 068-002-051675.
Как следует из материалов дела, страхователь представил в Управление исходные сведения на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июль 2019 - 14.08.2019, февраль 2020 -01.03.2020, март 2020 - 01.04.2020, апрель 2020 - 19.05.2020, май 2020 - 15.06.2020.
05.06.2020, 07.10.2020 и 07.07.2020 страхователь представлял в Управление уточненные сведения по форме СЗВ-М (тип формы "доп") за указанные периоды.
В данном случае страхователь реализовал свое право на представление в Управление уточненных (исправленных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до момента обнаружения ошибки Управлением.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении N 303 -КГ18-99 от 02.07.2018 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что неполнота сведений откорректирована страхователем самостоятельно путем направления дополнительных сведений по форме СЗВ-М за июль 2019 (1 застрахованное лицо), февраль 2020 (1 застрахованное лицо), март 2020 (1 застрахованное лицо), за апрель 2020 (4 застрахованных лица), май 2020 (1 застрахованное лицо), суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, по решениям государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (межрайонного) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде постановлений, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным (Постановления от 6 июня 1995 года по делу о проверке конституционности положения статьи 19 Закона РСФСР "О милиции", от 13 июня 1996 года по делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 УПК РСФСР, от 28 октября 1999 года по делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций") Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей, включая налоговые органы (п.2.2 Постановления Конституционного Суда Российской от 14 июля 2003 г. N 12-П).
Таким образом, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Ссылки на Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (п.40), апелляционным судом отклоняются, поскольку основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, вышеизложенные в Определениях и Обзоре Верховного Суда РФ позиции сохраняют свою актуальность.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 июня 2021 года по делу N А49-4303/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-4303/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, ГУ УПФ России в г.Пензе Пензенской области
Ответчик: ООО "Строительная компания - Гиперкуб", ООО "Строительная компания-Гиперкуб"