г. Саратов |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А06-8203/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 13.09.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 17.09.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы жилищного надзора Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 июня 2021 года по делу N А06-8203/2020 (судья Ковальчук Т. А.)
по заявлению Публичного акционерного общества "Россети Юг" (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561)
к Службе жилищного надзора Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, д. 75/48)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Метенова Р.О. (Астраханская область, с. Забузан), Айтпаева А.Э. (Астраханская область, с. Забузан), Ажигатова Ш.У. (Астраханская область, с. Забузан), Сарсенгалиева Ш.К. (Астраханская область, с. Забузан), Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554, 414000, г. Астрахань, пл. Джона Рида, д. 3 А)
о признании незаконным и отмене предостережения от 24.07.2020 N 368,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Публичное акционерное общество "Россети Юг" (далее - ПАО "Россети Юг", Общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене предостережения Службы жилищного надзора Астраханской области от 24.07.2020 N 368.
Решением от 07 июня 2021 года Арбитражный суд Астраханской области признал предостережение Службы жилищного надзора Астраханской области от 24.07.2020 N 368 недействительным.
Служба жилищного надзора Астраханской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ПАО "Россети Юг" в признании незаконным предостережения от 24.07.2020 N 368.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 14.08.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Службу жилищного надзора Астраханской области из Прокуратуры Красноярского района Астраханской области и Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Володарском и Красноярском районах поступили обращения граждан Метеновой Р.О., Айтпаевой А.Э., Ажигатовой Ш.У., Сарсенгалиевой Ш.К. по вопросу предоставления коммунальной услуги - электроэнергия ненадлежащего качества в жилых домах, расположенных по адресам: Астраханская область, Красноярского района, с. Забузан, ул. Степная, д. 2, д. 2; Астраханская область, Красноярского района, с. Забузан, ул. Степная, д. 2б; Астраханская область, Красноярского района, с. Забузан, ул. Мусавеа, д. 3; Астраханская область, Красноярского района, с. Забузан, ул. Мусавеа, д. 5.
24.07.2020 Служба жилищного надзора Астраханской области вынесла предостережение N 368, которым предложила ПАО "Россети Юг" принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Уведомление об исполнении предостережения необходимо направить в Службу жилищного надзора Астраханской области в срок до 24.09.2020 (л.д. 43).
Полагая, что предостережение от 24.07.2020 N 368 является незаконным и нарушающим его права и законные интересы ПАО "Россети Юг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предостережение не соответствует закону и является недействительным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 6 статьи 8.2 вышеуказанного Федерального закона N 294-ФЗ).
Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации (часть 7 ст. 8.2 вышеуказанного Федерального закона N 294-ФЗ).
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 (далее - Правила N 166).
Пунктом 4 названных Правил определено, что в предостережении указывается среди прочего информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля; срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения.
Как следует из оспариваемого предостережения, Службой жилищного надзора Астраханской области сделан вывод о нарушении ПАО "Россети Юг" Правил предоставления коммунальных услуг.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к верному выводу о том, что вменяя ПАО "Россети Юг" нарушение Правил предоставления коммунальных услуг, Служба жилищного надзора Астраханской области в предостережении не конкретизирует, какие конкретно действия (бездействия) Общества могут привести или приводят к нарушению требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также какие конкретно меры необходимо принять Обществу для обеспечения соблюдения обязательных требований.
Апелляционная коллегия соглашается, что оспариваемое предостережение является незаконным, поскольку оно неконкретно и неисполнимо, не содержит какого-либо описания допущенного Обществом нарушения, равно как и четких указаний на конкретные действия, которые следует совершить в целях его надлежащего и своевременного исполнения.
Из материалов дела видно, что оспариваемое предостережение выдано Службой жилищного надзора Астраханской области по результатам рассмотрения обращений граждан Метеновой Р.О., Айтпаевой А.Э., Ажигатовой Ш.У., Сарсенгалиевой Ш.К.
Между тем, Службой жилищного надзора Астраханской области не доказан факт ненадлежащего исполнения ПАО "Россети Юг" обязанности по предоставлению коммунальных услуг по подаче электроэнергии в жилые дома. Какие-либо доказательства, подтверждающие предоставление электроэнергии ненадлежащего качества в жилые дома Службой жилищного надзора Астраханской области не представлены.
Доводы Службы жилищного надзора Астраханской области, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что оспариваемое предостережение выдавалось в целях профилактики нарушений и не нарушает права и обязанности заявителя в сфере предпринимательской деятельности, не обязывало заявителя к совершению в обязательном порядке каких-либо действий, отклоняются судебной коллегией, поскольку предостережение содержит указание на необходимость принятия мер по обеспечению обязательных требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг и направить в адрес Службы жилищного надзора Астраханской области уведомление об исполнении предостережения в срок до 24.09.2020.
Кроме того, Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" предусматривает, что в случае неисполнения требования, изложенного в предостережении о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 20).
Таким образом, выдача предостережения влечет определенные последствия для субъекта предпринимательской деятельности и непосредственно касается его экономической деятельности, так как в любом случае лицо должно представить пояснения относительно возможных выявленных нарушениях, направить уведомление об исполнении предостережения и в дальнейшем его деятельность может быть подвергнута проверке в порядке Закона N 294-ФЗ и иных нормативных актов. Кроме того, необходимость проверки предостережений вызвана также тем, что в случае отсутствия у субъекта предпринимательской деятельности нарушений и направления в его адрес безосновательного предостережения на него будет возложена обязанность по обеспечению соблюдения требования нормативных актов либо в отсутствие уведомления об исполнении предостережения в отношении такого лица могут быть безосновательно проведены мероприятия государственного контроля, что также влечет нарушение прав и законных интересов лица, надлежащим образом исполняющего возложенные на него законом обязанности.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Службы жилищного надзора Астраханской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 июня 2021 года по делу N А06-8203/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8203/2020
Истец: ПАО "Россети Юг"
Ответчик: Служба жилищного надзора Астраханской области
Третье лицо: Ажигатова Ш.У., Айтпаева А.Э., Метенова Р.О., ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", Сарсенгалиева Ш.К., ПАО Россети Юг Астраханьэенрго