город Ростов-на-Дону |
|
13 февраля 2024 г. |
дело N А53-20157/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Нарышкиной Н.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матиняном С.А.,
при участии:
от истца: представитель Малышев И.Н. по доверенности от 09.01.2024 (онлайн-участие);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Комфортная среда"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2023 по делу N А53-20157/2023
по иску муниципального унитарного предприятия "Городское хозяйство" (ОГРН 1056154000957, ИНН 6154094137)
к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Комфортная среда" (ИНН 6154154192, ОГРН 11196196001121)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Городское хозяйство" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью УК "Комфортная среда" (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности в размере 52 159,67 руб., пени за период с 14.03.2023 по 18.12.2023 в размере 8 433, 21 руб., а также пени, начиная с 19.12.2023 по день фактической уплаты задолженности на основании п. 9.3 ст. 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2023 принято уточнение исковых требований. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 52 159,67 руб., пени в размере 8 433, 21 руб., а также пени, начиная с 19.12.2023 по день фактической уплаты задолженности, рассчитанные на основании п. 9.3 ст. 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении". С ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 424 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда первой инстанции отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что между сторонами не заключался договор на поставку коммунального ресурса от 01.09.2022 N 122/01 /2022. МУП "Городское хозяйство" по настоящее время не обратилось в суд с иском о понуждении к заключению договора с ООО "УК "Комфортная среда". Все документы, предоставленные в суд, подписаны только в одностороннем порядке со стороны МУП "Городское хозяйство". МУП "Городское хозяйство" не предоставило в суд доказательств соответствия нормативов на одного человека фактическому потреблению горячей воды. В соответствии с абзацем 5 пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354. В случае если в многоквартирном доме система отопления является централизованной и подогрев воды осуществляется за счет такой системы, то применение формулы 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 для определения количества коммунального ресурса, использованного на приготовление горячей воды, противоречит требованиям Правил N 354. Согласно отчету о суточных параметрах теплоснабжения за 16.02.2023 и по 19.03.2023, предоставленных ООО "УК "Комфортная среда" в МУП "Городское хозяйство" даны следующие показания: где: Qo - 29.012 Гкал - общее количество энергии поступившей в дом; Qr - 16,336 Гкал - общее количество потребленной энергии (слитой воды); согласно отчету о суточных параметрах теплоснабжения за 20.03.2023 и по 12.04.2023, предоставленных ООО "УК "Комфортная среда" в МУП "Городское хозяйство", даны следующие показания: где: Qo - 18.974 Гкал - общее количество энергии поступившей в дом; Qr - 10.643 Гкал - общее количество потребленной энергии (слитой воды). Также суд первой инстанции не учел тот факт, что температурный режим поставленной горячей воды в 60 градусов в многоквартирный дом, согласно предоставленных ООО "УК "Комфортная среда" отчетов о суточных параметрах теплоснабжения в МУП "Городское хозяйство" не выполнялся, в результате чего МУП "Городское хозяйство" обязано было производить перерасчет начисленных платежей, который не осуществляется по настоящее время. В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество товарищества. В связи с чем расчет в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 обусловлен необходимостью равнозначного расчета начислений как для собственников МКД так и для ответчика согласно норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды - 0.066 Гкал.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик явку представителей в судебное заседание не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между МУП "Городское хозяйство" (теплоснабжающая организация (ТСО)) и ООО "УК "Комфортная среда" (управляющая организация) заключен договор на поставку коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в МКД от 01.09.2022 N 122/01/2022, по условиям которого TCO поставляет через присоединенную сеть на объекты теплопотребления управляющей организации тепловую энергию (далее - коммунальный ресурс), потребляемый в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), а управляющая организация принимает и оплачивает коммунальный ресурс в порядке и сроки, предусмотренные договором, обеспечивает безопасность эксплуатации тепловых сетей, исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунального ресурса и относящихся к общему имуществу.
Планируемый годовой объем отпуска тепловой энергии, подаваемый в целях содержания общего имущества в МКД, определен по нормативам потребления коммунальных услуг согласно техническому паспорту. Договорные нагрузки теплопотребляющих установок с указанием нагрузки по объектам теплопотребления МКД, находящимся в управлении управляющей организации, указаны в приложении N 1 "Перечень объектов Управляющей организации" (пункт 1.2 договора).
Фактический объём тепловой энергии, потребленный управляющей организацией по настоящему договору, определяется на основании показаний приборов учета (приложение N 3 "Перечень приборов учета тепловой энергии") либо расчетным методом по нормативам потребления коммунальных услуг (пункт 1.3 договора).
Определение объёма поставленной тепловой энергии производится:
при наличии общедомового узла учета тепловой энергии, установленного в МКД, на основании показаний общедомового узла учета тепловой энергии в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014. В объем фактического потребления тепловой энергии включаются тепловые потери тепловой сети МКД от границы балансовой принадлежности до места установки узла учета тепловой энергии;
при отсутствии общедомового узла учета тепловой энергии объем потребленной тепловой энергии определяется по нормативам потребления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством РФ (пункты 4.2.1 - 4.2.2 договора).
Стоимость отпущенной тепловой энергии по договору определяется на основании стоимости 1 Гкал тепловой энергии, установленной Постановлением РСТ РО и фактического объема потребленной тепловой энергии (пункт 4.4 договора).
Оплата по спорному договору производится управляющей организацией в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет ТСО (пункт 4.6 договора).
Согласно приложению 3 к договору, на МКД, обслуживаемых ответчиком, имеются приборы учета.
Истцом в феврале - марте 2023 года исполнено обязательство по поставке тепловой энергии, по оказанию услуги горячего водоснабжения, что подтверждается представленными первичными документами, стоимость оказанных услуг согласно расчету составила 52 159,67 руб.
Обязательства по оплате поставленного ресурса ответчиком не были исполнены, в связи с чем 13.04.2023 ответчику вручена претензия от 13.04.2023 N 15/1893 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которая осталась без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Принимая решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Спорные отношения подпадают под правовое регулирование параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации с применением специальных норм законодательства в сфере поставки тепловой энергии.
В соответствии с положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы ответчика о том, что между сторонами не заключался договор на поставку коммунального ресурса от 01.09.2022 N 122/01/2022; что МУП "Городское хозяйство" по настоящее время не обратилось в суд с иском о понуждении к заключению договора с ООО "УК "Комфортная среда" и все документы, предоставленные в суд, подписаны только в одностороннем порядке со стороны МУП "Городское хозяйство", подлежат отклонению как противоречащие материалам дела, поскольку представленные в материалы дела документы, включая договор и приложения к нему, подписаны сторонами в двустороннем порядке.
Факт исполнения истцом договора в спорный период подтвержден имеющимися в деле доказательствами, а именно счетами-фактурами, актами, отчетами о суточных параметрах, которые оценены судом с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
Ответчик, оспаривая расчет истца, указал, что объем тепловой энергии, поставленный истцом не общедомовой узел учета и отраженный истцом в расчете задолженности не соответствует объемам, зафиксированным в отчетах о суточных параметрах теплоснабжения, ежемесячно предоставляемых ответчиком. Расчет истца, по мнению ответчика, является неверным, поскольку в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 Правил N 354, исходя из показаний приборов учета горячей воды; размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета определяется в соответствии с подпунктом "а" пункта 29(3) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества.
Данные доводы не принимаются апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии с пунктами 66, 67 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Согласно подпункту "д" пункта 31(1) Правил N 354, управляющая организация обязана при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23 -го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с указанной нормой, в пункте 3.1.8 договора на поставку коммунального ресурса ОИ N 122/01/2022 от 01.09.2022 сторонами согласовано условие об обязанности управляющей организации в срок не позднее 17-го числа расчетного месяца предоставлять в ТСО данные общедомового узла учета тепловой энергии за период с 15-го числа предыдущего месяца по 15-е число расчетного месяца.
Задолженность по иску рассчитана истцом на основании показаний приборов учета тепловой энергии, ежемесячно предоставляемых ответчиком.
Согласно приведенному условию договора расчетный месяц "февраль" должен включать в себя период со второй половины января по первую половину февраля; расчетный месяц "март" - со второй половины февраля по первую половину марта.
Так, согласно отчетам о суточных параметрах теплоснабжения, предоставленных управляющей организацией в РСО, представленным в материалы дела, объем потребления в феврале 2023 года составил 25,843 Гкал; в марте 2023 года - 29,012 Гкал. Нормативные потери тепловой энергии составили в феврале 2023 года - 0,277 Гкал; в марте 2023 года - 0,284 Гкал.
Данные объему и учтены истцом при расчете задолженности.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (исполнитель), с ресурсоснабжающей организацией в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулируется Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
В случаях, предусмотренных подпунктами "г"-"ж" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (Правила N 354), порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, устанавливается с учетом требований подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124.
Так, объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется как разница объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Уодпу), и объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме (Уодпу).
При этом величина Уодпу определяется в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, которым в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, приведен в Письме Минстроя России от 15.11.2022 N 60319-ИФ/04 "О применении пункта "а" пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124".
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств. Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Указанная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 26.09.2022 по делу N А60-7653/2021, решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943".
Таким образом, суд не соглашается с доводами ответчика о том, что объем горячей воды или тепловой энергии, определенный по общедомовому прибору учета ГВС или общедомовому прибору учета тепловой энергии, должен учитывается при расчетах истца и ответчика с потребителями в соответствии с Правилами N 354.
Объем горячей воды или тепловой энергии, определенный по общедомовому прибору учета ГВС или общедомовому прибору учета тепловой энергии, учитывается при расчетах истца и ответчика в соответствии с Правилами N l24.
Законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета; расчетные способы допускаются как исключение из общего правила (при отсутствии приборов учета).
Кроме того, практика определения объема коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества, как разницы между объемом коммунального ресурса, поставленного в МКД и определенного по показаниям ОДНУ, и объемом, потребленным собственниками помещений подтверждена Верховным Судом РФ.
Так, в Определении Верховного Суда РФ от 18.01.2022 N 307-ЭС21-25766(2) по делу N А42-7952/2020 о взыскании стоимости тепловой энергии, поставленной на нужды горячего водоснабжения в многоквартирных домах, суд, руководствуясь, в том числе, подпунктом "а" пункта 21(1) Правил N 124, сделал следующий вывод: "Установив, что спорные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, которые позволяют определить объем (массу) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу, суды указали, что в данном случае не имеется оснований для определения объема теплоносителя (горячей воды) на общедомовые нужды по нормативу потребления".
Таким образом, доводы ответчика о необходимости начисления платы за коммунальный ресурс в соответствии с формулой 23 приложения N 2 Правил N 354 и подпунктом "а" пункта 29(3) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.2006 N 491, исходя из показаний коллективного прибора учета с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества подлежит отклонению.
Следует отметить, что с 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017, при управлении МКД управляющей организацией, подлежат возмещению потребителями услуг исключительно этой управляющей организации, но не РСО. В свою очередь управляющая организация обязана вносить плату за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, вне зависимости от наличия у нее договора с РСО.
Указанный ответчиком порядок расчета объема ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества, установлен Правилами содержания общего имущества N 491, согласно пункту 16 которых, в зависимости от способа управления, лицами, оказывающими услуги по содержанию и, соответственно, начисляющими плату за такие услуги являются: управляющие организации; лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества на основании заключенных договоров (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
Ресурсоснабжающие организации, к которым и относится истец, не оказывают услуги по содержанию общего имущества, не начисляют собственникам плату за содержание имущества и ресурсы, использованные на содержание, следовательно, порядок определения размера платы, приведенный ответчиком, не подлежит применению в отношениях между РСО (истец) и управляющей организацией (ответчик).
Согласно пункту 4.2.1 договора, в объем фактического потребления тепловой энергии включаются тепловые потери тепловой сети МКД от границы балансовой принадлежности до места установки узла учета тепловой энергии.
На основании объемов нормативных потерь Осумм на поддающем и обратном трубопроводах ГВС, указанных в проекте, представленном ответчиком, и объемов по распечаткам, истцом произведен расчет объемов потребления с учетом потерь тепловой энергии.
Законодательство о теплоснабжении обязывает потребителя оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии, объем которой определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Указанная граница находится на линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил N 808).
Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стороне стены многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями.
По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Из частей 1, 2, 2.3, 9 статьи 161, частей 1 - 3 статьи 162 ЖК РФ следует, что для оказания коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме собственники могут нанять управляющую организацию, указав в договоре управления состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей; правомочия управляющей организации (исполнителя услуг по договору управления) в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества МКД производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору).
Согласно пункту 8 "Обзора практики Судебной коллегии но экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, управляющая компания обязана возместить ресурсоснабжающей организации потери тепловой энергии в сетях только в тех случаях, когда указанные сети относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Данный довод истца аналогичен правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, изложенной в определениях от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310, от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833, а также Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 06.10.2017 N 301-ЭС17-13831.
Законодатель, а вместе с ним и Верховный Суд, четко указали, что оплата производится за объем, потребленный в точке поставки, то есть, на линии раздела сетей по признаку собственности.
В соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, при установлении тарифов в необходимой валовой выручке учитываются затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию сетей, в случае, если регулируемая организация владеет такими сетями на праве собственности или ином законном основании (пункты 11, 24, 41).
Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию внутридомовых сетей (от внешней границы МКД до прибора учета), которыми ресурсоснабжающая организация не владеет, при установлении тарифа на тепловую энергию энергии не учитываются.
Аналогичные выводы сделаны Верховным Судом Российской Федерации в определении от 19.04.2021 N 304-ЭС19-26591 по делу N А27-16456/2018 по иску ресурсоснабжающей организации к управляющей компании. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика (абонента) от обязанности оплатить потери тепловой энергии в сетях от точки поставки до места установки ОДПУ в находящихся в его управлении МКД.
Изложенные доводы подтверждают законность требования истца об оплате нормативных технологических (плановых) потерь на внутридомовой сети теплоснабжения,
Расчет задолженности за коммунальный ресурс соответствует действующему законодательству, условиям договора, в связи с чем признан судом обоснованным.
При указанных обстоятельствах в отсутствие доказательств исполнения обязательства по оплате задолженности при наличии доказательств оказания услуг истцом суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании задолженности в размере 52 159,67 руб. за спорный период обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о не соблюдении истцом температурного режима поставленной горячей воды в 60 градусов в многоквартирный дом, согласно предоставленных ООО "УК "Комфортная среда" отчетов о суточных параметрах теплоснабжения в МУП "Городское хозяйство", в результате чего МУП "Городское хозяйство" обязано было производить перерасчет начисленных платежей, который не осуществляется по настоящее время, подлежит отклонению.
Согласно п. 105 Правил N 354, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п. 106 Правил N 354).
Правила N 354 предусматривают возможность, как устного обращения, так и письменного.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (п. 108 Правил N 354).
Согласно п. 109 Правил N 354, по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
В свою очередь ответчиком в материалы дела не представлены доказательства обращения в спорный период в аварийно-диспетчерские службы о некачественном оказании услуг. Документов, оформленных применительно к установленному порядку, в материалы дела ответчиком не представлено.
Также ответчик, являясь абонентом, не лишен возможности контролировать фиксирование показаний прибора учета, контролировать количество и качество отпускаемой ему тепловой энергии на границе раздела балансовой принадлежности теплосетей на основании показаний приборов учета, обеспечивать сохранность пробора учета и сообщать о его неисправностях. Следовательно, именно на абоненте лежат контрольные функции по проверке показаний приборов учета, которые включают в себя своевременное обращение в энергоснабжающую организацию с разногласиями по количеству и качеству отпущенной тепловой энергии.
При этом, ответчик в материалы дела не представил доказательств того, что им были предъявлены претензии к истцу относительно объема и качества отпущенной в спорный период тепловой энергии.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
В соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" Управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку факт наличия просрочки по оплате тепловой энергии на стороне ответчика подтверждается материалами дела, требование о взыскании пени правомерно удовлетворено судом первой инстанции за период с 14.03.2023 по 18.12.2023 в размере 8 433, 21 руб.
Расчет пени ответчиком не оспорен, судом проверен и признан правильным.
Требование истца о взыскании пени по день фактической оплаты долга не противоречит статьям 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", является обоснованным, и также правомерно удовлетворено судом с учетом установленной к взысканию суммы задолженности.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2023 по делу N А53-20157/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20157/2023
Истец: МУП "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО", МУП "Городское хозяйство"
Ответчик: ООО "УК "КОМФОРТНАЯ СРЕДА"