г. Москва |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А40-78584/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Водный Стадион Спорт Инвест"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2020 по делу N А40-78584/20
по заявлению АО "Водный Стадион Спорт Инвест"
к ИФНС России N 43 по г.Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Серов А.В. по дов. от 25.05.2021; |
от ответчика: |
Цибульникова А.Р. по дов. от 05.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Водный Стадион Спорт Инвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 43 по г.Москве (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.11.2019 N 23-15/6342 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 28.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Налоговым органом представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2018 год.
По результатам камеральной проверки составлен акт налоговой проверки от 01.07.2019 N 23-15/6341 и вынесено решение от 28.11.2019 N 23-15/6342 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым, заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 2 677 657 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 05.02.2020 г. N 21-10/022623 апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции оставлена без удовлетворения, что послужило основанием к обращению в суд с требованиями по настоящему делу.
Принимая решение, суд руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственных органов, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, 27.03.2019 заявитель представил в инспекцию первичную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2018 год, согласно которому по строке 1 030 раздела 1 отражена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в размере 806 409 руб.
На основании представленной первичной налоговой декларации по налогу на имущество инспекцией проведена камеральная проверка в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, иными законодательными актами о налогах и сборах. Проверка начата 27.03.2019, окончена 27.06.2019.
В рамках камеральной проверки инспекцией установлено неправомерное занижение налоговой базы по налогу на имущество, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ как среднегодовая стоимость имущества, путем исключения остаточной стоимости внешних инженерно-технических сетей.
По результатам проверки составлен Акт от 01.07.2019 N 23-15/6341, который вручен представителю налогоплательщика 16.10.2019 вместе с Извещением N23- 15/6341/1 о рассмотрении материалов проверки 20.11.2019.
Извещением N 23-15/6341/2 от 20.11.2019 г. рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки перенесено на 22.11.2019.
В связи с получением инспекцией дополнительных документов в отношении установленного налогового правонарушения, а именно, ответов из ГБУ "Мосгоргеотрест" от 19.06.2019 N МГГТ-1-1168/19-(0)-1, ГУП "Москоллектор" от 02.08.2019 N 05-01-08/4966, АО "Мосводоканал" от 13.08.2019 N (01) 02.07и-7127/19, инспекцией проведено ознакомление с заключениями указанных организаций, путем вручения поименованных ответов представителю налогоплательщика, о чем составлен Акт приема-передачи документации от 11.10.2019.
Рассмотрение материалов проверки проведено в присутствии должностных лиц Инспекции и представителя налогоплательщика, о чем составлен Протокол от 22.11.2019 N 358.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии сё статьёй 101 НК РФ инспекцией принято Решение N 23-15/6342 от 28.11.2019 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, полученное представителем налогоплательщика 29.11.2019.
В Решении инспекцией дана мотивированная оценка заявленных налогоплательщиком доводов в отношении вопросов соответствия инженерных сетей признакам основных средств согласно ПБУ 6/01, наличия обременения и порядка приемки инженерных сетей, отраженных в представленных возражениях, а также дополнении к возражениям.
Нарушения процедуры, в том числе несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, судом первой инстанции не установлено.
По существу установленных нарушений судом первой инстанции установлено следующее.
Как уже было указано выше, 27.03.2019 заявитель представил в инспекцию первичную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2018 год, согласно которой по строке 1_030 раздела 1 отражена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в размере 806 409 руб.
Налоговая база за 2018 год определена налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ как среднегодовая стоимость имущества объектов основных средств, кроме зданий с кадастровыми номерами 77:05:0001005:2746, 77:09:0001005:3396, 77:09:0001005:3397, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
При этом обществом из налоговой базы по налогу на имущество организаций была исключена стоимость внешних инженерных сетей (электроснабжение, водоснабжение, канализация, теплоснабжение, ливневая канализация).
В ходе камеральной налоговой проверки было установлено, что налогоплательщиком в инвентарных карточках учета объекта основных средств (форма N ОС-6) по каждому объекту основных средств, в том числе, по внешним инженерным и коммуникационным сетям (электроснабжение (внешние), водоснабжение (внешние инженерные коммуникации), канализация (внешние), теплоснабжение (внешние), ливневая канализация (внешние) был определен код Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), амортизационная группа, срок полезного использования.
Соответствующие внешние инженерные сети соответствуют критериям основных средств, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91 н.
При этом, из анализа технических паспортов на нежилые здания по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 39 А, стр. 1, стр. 2 и стр. 3, следует, что внешние инженерные сети, расположенные между указанными зданиями, в составе зданий не поименованы, в связи с чем, в нарушение пункта 1 статьи 375 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде. Обществом из налоговой базы по налогу на имущество организаций неправомерно исключена стоимость данных внешних инженерных сетей (электроснабжение, водоснабжение, канализация, теплоснабжение, ливневая канализация).
Таким образом, инспекция пришла к выводу, что общество в нарушение пункта 1 статьи 375 НК РФ занизило налог на имущество организаций за 2018 год на сумму 2 677 657 руб. по сроку 30.03.2019.
Суд первой инстанции согласился с выводами налогового органа в части обоснованности произведенных доначислений.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Как усматривается из материалов дела, согласно п. 2.1 ст. 2 Инвестиционного контракта N 07.11.2005 N 12-087740-5101 -0027-00001-05 "Предметом Контракта" является реализация Инвестиционного проекта по проектированию и строительству спортивно-зрелищного и тренировочного комплекса с инфраструктурой, которая включает в себя административные здания с подземной и наземной автостоянкой, на земельном участке площадью ориентировочно 6,2 га по адресу Ленинградское шоссе, вл. 39 (Северный административный округ города Москвы)".
Пунктом 3.4 ст. 3 "Имущественные права Сторон" Инвестиционного контракта от 07.11.2005 установлено, что "Конкретное недвижимое имущество, подлежащее передаче в собственность Сторонам по итогам реализации Контракта, определяется на основании Акта о результатах реализации (частичной реализации) Инвестиционного проекта после ввода объекта (пускового комплекса) в эксплуатацию".
В силу п. 3.5 ст. 3 "Имущественные права Сторон" Инвестиционного контракта от 07.11.2005 "После сдачи в установленном порядке объекта (пускового комплекса) в эксплуатацию раздел недвижимого имущества в нем уточняется по экспликациям и техническим паспортам МосгорБТИ, согласно абз. 3 п. 3.1.3 "нежилые помещения общего пользования и инженерного назначения, неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения здания (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техподполья, электрощитовые и т.д.) являются общей долевой собственностью Сторон в долях, пропорциональных их долям по общей нежилой площади в случае невозможности их выделения в натуре".
На основании п. 1.8 Дополнительного соглашения к Инвестиционному контракту от 02.11.2005 ст. 3 Инвестиционного контракта от 07.11.2005 дополнена п. 3.9 в следующей редакции: "3.9. Все построенные и реконструированные в рамках настоящего Контракта объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта оформляются в государственную собственность города Москвы в лице Департамента имущества города Москвы в порядке, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы".
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы" установлено, что при заключении инвестиционных контрактов и договоров на строительство и реконструкцию жилищного и нежилого фондов, что все построенные или реконструированные объекты инженерного и коммунального назначения признаются собственностью города Москвы и исключаются из общей инвестиционной стоимости до раздела долей, а также предусматривать затраты на временную эксплуатацию и техническое обслуживание указанных объектов государственными специализированными организациями до оформления ими имущественных прав на срок не более двух месяцев после ввода в эксплуатацию объектов производственного и непроизводственного назначения, включая объекты жилья и соцкультбыта.
Основанием для уменьшения налоговых обязательств являлось то, что общество посчитало ошибочным отнесение внешних инженерных сетей в состав основных средств. В проверяемом периоде передача внешних инженерных сетей в собственность г. Москвы не осуществлялась и обществом не оспаривается факт эксплуатации данных сетей.
Проверкой установлено, что сети инженерные расположены вне зданий, введены в эксплуатацию отдельными разрешениями, в связи с чем, являются отдельными объектами линейного капитального строительства, не дублирующими внутридомовые системы.
Учитывая изложенное, инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик необоснованно скорректировал налоговую базу по налогу на имущество организаций за проверяемый период.
Вместе с тем по условиям Контракта все построенные и реконструированные в рамках Контракта объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта подлежат оформлению в государственную собственность города Москвы, что подтверждается подписанным сторонами актом о результатах реализации инвестиционного проекта. В проверяемый период объекты инженерного и коммунального назначения не переданы в государственную собственность города Москвы.
Налоговый орган, не оспаривая факт возникновения по результатам исполнения инвестиционного контракта от 07.11.2005 права собственности на спорные объекты у города Москвы (в лице Департамента имущества города Москвы), считает, что до момента оформления права собственности, в частности, государственной регистрации такого права, налогоплательщик обязан учитывать такие объекты в качестве основных средств, стоимость которых учитывается при расчете налога на имущество организаций, т.к. налогоплательщиком не предоставлено документов подтверждающих выбытие основного средства из использования для получения прибыли.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 4 и 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование; объект предназначен для длительного использования.
Между тем, не любой актив может быть принят в состав основных средств при соответствии его требованиям п. 4 ПБУ 6/01.
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ документом, подтверждающим создание объекта недвижимого имущества, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В отсутствие акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта нового строительства в эксплуатацию, такой объект в бухгалтерском учете учитывается как капитальное вложение (сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы") и к нему не применяются условия принятия актива в качестве основного средства, определенные п. 4 ПБУ 6/01.
Следовательно, такой объект не может включаться в налогооблагаемую базу по налогу на имущество. Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, хоть и фактически эксплуатируемых, не позволяет принимать его к учету в качестве основных средств.
В силу пункта 2 статьи 8, статьи 131 ГК РФ, статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество (здание или сооружение) на основании статьи 219 НК РФ возникает у лица, имеющего в собственности либо на ином праве земельный участок, на котором оно возведено, с момента государственной регистрации данного права в ЕГРП.
Согласно пункту 1 статьи 1043 ГК РФ имущество, внесенное товарищами в качестве вклада, а также произведенное в результате совместной деятельности, признается их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено законом, договором либо не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1, статьей 131 ГК РФ и применительно к статье 24 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право общей долевой собственности товарищей на недвижимое имущество, внесенное ими в качестве вклада, возникает с момента его государственной регистрации. Следовательно, при создании (получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) объекта недвижимого имущества, в результате совместной деятельности товарищей, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество (здание или сооружение) признается их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено законом, договором либо не вытекает из существа обязательства.
Поскольку право собственности на спорные внешние инженерные сети, с момента их создания, т.е. получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, признается за городом Москва и возникает у последнего с момента государственной регистрации данного права, т.к. из договора, существа обязательства не вытекает, что указанное имущество является общей долевой собственностью.
В силу взятых на себя обязательств, налогоплательщик осуществляет расходы на содержание и эксплуатацию построенных и реконструированных объектов инженерного и коммунального назначения до момента государственной регистрации права собственности города Москва, что само по себе не свидетельствует о том, что налогоплательщик не предполагает последующую перепродажу (передачу) данного объекта.
Поскольку имущественных прав у налогоплательщика на спорные сети не возникло в силу инвестиционного контракта от 07.11.2005, а используются они последним в рамках процедур соблюдения процедур в сфере строительства, предусмотренных, в том числе Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, иными нормативными актами в целях нормального функционирования принадлежащих ему нежилых помещений и не используются им в целях поставки энергии третьим лицам - абонентам, на иные объекты недвижимости, в качестве сетевой организации, соответственно у него не имеется законно установленной обязанности принимать указанное имущество в качестве основного средства к себе на баланс и учитывать при формировании налоговой базы по налогу на имущество.
На основании представленных документов, судом не установлено, что с момента государственной регистрации права собственности на спорное имущество, у налогоплательщика возникнет или может возникнуть возможность использовать внешние инженерных сети иным образом.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу, что отсутствую достаточное основание для отнесения перечисленных выше объектов недвижимого имущества к основным средствам налогоплательщика, в целях исчисления налога на имущество организации.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию незаконным, нарушающим права и охраняемые интересы общества.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2020 по делу N А40-78584/20 отменить.
Признать недействительным решение ИФНС России N 43 по г.Москве от 28.11.2019 N 23-15/6342.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78584/2020
Истец: АО "ВОДНЫЙ СТАДИОН СПОРТ ИНВЕСТ"
Ответчик: ИФНС N43 по г.Москве
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ