20 сентября 2021 г. |
Дело N А83-20047/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 20 сентября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИЛС-Крым" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 июня 2021 года по делу N А83-20047/2020, принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ИЛС-Крым" к Администрации г. Симферополя Республики Крым, МКУ "Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым", при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- Государственного комитата по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИЛС-Крым" (далее - Заявитель, Общество. ООО ИЛС-Крым") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации г. Симферополя Республики Крым, в котором просило, с учетом уточненных требований, принятых к рассмотрению, признать незаконными действия Администрации г. Симферополя Республики Крым, выразившиеся в отказе от 05.11.2020 согласования схемы расположения земельного участка и заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ялтинская, 26 ООО "ИЛС Крым", обладающему на праве собственности нежилым зданием - спасательной станцией, общей площадью 151,1 кв. м, кадастровый номер 90:22:010225:2944, а также нежилым зданием - лабораторией, общей площадью 23,1 кв. м, кадастровый номер 90:22:010225:2942, расположенным по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ялтинская, 26 в аренду, противоречащими Земельному кодексу Российской Федерации; обязать Администрацию г. Симферополя Республики Крым согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Ялтинская, 26; обязать Администрации г. Симферополя Республики Крым предоставить ООО "ИЛС Крым" в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ялтинская, 26.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.06.2021 по делу N А83-14138/2020 в удовлетворении требований ООО "ИЛС Крым", было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ИЛС Крым" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить полностью решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.06.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным, в связи с чем, противоречит нормам материального и процессуального права.
23.07.2021 от ООО "ИЛС-Крым" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ООО "ИЛС-Крым".
Представители участников дела в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения от 29 апреля 2021 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ИЛС Крым" является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц. В выписке ЕГРЮЛ имеются сведения о регистрации Общества на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - регистрационный номер 37427973, дата регистрации 28.12.2010, также указаны сведения о дате внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения, - 12.11.2014, ОГРН 11492079565.
Обществом представлены в материалы дела его учредительные документы в соответствии с нормами статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом N 124-ФЗ, Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 506-ФЗ.
Так, на основании решения Исполнительного комитета Симферопольского городского совета N 1186 от 10.06.2011, ООО "ИЛС Крым" было выдано свидетельство о праве собственности на нежилые здания, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ялтинская, дом 26.
22 декабря 2016 года объекту "лаборатория", площадью 23,1 кв. м, расположенному по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ялтинская, д. 26, был присвоен кадастровый номер N 90:22:010225:2942.
23 декабря 2016 года объекту "спасательная станция", площадью 151,1 кв. м, расположенному по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ялтинская, д. 26, был присвоен кадастровый номер N 90:22:010225:2944.
22 февраля 2017 года право собственности на указанные объекты зарегистрировано Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о чем были сделаны записи N 90:22:010225:2942-90/090/2017-1 и N 90:22:010225:2944-90/090/2017-1 соответственно.
21 февраля 2019 года за вх. N 4220/40/05-06 ООО "Илс Крым" обратилось к Главе Администрации г. Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории.
Ответом от 01 марта 2019 года за исх. N 4220/40/05-06 Обществу было отказано в принятии этого заявления по мотивам не предоставлении необходимых документов, для его рассмотрения.
27 марта 2019 года за вх. N 7614/40/05-09 ООО "Илс Крым" повторно обратилось к Главе Администрации г. Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории.
Ответом от 04 апреля 2019 года за исх. N 7614/40/05-09 МКУ "Департамент развития муниципальной собственности" Заявителю было сообщено, что рассмотреть его заявление не представляется возможным, по основаниям не предоставления всех сведений об объектах недвижимости, отсутствия полномочий директора, отсутствия паспорта директора, не отображения на схеме, сведений о кадастровом плане территории.
05 апреля 2019 года Общество в третий раз обратилось к Главе Администрации г. Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории.
15 апреля 2019 года ответом за исх. N 8506/40/05-06,Общесву заинтересованным лицом было сообщено, что рассмотреть его заявление также не представляется возможным, по основаниям несоответствия представленной им схемы и объектов на ней расположенных, отсутствия полномочий директора, копии его паспорта и не соответствие цели использования земельного участка, зоне в которой он расположен.
30 апреля 2019 года ООО "ИЛС Крым" в четвертый раз обратилось с соответствующим заявлением за вх. N 11090/40/05-09.
Ответом от 08 мая 2019 года за исх. N 11090/40/05-09 Обществу было сообщено, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не согласовывает схему расположения земельного участка, в связи с его нахождением ниже высотной отметки в 293 м, то есть нахождение на временно затапливаемой территории.
14 октября 2020 года ООО "ИЛС Крым" через "Интернет-приемную портала Правительства Республики Крым" направило в адрес главы Администрации г. Симферополя Республики Крым обращение по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории.
05 ноября 2020 года за исх. N 21082/40/05-06 Обществу был дан ответ, согласно которому, поступившее обращение рассмотрено в порядке ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке обращений граждан Российской Федерации", разъяснено право на обращение в соответствии с требованиям регламента для предоставления муниципальной услуги, отмечено о необходимости предоставления документов, подтверждающих право собственности на все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке.
Посчитав, что действием по отказу в согласовании земельного участка орган нарушает его права, Общество, с учетом уточненных требований, обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Соответственно, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие действий закону и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что обращение, зарегистрированное Администрацией г. Симферополя Республики Крым за вх. N Б-735/15908 15.10.2020 и МКУ "Департамент развития муниципальной собственности" за вх. N 21082/40/05-06 20.10.2020 было зарегистрировано в порядке ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 данного Закона им регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Частью 1 ст. 9 ФЗ N 59 установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч. 1 ст. 12 письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Материалы дела свидетельствуют о ом, что поступившее обращение было рассмотрено и 05 ноября 2020 года за исх. N 21082/40/05-06, Заявителю было разъяснено то, что в соответствии с требованиями регламента для предоставления муниципальной услуги, ему необходимо предоставить документы, указанные в направленном ему ответе, отсутствие которых не позволяет Органу запустить процедуру оказания муниципальной услуги по согласованию схемы расположения земельного участка.
Бездействие в административном публичном праве представляет собой форму поведения административно-публичного органа либо должностного лица, в ходе осуществления правоприменительной деятельности, при которой с его стороны отсутствует властное правоприменительное волеизъявление.
Соответственно, следует признать, что в данном случае бездействие со стороны заинтересованного лица не было допущено. При этом, как следует из материалов дела, Заявитель обратился не в порядке, предусмотренном Законом.
Незаконные действия органа по отказу в согласовании схемы расположения земельного участка, также отсутствуют исходя из следующего.
Постановлением Администрации г. Симферополя от 25.09.2020 N 5513 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" согласно приложению.
Пунктом 1.1 этого Административного регламента установлено, что настоящий Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления и исполнения муниципальной услуги, в том числе: упорядочения административных процедур (действий); сокращения количества документов, предоставляемых гражданами для предоставления муниципальной услуги; установления ответственности должностных лиц Органа, предоставляющих муниципальную услугу, за несоблюдение ими требований Административного регламента при выполнении административных процедур (действий).
Соответственно, схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации. Схема расположения земельного участка утверждается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 9.1 Административного регламента Перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем, для получения муниципальной услуги: содержит требование о представлении заявления на предоставление муниципальной услуги, подписанное непосредственно Заявителем (Приложение N 1 к настоящему Административному регламенту).
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1. фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2. наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3. кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4. реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5. кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
6. основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса оснований, а также статьями 7, 18, 20, 20.1, 22.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений";
7. вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8. цель использования земельного участка;
9. реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10. реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11. почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;
12. документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
13. схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
14. проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
15. документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
16. заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
17. подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу;
18. документ, удостоверяющий личность Заявителя (представителя заявителя);
19. документ, подтверждающий полномочия юридического лица (в случае обращения юридического лица);
20. согласие заявителей на обработку персональных данных.
При этом, судом установлено, что такового заявления, с приложением всех необходимых документов, ООО "ИЛС Крым" подано не было, в связи с чем, рассмотрение заявления, поступившего через "Интернет-приемную портала Правительства Республики Крым", верно квалифицировано органом как обращение граждан и юридических лиц, в соответствии с ФЗ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на которое ему был дан соответствующий ответ.
Доводы Заявителя о том, что ранее им в Администрацию неоднократно подавались соответствующие заявления с приложением всех необходимых документов, судебная коллегия признает несостоятельными в силу следующего.
Ответы, отказы, полученные ранее, Заявителем в установленном порядке и сроки не оспаривались, доказательств обратного им в дело не представлено.
При этом, оспариваемый ответ Органа был дан им на заявление, рассмотренное в порядке обращения граждан, учитывая его поступление без приложения соответствующего пакета документов.
При этом, данный ответ не лишает Заявителя права обратиться в орган с соблюдением требований Административного регламента для получения соответствующей муниципальной услуги, а в случае отказа в ее предоставлении, обжаловать данный отказ в судебном порядке.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что незаконные действия заинтересованным лицом допущены не были.
Ссылка заинтересованного лица на Постановление Администрации г. Симферополя от 19.10.2018 N 5199 (ред. от 28.02.2020) "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" и о внесении изменений в постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 28.05.2015 N 356 "Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере регулирования земельных отношений", коллегией судей признается не состоятельной, поскольку Постановлением Администрации г. Симферополя от 24.09.2020 N 5470 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Симферополя Республики Крым", указанное постановление утратило силу, то есть на дату обращения Заявителя (14.10.2020), уже было не действующим. Однако, правового значения для рассмотрения настоящего спора, данное обстоятельство значения не имеет.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были, бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм процессуального и материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 июня 2021 года по делу N А83-20047/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИЛС-Крым" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Карев А. Ю. |
Судьи |
Градова О. Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20047/2020
Истец: ООО "ИЛС КРЫМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым
Третье лицо: Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, 21 ААС, Бахтигозин Дамир Вильдянович