г. Москва |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А40-60507/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Бодровой Е.В.,
судей: Титовой И.А., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "КАСКАД-ТЕЛЕКОМ" на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.06.2021 по делу N А40-60507/21,
по иску ЗАО "Каскад-телеком" (ИНН 7702353031)
к АО "НПК "ВТиСС" (ИНН 7713211631),
3-и лица: АО "РТИ", МИНОБОРОНЫ РОССИИ,
о взыскании 62 029 182 руб. 71 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: Кузнечик А.А. по доверенности от 14.08.2019,
от ответчика: Щекотков Д.И. по доверенности от 28.12.2020,
от третьих лиц: 1) Донковцев Д.Н. по доверенности от 17.12.2020, 2) не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Каскад-телеком" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "НПК "ВТиСС" (далее - ответчик) о взыскании 60 033 949 руб. 86 коп. задолженности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2021 в иске отказано.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "РТИ", Минобороны России.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, представил письменный отзыв на жалобу.
Минобороны России в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Минобороны России.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 17.11.2014 г. между истцом и ответчиком заключен договор N СТС-1/2014. В соответствии с вышеуказанным договором истец обязался выполнять работы, а ответчик принимать и оплачивать их.
В порядке ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
Истец полагает, что он свои обязательства по договору выполнил надлежащим образом, о чем свидетельствует итоговый акт приемки выполненных работ, подписанный со стороны ответчика.
Спорный договор заключен в рамках выполнения государственного оборонного заказа в интересах Министерства обороны Российской Федерации во исполнение обязательств ответчика перед АО "РТИ" по контрактам, заключённым, в свою очередь, в рамках выполнения государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014, заключенного между АО "РТИ" и Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с исполнителем, является исполнителем государственного оборонного заказа.
В кооперацию головного исполнителя при этом входит головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями. Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации является государственным заказчиком, АО "РТИ" - головным исполнителем, а ЗАО "КаскадТелеком" и АО "НПК "ВТ и СС" - исполнителями государственного оборонного заказа, как в силу договора, так и в силу закона, а отношения сторон по спорному договору регулируются, в том числе, специальными нормами Федерального закона от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Министерство обороны РФ произвело авансирование АО "РТИ" порядка 70 - 80 % от цены государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014 на выполнение ОКР шифр "Центр-2014".
В свою очередь, АО "РТИ" произвел авансирование исполнителей 1-го звена цепочки кооперации порядка 70 - 80 % от цены заключенных договоров, в число которых входит ответчик.
Ответчик, как исполнитель 1-го звена цепочки кооперации произвел авансирование исполнителей 2-го звена цепочки кооперации в размере порядка 70 - 80 % от цены заключенных договоров, в том числе ЗАО "Каскад-Телеком", исполняющее свои обязательства перед АО "НПК "ВТ и СС".
Все полученные авансовые денежные средства от АО "РТИ", АО "НПК "ВТ и СС" направило на авансирование исполнителей 2-го звена цепочки кооперации.
По условиям всех заключенных договоров, произведение окончательного расчета с участниками кооперации по ОКР "Центр-2014" поставлено в зависимость от поступления денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации.
Ответчиком произведены в пользу истца в рамках заключенных договоров следующие авансовые платежи: по договору N СТС-1/2014 от 17.11.2014 г. 140 000 000 руб. (что подтверждается платежным поручением N 2992 от 21.11.2014 г.; по договору N СТС-2/2015 от 23.04.2015 г. 507 500 000 руб. 00 коп., что подтверждается платежными поручениями N 3122 от 11.09.2015 г., N 2940 от 31.08.2015 г., N 3226 от 24.09.2015 г.; по договору N УС-1/2014 от 16.09.2014 г. 879 998 800 руб. 00 коп., что подтверждается платежными поручениями N 725 от 06.03.2015 г., N 1904 от 11.06.2015 г., N 359 от 11.02.2015 г., N 2235 от 29.09.2014 г.; по договору N Ц-19/2014 от 15.07.2014 г. - 480 000 000 руб. 00 коп., что подтверждается платежными поручениями N 1872 от 08.06.2015 г., N 1354 от 18.07.2014 г.
Таким образом, сумма авансовых платежей, перечисленных ответчиком в пользу истца ЗАО "Каскад-Телеком" в течение 2014 - 2015 года составляет 2 007 498 800 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 г. взыскано с АО "НПК "ВТиСС" в пользу ЗАО "Каскад-Телеком" 97 205 263 руб. 89 коп. задолженности, 19 776 410 руб. 94 коп. неустойки по состоянию на 31.10.2019 г., а также сумма неустойки начисленная на сумму основного долга 97 205 263 руб. 89 коп. из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ за каждый день просрочки, действующей на день фактической оплаты, начиная с 31.10.2019 г. по день фактической оплаты.
07.08.2020 г. между ЗАО "Каскад-Телеком" и АО "НПК "ВТ и СС" было заключено Соглашение о порядке погашения задолженности по договору N Ц-19/2014 от 15.07.2014 г.
В соответствии с п. 2.9. указанного соглашения, итоговая сумма оплаты в пользу ЗАО "Каскад-Телеком" составила 122 987 376 руб. 27 коп., из них: 97 205 263 руб. 89 коп. задолженности, оставшиеся 25 782 112 руб. 38 коп. складываются из сумм штрафных санкций и стоимости услуг представителя.
В дальнейшем, после частичного исполнения условий заключенного соглашения, определением Арбитражного суда города Москвы от 15.09.2020 г. по делу А40-57190/20-46-102 между ЗАО "Каскад-Телеком" и АО "НПК "ВТ и СС" было утверждено мировое соглашение на оставшуюся часть суммы.
В период с августа 2020 года по апрель 2021 года в рамках соглашения от 07.08.2020 г. ответчиком произведены в пользу истца оплаты на общую сумму 122 987 376 руб. 27 коп.
Таким образом, сумма денежных средств, перечисленных ответчиком в пользу истца по соглашению от 07.08.2020 г. в счет оплаты работ по договору N Ц-19/2014 от 15.07.2014 г. до проверки затрат комиссией государственного заказчика составила 97 205 263 руб. 89 коп.
Общая сумма денежных средств, перечисленная ответчиком в пользу истца по договору N Ц-19/2014 от 15.07.2014 г., составила 577 205 263 руб. 89 коп.
Таким образом, общая сумма произведенных ответчиком оплат в пользу истца по заключенным договорам N СТС-1/2014 от 17.11.2014 г., N СТС-2/2015 от 23.04.2015 г., N УС-1/2014 от 16.09.2014 г., N Ц-19/2014 от 15.07.2014 г. составляет 2 104 704 063 руб. 89 коп.
Фактические затраты ЗАО "Каскад-Телеком" в рамках выполнения договоров N СТС-1/2014 от 17.11.2014 г., N СТС-2/2015 от 23.04.2015 г., N УС-1/2014 от 16.09.2014 г., N Ц-19/2014 от 15.07.2014 г., заключенных с АО "НПК "ВТ и СС", приняты государственным заказчиком в общем размере 2 035 814 806 руб. 76 коп.
Таким образом, сумма произведенных ответчиком оплат в пользу истца по договорам N СТС-1/2014 от 17.11.2014 г., N СТС-2/2015 от 23.04.2015 г., N УС-1/2014 от 16.09.2014 г., N Ц-19/2014 от 15.07.2014 г. превышает сумму принятых государственным заказчиком затрат ЗАО "Каскад-Телеком".
В соответствии с п. 2 Письма ВАС от 19.02.1996 г. N С5-7/ОЗ-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе", оплата поставок продукции (работ, услуг) по оборонному заказу производится в соответствии с условиями государственного контракта (контракта).
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", выплачиваемые финансовые средства, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ, вследствие чего исполнители несут ответственность за иное использование указанных средств.
Статьей 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установлены методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу.
В частности, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ (ред. от 24.02.2021 г.) "О государственном оборонном заказе", государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством, в том числе, обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа.
Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установлено, что денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесённых исполнителями государственного оборонного заказа, так как все исполнители обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств, что также подтверждается Письмом ВАС РФ от 19.02.1996 г. N С5-7/ОЗ-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе".
Государственный заказчик в ходе выполнения государственного контракта от 06.06.2014 г. N 1416187345431010418001146/14000011 на выполнение ОКР шифр "Центр-2014" реализовал свое право на проверку затрат, понесенных исполнителями государственного оборонного заказа, путем создания соответствующей комиссии.
Комиссия Государственного заказчика при участии 402 ВП МО РФ осуществила проверку затрат исполнителей, в частности, исполнителя 2-го звена цепочки кооперации ЗАО "Каскад-Телеком", и пришла к выводу о частичном исключении затрат ЗАО "Каскад-Телеком" на общую сумму 430 976 581 руб. 40 коп., в связи с их необоснованностью, что подтверждается письмом-разъяснением государственного заказчика от 13.04.2021 г.
Всего в результате проверки затрат комиссией государственного заказчика у всей кооперации исполнителей ОКР "Центр-2014" непринято затрат на сумму 2 338 989 044 руб. 52 коп. Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2020 г. года по делу N А40-228105/19, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 г., с АО "РТИ" в пользу Минобороны России в рамках государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014 г. на выполнение ОКР шифр "Центр-2014" взыскана сумма денежных средств в размере 2 338 989 044 руб. 52 коп., государственный контракт расторгнут.
Указанная сумма денежных средств является суммой непринятых (исключенных) затрат исполнителей кооперации по ОКР шифр "Центр-2014" в результате проверки затрат комиссией государственного заказчика в рамках государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014 г.
Вышеуказанная задолженность является разницей между выплаченным государственным заказчиком авансом в пользу кооперации исполнителей и суммой принятых затрат по результатам их проверки.
Задолженность в указанном размере подлежит возврату участниками кооперации по ОКР шифр "Центр-2014" в пользу АО "РТИ" для последующего перечисления государственному заказчику.
При этом, задолженность АО "РТИ" перед государственным заказчиком в рамках государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014 г. складывается из непринятых затрат исполнителей ОКР "Центр-2014", в том числе непринятых затрат ЗАО "Каскад-Телеком" на общую сумму 430 976 581 руб. 40 коп.
Сумма уплаченных ответчиком в пользу истца денежных средств по всем заключенным договорам в рамках вышеупомянутого государственного контракта превышает сумму затрат ЗАО "Каскад-Телеком", принятых комиссией государственного заказчика и 402 ВП МО РФ.
Таким образом, частичное исключение затрат ЗАО "Каскад-Телеком" комиссией государственного заказчика, при участии 402 ВП МО РФ, осуществлено в соответствии с нормами ФЗ от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установлено, что денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесённых исполнителями государственного оборонного заказа, так как все исполнители обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств, что также подтверждается Письмом ВАС РФ от 19.02.1996 г. N С5-7/03-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе".
В порядке ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией).
Финансирование кооперации исполнителей в рамках ОКР шифр "Центр-2014" осуществлялось государственным заказчиком Министерством обороны Российской Федерации за счет бюджетных денежных средств. Бюджетные денежные средства перечислялись Минобороны России в пользу АО "РТИ", АО "РТИ" в пользу ответчика, ответчиком, в свою очередь, в пользу истца.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
По мнению истца ЗАО "Каскад-Телеком", решение суда первой инстанции в части договора N Ц-19/2014 от 15.07.2014 противоречит вступившим в законную силу судебным актам по делам N А40-165894/18, А40-93137/19, А40-179730/18, А40-57190/20.
В рамках дела N А40-57190/20 Арбитражным судом города Москвы рассматривалось заявление ЗАО "Каскад-Телеком" от 25.03.2020 о признании АО "НПК "ВТ и СС" несостоятельным (банкротом).
В рамках указанного дела сторонами было заключено Мировое соглашение о погашении оставшейся суммы задолженности по договору N Ц-19/2014 от 15.07.2014 - на дату утверждения Мирового соглашения от 15.09.2020 большая часть задолженности уже была погашена в рамках внесудебного Соглашения о погашении задолженности от 07.08.2020 (том 5, лист 96), которое было заключено ранее даты утверждения Мирового соглашения.
В ходе данного судебного разбирательства арбитражным судом не рассматривались и не устанавливались фактические обстоятельства, связанные с выполнением сторонами своих обязательств по договорам в рамках ОКР "Центр-2014".
Кроме того, Мировое соглашение было утверждено до момента рассмотрения Заявления по существу -после нескольких отложений судебного заседания в связи с намерениями сторон урегулировать спор.
Таким образом, Решение суда первой инстанции от 28.06.2021 по настоящему делу ни в чем не противоречит делу N А40-57190/20, в рамках которого предполагалось рассмотрение Заявления о банкротстве, но производство по делу было прекращено в связи с утверждением судом Мирового соглашения.
Настоящее судебное дело как и дело N А40-195922/2020 не является аналогичным делам N А40-179730/18, N А40-93137/19, N А40-72979/18, на которые ссылается ЗАО "Каскад-Телеком", поскольку, как ранее было установлено судом кассационной инстанции в деле N А40-195922/2020, указанные дела рассматривались по иным основаниям и имеющимся в материалах дела доказательствам, АО "НПК "ВТ и СС" в отсутствие результатов рассмотрения затрат ЗАО "Каскад-Телеком" занималась иная позиция по делу, судами не исследовались представленные доказательства и не давалась оценка фактам и обстоятельствам, изложенным в судебных документах Ответчика АО "НПК "ВТ и СС".
Таким образом, Решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу не противоречит делам N А40-93137/19, N А40-179730/18, так как настоящее судебное дело не является аналогичным указанным делам, что было установлено, в частности, судом кассационной инстанции в Постановлении от 25.06.2021 по аналогичному делу N А40-195922/2020.
Дело N А40-165894/18, о противоречии с которым заявляет ЗАО "Каскад-Телеком" рассмотрено судом в ноябре 2018 года, Решение вступило в законную силу 18.02.2019. В рамках указанного дела рассматривались требования о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по договору.
Данное дело также рассмотрено до момента получения сторонами и судом информации о результатах рассмотрения фактических затрат истца ЗАО "Каскад-Телеком" комиссией Государственного заказчика и 402 ВП МО РФ.
Судом первой инстанции при принятии решения от 28.06.2021 учтены указанные факты и обстоятельства, которые ранее не были известны сторонам и суду, судом дана оценка представленным в дело доказательствам, ранее отсутствовавшим у сторон.
ЗАО "Каскад-Телеком" не соглашается с выводами суда первой инстанции о фактическом отсутствии у Ответчика АО "НПК "ВТ и СС" задолженности перед ЗАО "Каскад-Телеком" в рамках всех заключенных сторонами договоров в рамках ОКР "Центр-2014", полагает, что суд первой инстанции принял без проверки позицию АО "НПК "ВТ и СС", которая касается иных договоров, споры по которым являются отдельными судебными процессами.
В рамках ОКР "Центр-2014" между АО "НПК "ВТ и СС" и ЗАО "Каскад-Телеком" было заключено четыре договора, выполнение обязательств по которым, предполагало единый результат - составную часть опытно-конструкторской работы "Национальный центр управления обороной Российской Федерации".
После заключения договоров и получения авансовых денежных средств от Головного исполнителя АО "РТИ", АО "НПК "ВТ и СС" произвел авансирование ЗАО "Каскад-Телеком" пропорционально полученным денежным средствам - в размере порядка 70-80 % от цен заключенных договоров.
Все полученные АО "НПК "ВТ и СС" денежные средства от Головного исполнителя АО "РТИ" были распределены между участниками кооперации ОКР "Центр-2014".
По условиям всех заключенных кооперацией договоров предполагалось, что окончательный расчет за выполненные работы будет произведен после выполнения работ и поступления денежных средств от Государственного заказчика -Минобороны России в адрес Головного исполнителя АО "РТИ", от АО "РТИ" в адрес исполнителей 1-го звена цепочки кооперации, в том числе АО "НПК "ВТ и СС", от АО "НПК "ВТ и СС" в адрес исполнителей 2-го звена цепочки кооперации, в том числе ЗАО "Каскад-Телеком" и так далее по цепочке.
Однако, 30.12.2016 решением Министра обороны Российской Федерации работы по Государственному контракту приостановлены, с 26.12.2016 создана межведомственная комиссия Государственного заказчика по приемке фактических затрат, понесенных при выполнении ОКР "Центр-2014" (Приложение N 11 к Отзыву на исковое заявление исх. N ВТ/И-927/04/21-ОИ от 22.04.2021 года - том 4, лист 126).
В целях установления итогового результата рассмотрения комиссией Государственного заказчика и 402 ВП МО РФ (закрепленное ВП за ЗАО "Каскад-Телеком") фактических затрат ЗАО "Каскад-Телеком", понесенных по четырем договорам в рамках ОКР "Центр-2014", Головной исполнитель АО "РТИ" обратился с соответствующим запросом в адрес Государственного заказчика исх. N РТ/И-410/01/21-ОИ от 29.03.2021 (Приложение N 31 к Отзыву на исковое заявление - том 5, лист 83).
По мнению ЗАО "Каскад-Телеком", суд первой инстанции допустил двойной зачет одних и тех же сумм - в рамках данного судебного процесса и в рамках иных судебных дел. ЗАО "Каскад-Телеком" полагает, что АО "НПК "ВТ и СС" необходимо было или заявить о зачете или подать встречный иск.
Данный довод ЗАО "Каскад-Телеком" является несостоятельным по следующим основаниям.
Сумма требований, предъявленных в настоящее время ответчиком истцу в рамках всех существующих процессов (N А40-255040/2020, N А40-124647/2021) составляет 68 889 257,13 рублей.
Вышеуказанная сумма требований АО "НПК "ВТ и СС" предъявленных ЗАО "Каскад-Телеком" не выходит за рамки существующей переплаты и полностью ей соответствует.
Предъявленные АО "НПК "ВТ и СС" в рамках всех судебных процессов требования к ЗАО "Каскад-Телеком" скорректированы с учетом состоявшегося Решения по настоящему делу от 28.06.2021 путем подачи ходатайства об изменении размера требований в деле N А40-124647/2021.
Более того, АО "НПК "ВТ и СС" обратилось к ЗАО "Каскад-Телеком" с письмом исх. N ВТ/И-1793/04/21-ОИ от 23.08.2021, в котором предложил истцу заключить соглашение о зачете встречных требований с приложением двух экземпляров подписанного со своей стороны Соглашения о зачете.
Ответа от ЗАО "Каскад-Телеком" на предложение ответчика не поступило.
По четырем заключенным между сторонами договоров в рамках ОКР "Центр-2014" истцом были получены авансовые денежные средства от АО "НПК "ВТ и СС" в размере 70 - 80% от цен заключенных договоров.
Часть денежных средств была оплачена АО "НПК "ВТ и СС" в пользу истца по Соглашению от 07.08.2020 до момента получения результатов рассмотрения затрат ЗАО "Каскад-Телеком", о чем указывалось ранее.
В результате проверки затрат ЗАО "Каскад-Телеком" комиссией Государственного заказчика и 402 ВП МО РФ, частично затраты ЗАО "Каскад-Телеком" были исключены и размер принятых затрат по договорам N Ц-19/2014 от 15.07.2014, N СТС-2/2015 от 23.04.2015 превысил сумму полученных авансовых денежных средств по указанным договорам.
В общем по всем четырем договорам, заключенным сторонами в рамках ОКР "Центр-2014" сумма полученных ЗАО "Каскад-Телеком" авансов, превысила сумму принятых Государственным заказчиком и 402 ВП МО РФ затрат ЗАО "Каскад-Телеком" на 68 889 257,13 рублей, при этом по договорам в частности имеются как переплаты, так и остаточные платежи.
При этом, пунктом 6 Соглашения устанавливается, что сумма произведенных АО "НПК "ВТ и СС" оплат в пользу ЗАО "Каскад-Телеком" превышает сумму принятых затрат ЗАО "Каскад-Телеком" по результатам их проверки Государственным заказчиком на 68 889 257,13 рублей.
Пунктом 7 Соглашения АО "НПК "ВТ и СС", после проведения зачета требований, отказывается от взыскания с ЗАО "Каскад-Телеком" сумм неосновательного обогащения (неотработанных авансов) сверх суммы 68 889 257,13 рублей.
До настоящего времени ЗАО "Каскад-Телеком" Соглашение о зачете требований не подписал, какого-либо ответа на письмо с предложением заключить Соглашение о зачете не представил.
Факт подписания АО "НПК "ВТ и СС" со своей стороны Соглашения о зачете требований в редакции, согласно которой, АО "НПК "ВТ и СС" отказывается от взыскания с ЗАО "Каскад-Телеком" денежных средств сверх суммы имеющейся переплаты, а также факт соответствия размера предъявленных требований АО "НПК "ВТ и СС" к ЗАО "Каскад-Телеком" сумме переплаты, полностью исключают двойной зачет сумм.
ЗАО "Каскад-Телеком" полагает, что довод АО "НПК "ВТ и СС" о совершении платежей по договору N Ц-19/2014 от 15.07.2014 в пользу истца в период с августа 2020 года по апрель 2021 года до проверки затрат комиссией Государственного заказчика противоречит преюдиции.
ЗАО "Каскад-Телеком" смешивает два разных обстоятельства - проверку комиссией Государственного заказчика затрат кооперации исполнителей ОКР "Центр-2014" в целом и получение АО "НПК "ВТ и СС" информации (письма - разъяснения Государственного заказчика) о рассмотрении затрат конкретного исполнителя, а именно - ЗАО "Каскад-Телеком".
Итоговый акт подкомиссии по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных (приобретенных) при выполнении ОКР "Центр-2014" утвержден 14.12.2018 Заместителем Министра обороны Российской Федерации А.Ю. Криворучко.
Однако, расторжение Государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014 на выполнение ОКР шифр "Центр-2014" между Государственным заказчиком Министерством обороны Российской Федерации и Головным исполнителем АО "РТИ", а также установление окончательной суммы непринятых затрат кооперации исполнителей, в том числе исполнителя ЗАО "Каскад-Телеком", подлежащей возврату в пользу Государственного заказчика, состоялось в рамках судебного дела А40-228105/19, Решение по которому вступило в законную силу только 15.07.2020 года.
Впоследствии, после вступления Решения суда по указанному делу в законную силу, Головным исполнителем АО "РТИ" с сопроводительным письмом исх. N РТ/И-1633/01/20-дсп от 07 октября 2020 года (том 3, лист 42) в адрес АО "НПК "ВТ и СС" направлены Выписка из итогового акта и фрагмент Итогового акта в части касающейся АО "НПК "ВТ и СС".
При этом, как было установлено в рамках аналогичных дел, Итоговый акт подкомиссии (Выписка из него и его фрагмент) содержат информацию о размере принятых и отклоненных затрат АО "НПК "ВТ и СС" и ряда исполнителей, заключивших договоры с Головным исполнителем АО "РТИ".
Итоговый акт подкомиссии не содержат сведений о размере принятых и отклоненных затрат ЗАО "Каскад-Телеком" и исполнителей, заключивших договоры с АО "НПК "ВТ и СС" (2-е, 3-е звено цепочки кооперации и т.д.). Затраты ЗАО "Каскад-Телеком" включены в состав затрат АО "НПК "ВТ и СС".
Таким образом, выводы суда в Решении от 28.06.2021 в части совершения АО "НПК "ВТ и СС" платежей в пользу ЗАО "Каскад-Телеком" до момента получения информации о размере принятых и отклоненных затрат ЗАО "Каскад-Телеком" полностью подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и является правомерным и обоснованным. Итоговый акт, утвержденный 14.12.2018, а также его фрагменты, выписки из него, копии не содержат информации о результатах рассмотрения затрат ЗАО "Каскад-Телеком".
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Арбитражный суд города Москвы полно, всесторонне и объективно установил и рассмотрел обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2021 по делу N А40-60507/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Бодрова |
Судьи |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60507/2021
Истец: ЗАО "КАСКАД-ТЕЛЕКОМ"
Ответчик: АО "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ"
Третье лицо: АО "РТИ", МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-32707/2021
16.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51810/2022
28.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-32707/2021
17.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52379/2021
28.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-60507/2021