г. Хабаровск |
|
20 сентября 2021 г. |
А73-20411/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: Ветрик Н.С., представитель по доверенности от 30.12.2020 N 1-3/8489, срок действия до 31.12.2021 (представлены копии паспорта, диплома о высшем юридическом образовании) (после перерыва);
от комитета государственного финансового контроля правительства Хабаровского края: Балацкий Д.Ю., представитель по доверенности от 12.01.2021 N 12.3.58-90, срок действия до 31.12.2021 (представлены служебное удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании);
от министерства строительства Хабаровского края: Петрова М.В., представитель по доверенности от 30.12.2020 N 13, срок действия по 31.12.2021 (представлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании);
от муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре": Клименко И.А., представитель по доверенности от 05.04.2021 N 04-09/779, срок действия до 31.12.2021 (представлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании) (после перерыва);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 25.06.2021
по делу N А73-20411/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
к комитету государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края
третьи лица: министерство строительства Хабаровского, муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре"
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
управление архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ИНН 2703000463, ОГРН 1022700527376, далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным представление от 17.11.2020 N 19 комитета государственного финансового контроля правительства Хабаровского края (далее - комитет).
Определением от 14.01.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство строительства Хабаровского края (далее - министерство), муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.06.2021 в удовлетворении заявленных управлением требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 25.06.2021 по делу N А73-20411/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По ходатайству управления в порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании 07.09.2021 объявлялся перерыв до 14.09.2021.
Определением от 14.09.2021 в составе суда по настоящему делу: Е.Г.Харьковская, Е.В.Вертопрахова, Е.А.Швец произведена замена ввиду болезни судьи Е.А. Швец на судью Мильчину И.А. Судебное разбирательство произведено сначала.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, по изложенным в отзыве основаниям. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители комитета и министерства против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.06.2021 по делу N А73-20411/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (часть 3 статьи 265 БК РФ).
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
С 21.09.2020 по 09.10.2020 комитетом в соответствии с пунктом 4.1 плана осуществления внутреннего государственного финансового контроля на 2020 год и на основании распоряжения от 04.09.2020 N 74-р в отношении управления проведена камеральная проверка соблюдения условий предоставления субсидии, предоставленной из краевого бюджета на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства муниципальной собственности (инженерная школа в г.Комсомольске-на-Амуре. Реконструкция нежилого здания по ул. Вокзальная, 39 в части достижения установленных показателей результативности использования субсидии и соблюдения порядка возврата средств в краевой бюджет. Проверяемый период: 2017-2019 (при необходимости иные периоды).
Реконструкция нежилого здания по ул. Вокзальная, 39) в сумме 27 618 688,83 руб. за счет средств краевого бюджета, в том числе: по коду бюджетной классификации 861 0702 030020С140 522 в сумме 20 094 976,50 руб. (133 966 510 руб. х 15 %), по коду бюджетной классификации 861 0702 0300R1122И 522 в сумме 7 523 712,33 руб. (50 158 082,17 руб. х 15 %).
В ходе проверки были выявлены бюджетные нарушения на сумму 25 110 784,72 руб. Нарушение требований, установленных подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 соглашения на 2017 год. По состоянию на 01.01.2018 не соблюден график выполнения мероприятий по строительству объекта по показателю "уровень технической готовности объекта" на 1,5 % Нарушение требований, установленных подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 соглашения на 2018 год. По состоянию на 01.01.2019 не соблюден график выполнения мероприятий по строительству объекта по показателю: "уровень технической готовности объекта" на 21,8 %. Объект в эксплуатацию не введен.
Нарушены требования пункта 15 порядка предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, являющегося приложением N 9 к государственной программе Хабаровского края "Развитие образования в Хабаровском крае", утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 05.06.2012 N 177-пр, пункта 5.3 раздела V соглашения на 2018 год. Не обеспечен возврат средств субсидии, в случае не достижения значений показателей результативности использования субсидии (соблюдения графика выполнения мероприятий по строительству объекта: инженерная школа в г. Комсомольске-на-Амуре.
Данные нарушения отражены в акте камеральной проверки от 09.10.2020.
Комитетом по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений управления внесено представление N 19 о возврате средств краевого бюджета на счет министерства.
О незаконности представления управление обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статьям 135, 139 БК РФ предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам межбюджетных трансфертов на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, называемых субсидиями местным бюджетам.
Статьей 136 БК РФ для всех межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (кроме субвенций), то есть и для субсидий местным бюджетам, установлены основные условия их предоставления, одним из которых является соблюдение соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности определен приложением N 9 к государственной программе Хабаровского края "Развитие образования в Хабаровском крае", утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 05.06.2012 N 177-пр.
Подпунктом 7 пункта 4 порядка предоставления субсидии (в редакции от 27.12.2018) установлено, что одним из условий предоставления субсидии является возврат муниципальным образованием края средств субсидии в соответствии с пунктами 15-18 настоящего Порядка.
Согласно пункту 15 Порядка предоставления субсидии, в случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря предоставления субсидии не достигнуто значение показателя результативности использования субсидии, установленного абзацем первым пункта 5 порядка, и в срок до 01 июня, следующего за годом предоставления субсидии, указанное не достижение не устранено, объем средств, соответствующий 15 процентам объема субсидии (за исключением субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета), использованной в отчетном финансовом году, подлежит возврату из бюджета получателя субсидии в краевой бюджет в срок до 01 июля, следующего за годом предоставления субсидии.
Реконструкция нежилого здания по ул. Вокзальная, 39 в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие образования в Хабаровском крае".
Согласно перечню главных администраторов доходов местного бюджета, являющимся приложением к решению Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13.12.2017 N 134 "О местном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" управление являлось главным администратором доходов местного бюджета по главе 013 коду дохода бюджета 2 02 20077 04 0000 151 "Субсидии бюджетам городских округов на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности".
Между министерством и управлением заключено соглашение от 15.03.2018 о предоставлении субсидии из краевого бюджета муниципальному образованию края на софинансирование расходных обязательств муниципального образования края по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства муниципальной собственности на 2018 N 5 (далее - соглашение на 2018) и дополнительные соглашения к нему от 28.03.2018 от 27.04.2018, от 06.07.2018.
Установлены значения показателей результативности предоставления субсидии: "техническая готовность объекта на конец отчетного периода" - 100,0%, срок ввода в эксплуатацию 2018 год.
Согласно пункта 2.2 соглашения на 2018 год установлена обязанность получателя субсидии по обеспечению соблюдения графика выполнения мероприятий по строительству объекта.
На основании данных отчета по объекту по состоянию на 01.01.2019, и учетным документам уровень технической готовности объекта составил 78,2 %, ниже планового значения на 21,8 %.
Уровень технической готовности объекта по состоянию на 01.06.2019 составил 85,90 %, ниже планового значения на 14,1 %.
Подлежащие возврату в краевой бюджет средства субсидии, вследствие не достижения значений показателя результативности использования субсидии, по состоянию на 09.10.2020 управлением в краевой бюджет не возвращены.
Довод жалобы о том, что невозможность исполнение условий соглашения явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, отклоняется. Отсутствуют документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств. Согласно статье 270.2 БК РФ, пункту 7 стандарта не следует, что вынесение представления каким-либо образом зависит от наличия (отсутствия) вины получателя субсидии или обстоятельств непреодолимой силы, способствующих допущенному нарушению.
Не обоснован довод жалобы о том, что в процессе выполнения строительно-монтажных работ на объекте были выявлены дефекты основных конструктивных элементов реконструированного здания инженерной школы - блока N 1 (1956 года постройки, препятствующие производству работ на объекте в запланированные сроки). Являясь заказчиком по объекту, и администрация г. Комсомольска-на-Амуре в целом, как балансодержатель данного здания, при должной степени заботливости и осмотрительности должна владеть информацией об общем состоянии здания и его износе, и обеспечить качественную подготовку результатов инженерных изысканий и проектной документации. В материалы дела не представлены документы о внесении изменений в приведенные выше нормативные документы.
Отклоняется довод жалобы о том, что причиной не освоения предоставленных средств субсидии явилось нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов. Соблюдение качества работ и графика их выполнения подрядными организациями своевременно должно контролироваться управлением, получателем субсидии.
Довод жалобы о том, что действие пунктов 16-19 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" приостановлено до 01.01.2022 (постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 559) отклоняется, поскольку согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 559 "О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, приостановлении действия пунктов 16 - 20(1) указанных Правил и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020, а нарушение обязательств по соглашению допущено в 2018 году.
Довод жалобы о том, что от министерства не поступала информация об объеме средств, подлежащих возврату и отсутствует основание для осуществления возврата со ссылкой на обязанность министерства по пункту 6.7 порядка предоставления субсидии, отклоняется, так как это условие введено в действие постановлением правительства Хабаровского края от 16.12.2019 N 548-пр в связи с чем не применимо к правоотношениям сторон, возникшим ранее указанной редакции порядка.
Не несостоятелен довод жалобы о том, что заключение на 2019 год соглашения о софинансировании расходов на строительство объекта от 17.06.2019 N 7 признает причины нарушения графиков строительства уважительными. Целью соглашения о предоставлении субсидии на строительство объекта "инженерная школа в г.Комсомольске-на-Амуре, реконструкция нежилого здания по ул. Вокзальная, д.39". - необходимость завершения строительства объекта с учетом не достижения значений показателей результативности использования средств субсидии.
Введение объекта в эксплуатацию с нарушением установленных сроков не является основанием для освобождения получателя субсидии от выполнения представления комитета.
На основании изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии обжалуемого представления комитета законодательству. Оно не нарушает права и законные интересы управления в сфере осуществления деятельности, поскольку возлагает на него законную обязанность, регламентированную действующим законодательством в сфере бюджетного регулирования.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.06.2021 по делу N А73-20411/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20411/2020
Истец: Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство строительства Хабаровского края, НП Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства г. Комсомольска--Амуре"