г. Москва |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А40-240956/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 июня 2021 года по делу N А40-240956/2020, принятое судьей О.А. Акименко в порядке упрощенного производства,
по иску ПАО "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692, юр.адрес: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского, д. 43) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, юр.адрес: г. Москва, ул. Знаменка, д. 19) о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее - ПАО "Расноярскэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ, ответчик) о взыскании задолженности в размере 4 266 рублей 89 копеек, а также госпошлины в размере 2 000 рублей.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.06.2021 исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для рассматриваемого спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в обоснование своих требований истец сослался на то, что ПАО "Красноярскэнергосбыт" на розничном рынке электроэнергетики является Гарантирующим поставщиком, поставляющим потребителям электрическую энергию в необходимом для них количестве. Канское межрайонное отделение является структурным подразделением ПАО "Красноярскэнергосбыт" и осуществляет часть предоставленных ему юридическим лицом функций по продаже электроэнергии.
Жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г.Канск, ул. Герцена-9, д. 24, кв. 30 является государственной собственностью, что подтверждается выпиской из домовой книги, ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Канска от 21.09.2020 N 1597, закреплено за Министерством обороны Российской Федерации.
Частью 1 ст. 157.2 ЖК РФ регламентировано, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье -собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Канск, ул. Герцена-9, д. 24 от 11.09.2018 было принято решение о заключении собственниками жилых помещений МКД договора о предоставлении коммунальной услуги по электрической энергии с ресурсоснабжающей организацией с 01.10.2018.
На основании изложенного, а также в соответствии с ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ ПАО "Красноярскэнергосбыт" приняты на прямые расчеты жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме.
Так в отсутствие письменного договора энергоснабжения в период с 19.01.2019 по 26.06.2019 истцом осуществлена поставка электрической энергии в дом N 24, по ул. Герцена-9 в г. Канске Красноярского края, в том числе в квартиру N 30, что подтверждается финансово-лицевым счётом N111203062390, в котором содержатся сведения о начислениях и оплатах за потребленную электроэнергию.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
При этом, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно ответу Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Канска от 21.09.2020 N 1597 жилое помещение расположенного по адресу: г.Канск, ул. Герцена-9, д. 24, кв. 30, не значится в реестре муниципальной собственности г. Канска Красноярского края, а является собственностью Министерства обороны РФ.
За период с 19.01.2019 по 26.06.2019 истцом в указанное жилое помещение, поставлено электроэнергии в объеме 1 008 кВт*ч на общую сумму 4 266 рублей 89 копеек.
Учитывая, что в жилом помещении отсутствует прибор учета, определение объема произведено расчетным способом, предусмотренным абз. 3 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Так, в соответствии с абз. 3 п. 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Расчет объема поставленной электроэнергии в период с 19.01.2019 по 26.06.2019 произведен с применением норматива, установленного постановлением Правительства Красноярского края от 11.10.2016 N 518-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Красноярского края".
При расчете за потребленную электроэнергию применен тариф, установленный министерством тарифной политики Красноярского края.
Таким образом, истцом правильно определен размер платы ответчика за потребленную электрическую энергию, а поскольку ответчик обязательства оплаты за поставленную энергию не исполнил, на его стороне образовалась задолженность в размере 4 266 рублей 89 копеек.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда первой инстанции по существу заявленных требований и подлежат отклонению на основании следующего.
Вопреки позиции заявителя, по смыслу положений статей 67, 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую, помимо прочего, плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе отопление и горячее водоснабжение).
Факт поставки электричкой энергии в отсутствие договора энергоснабжения подтверждается финансово-лицевым счетом N 111203062390, в котором содержатся сведения о начислениях и оплатах за потребленную электроэнергию.
Обязанность у собственника по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает непосредственно в силу закона и ненаправление платежных документов не является основанием для его освобождения от внесения такой платы.
Учитывая, что в жилом помещении отсутствует прибор учета, расчет правомерно произведен расчетным способом, предусмотренным абз. 3 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции неправомерно взыскал денежные средства за поставку коммунального ресурса, ввиду отсутствия доказательств принадлежности вышеуказанной квартиры Российской Федерации, подлежит отклонению исходя из следующего.
В соответствии с п. 1. ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом в силу положений ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Из изложенного следует, что сведения, размещенные в ЕГРН являются не единственным источником, подтверждающим возникновение права собственности на объект недвижимости.
Такая правовая позиция отражена в решении Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2021 по делу А40-210785/20 вступившим в законную силу, между теми же сторонами в отношении того же жилого помещения, но за иной спорный период, которым установлено, что жилое помещение, расположенное в Красноярском крае, г. Канска, ул. Герцена - 9, д. 24, кв. 30 является собственностью Российской Федерации.
Так, согласно сведениям, представленным из КУМИ г. Канска жилое помещение в реестре муниципальной собственности города не значилось, закреплено за Министерством обороны.
Аналогичные данные приведены в выписке из домовой книги, а также ответе ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
В ПАО "Красноярскэнергосбыт", как управляющую организацию в июле 2019 обратилась Рыбченко В. В. для постановки на государственный учет зарегистрированных граждан, представила копию договора найма служебного помещения от 27.06.2019, согласно условиям которого, жилое помещение, расположенное по адресу Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, д. 24 кв. 30, Министерством обороны, действующим в интересах собственника Российской Федерации передано нанимателю для проживания, указанное подтверждается выпиской из домовой книги.
Таким образом, приведенные доказательства свидетельствуют о принадлежности указанного жилья Российской Федерации, при этом от имени собственника распоряжается имуществом Министерство обороны РФ.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2021 года по делу N А40-240956/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-240956/2020
Истец: ПАО "КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ