20 сентября 2021 г. |
Дело N А83-1017/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 20 сентября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г., Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2021 года по делу N А83-1017/2020 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жнива" к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора - Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Администрация города Ялты Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным отказа и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жнива" (далее - Общество, ООО "Жнива") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Комитете, Госкомрегистр), в котором просило суд признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации права собственности за ООО "Жнива" на объект незавершенного строительства - нежилое здание, с кадастровым номером 90:25:010109:8273, расположенное по адресу: РФ, Республика Крым, г. Ялта, ул. Ореховая, д. 23а, оформленное сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 31.10.2019 N 90/016/165/2019-58; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить допущенные нарушения прав ООО "Жнива" путем осуществления действий по государственной регистрации права собственности за ООО "Жнива" на объект незавершенного строительства - нежилое здание с кадастровым номером 90:25:010109:8273, расположенный по адресу: РФ, Республика Крым, г. Ялта, ул. Ореховая, д. 23а, в пятидневный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Заявленные требования были мотивированы отсутствием у Комитета правовых оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, поскольку для государственной регистрации права представлено Госкомрегистру разрешение на выполнение строительных работ N 684 от 13.08.2009 и заверенная копия договора аренды земельного участка, на котором был расположен объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.04.2021, заявленные требования ООО "Жнива" были удовлетворены полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.04.2021 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Заявителя в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, ООО "Реал-Веб-Крым" непрерывно владеет и пользуется нежилым помещением по ул. Стахановцев, 3 в г. Симферополе с 2007 года на основании типового Договора аренды нежилых помещений, принадлежащих коммунальной собственности г. Симферополя N 47/5 от 01.08.2007, а впоследствии и заключенного с Администрацией города Симферополя Республики Крым на новый срок, договора аренды нежилых помещений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым N 420 П/А от 21.10.2019.
18.05.2020 за исх. N 48 ООО "Реал-Веб Крым" обратилось с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Муниципальным казённым учреждением Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым 21.05.2020 за исх. N 8660/40/05-09 Обществу было отказано в приобретении арендованного имущества. В этой связи, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что 28.05.1998 между Фондом имущества Автономной Республики Крым (продавец) и производственно-коммерческой фирмой "Жнива" ЛТД (правопредшественник ООО "Жнива) был заключен договор купли-продажи незавершенного строительством детского сада ААОN 735141 на 280 мест по ул. Ореховой в г. Ялта, расположенного на земельном участке площадью 1,2 га, с правом завершения строительства и изменением профиля объекта. 22.07.2002 Ялтинским БТИ былы осуществлена регистрация права собственности Общества на данный объект.
17.12.2004 между Ялтинским городским советом (арендодатель) и ООО "Жнива" (арендатор) сроком на 50 лет для строительства и обслуживания пансионата с лечением оздоровительного профиля (реконструкция детского сада незавершенного строительством) был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,6870 га, расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Ореховая, 23А, на котором были расположены строения и сооружения.
Так, 04.11.2004 границы участка были вынесены в натуру, а 29.12.2004 на основании соответствующего акта приема-передачи земельный участок, являющийся предметом договора, был передан в аренду Обществу.
13.08.2008 Обществом было получено в Инспекции ГАСК разрешение на выполнение строительных работ N 684 "Пансионат с лечением оздоровительного профиля (реконструкция детского сада, незавершенного строительством" в соответствии с проектной документацией (приказ от 03.07.2008 N 21Р), положительного заключения N 1118-06-2005 государственной службы "Укривестэкспертиза" в АР Крым от 01.07.2008 N 1738.
При этом, земельный участок, как ранее учтенный, был поставлен на государственный кадастровый учет Российской Федерации с присвоением ему кадастрового номера 90:25:010109:413 и внесением сведений о расположении на нем объектов недвижимости с кадастровыми номерами 90:25:010109:432, 90:25:010109:8273, 90:25:010109:8279.
Из материалов дела также следует, что ООО "Жнива" 28.03.2017 обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении в порядке переоформления права аренды земельного участка площадью 6 870 кв. м, расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Ореховая, 23А, с приложением подлинника договора аренды от 17.12.2004, что в полной мере согласуется с требованиям ст. ст. 3 и 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и подп. 3 п. 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313.
При этом, судом установлено, что Обществом до настоящего времени право аренды не переоформлено, подлинник договора от 17.12.2004 Заявителю возвращен не был. К тому же, нахождение в Департаменте подлинника договора не позволило Обществу предоставить его в регистрирующий орган при подаче заявления о государственной регистрации права собственности.
23.07.2019 ООО "Жнива" обратилось в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 90:25:010109:8273, общей площадью 5228,3 кв. м, расположенный по адресу: ул. Ореховая, 23А, г. Ялта, Республика Крым, приложив к заявлению следующий пакет документов: копию нотариально удостоверенного договора аренды от 17.12.2004, решение Исполнительного комитета Ялтинского городского совета АРК от 13.11.2006 N 1830, разрешение Инспекции ГАСК на выполнение строительных работ от 13.08.2008 N 684.
Однако, 01.08.2019 государственным регистратором было принято решение N 90/016/165/2019-58 о приостановлении государственной регистрации вышеуказанного объекта незавершенного строительства ввиду отсутствия подтверждения со стороны Службы государственного строительного надзора Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым выдачи разрешения Инспекции ГАСК на выполнение строительных работ от 13.08.2008 N 684, невозможности установления достоверности указанных в нем сведений, а также непредставления оригинала правоустанавливающего документа на земельный участок - договора аренды от 17.12.2004.
По истечении срока для приостановления регистрационных действий, 31.10.2019 в осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении названного объекта Обществу было отказано применительно к ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) (сообщение об отказе в государственной регистрации N 90/016/165/2019-58).
Основания для отказа в государственной регистрации были аналогичны указанным в решении N 90/016/165/2019-58 о приостановлении государственной регистрации.
Не согласившись с сообщением об отказе в государственной регистрации от 31.10.2019, ООО "Жнива", полагая, что он не соответствует нормам действующего законодательства, и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд с данным заявлением.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители участников дела в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения от 26 апреля 2021 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из статьи 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснили, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав закреплено в части 12 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ст. 9 Федерального закона N 218-ФЗ).
Частями 1, 4 пункта 2, 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации права, в орган регистрации прав в установленном порядке подается заявление, к которому прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим законом или иными федеральными законами.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ.
Статьей 21 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частями 1, 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
В соответствии с подпунктом 3 ч.1. ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В частности, пунктом 6 части 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор приостанавливает государственную регистрацию, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны.
При этом, ч. 9. ст. 29 Закона предусмотрено, что в случае, если осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостановлено по основанию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Аналогичная обязанность предусмотрена и Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) (далее - Административный регламент).
Так, согласно пп. 1 п. 218 Административного регламента при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона N 218-ФЗ), в частности:
формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений;
направляет документы, в отношении которых у государственного регистратора прав есть сведения, что данные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим;
Кроме того, пунктом 207 Административного регламента предусмотрено, что формирование и направление межведомственного запроса осуществляется в случае непредставления заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Исходя из правового анализа указанных правовых норм можно судебной коллегией сделаны следующие выводы:
если предоставленные для государственной регистрации документы не являются подлинными, государственный регистратор обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственной регистрации прав, путем направления межведомственного запроса;
при предоставлении заявителем подлинного документа и при условии наличия у регистратора сведений, что данный документ не является подлинным, регистратор направляет документы или сведения в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим.
Между тем, документ, разрешающий строительство, а именно Разрешение Инспекции ГАСК в АРК на выполнение строительных работ N 684 от 13 августа 2008 г. по объекту "Пансионат с лечением оздоровительного профиля (реконструкция детского сада, незавершенное строительство) по адресу: ул. Ореховая, 23а, г. Ялта", был предоставлен в регистрирующий орган в подлиннике; и соответственно, у регистратора отсутствовали сведения, что предоставленный Заявителем документ не является подлинным, в связи с чем, не требовалась его дополнительная проверка, как это предусмотрено ч.9. ст. 29 Закона N218-ФЗ. Госкомрегистром не установлен и не доказан факт того, что этот документ не является подлинным или в нем содержатся недостоверные сведения
Более того, исходя из содержания ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ), на территориях Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В статье 26 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав, в том числе: пункт 5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав; пункт 6) представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; пункт 10) представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Следует отметить, что необходимость предоставления проектной документации на строительство объекта недвижимого имущества в качестве документа, подтверждающего основания возникновения права собственности, не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом, соответственно данный довод апелляционной жалобы заинтересованного лица не основан на законе.
Относительно не предоставления Заявителем подлинника договора аренды земельного участка коллегия судей отмечает следующее.
Как было уже указано выше, частью 9. ст. 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в случае, если осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостановлено по основанию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Также, согласно пп. 1 п. 218 Административного регламента при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона N 218-ФЗ),
Кроме того, пунктом 219 Административного регламента, государственный регистратор при проведении правовой экспертизы представленных документов на предмет их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений обязан, в том числе удостовериться в том, что в реестровом деле, открытом как на объект недвижимости, права на который заявлены на государственную регистрацию, так и на иной объект недвижимости, отсутствуют документы, содержащие сведения (данные), аналогичные (идентичные) имеющимся в представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документах сведениям (данным), но не соответствующие им (когда такие сведения либо являются неизменными, либо их изменение, осуществляемое в установленном законодательством Российской Федерации порядке, должно подтверждаться документами);
При этом, судом установлено и подтверждено документально, что ООО "Жнива" вместе заявлением о государственной регистрации N 90/016/151/2017-329 от 26.04.2017 г. относительно того же объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 90:25:010109:8273, ранее уже предоставляло в распоряжение регистрирующего органа, нотариально удостоверенную копию договора аренды земельного участка от 17.12.2004 г.
Более того, оценку обстоятельствам заключения фактического наличия и действительности договора аренды земельного участка, расположенного по ул. Ореховая 23а в г. Ялта, неоднократно давали судебные органы Республики Крым, к участию в которых был привлечен Государственный комитет по государственной регистрации Республики Крым.
Между тем, государственный регистратор установленные законом и административным регламентом обязанности не выполнил, документы, необходимые для подтверждения подлинности предоставленной копии договора аренды не запросил, а переложил данную обязанность на Заявителя. Аналогичная ситуация уже было предметом оценки в Арбитражном суде Центрального округа (постановление от 08.04.2021 г. дело N А83- 1946/2020), и действия регистрирующего органа по отказу были признаны незаконными.
Коллегия судей считает, что не может являться основанием для отказа в государственной регистрации, а также для отмены судебного решения, наличие ограничений в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:25:010109:413, внесенные на основании Постановления Совета Министров Республики Крым от 08.11.2017 г. N 582 "О создании зон с особой архитектурнопланировочной организацией территории" поскольку, во-первых, такое основание отсутствовало в уведомлении регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации от 01.08.2019 г. N 90/016/165/2019-58, во-вторых, строительство указанного объекта недвижимости осуществлялось с 2008 г., то есть тогда, когда какие-либо ограничения в отношении земельного участка, расположенного по ул. Ореховая, 23 а в г.Ялта, отсутствовали.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, в связи, с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2021 года по делу N А83-1017/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Карев А. Ю. |
Судьи |
Градова О. Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1017/2020
Истец: ООО "ЖНИВА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация города Ялты, ДИЗО Администрации г. Ялты РК, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Служба Государственного строительного надзора Республика Крым