г. Санкт-Петербург |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А26-2698/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-20991/2021) ОАО "Фирма Медполимер" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.06.2021 по делу N А26-2698/2021, принятое
по заявлению ОАО "Фирма Медполимер"
к УФАС по Республике Карелия
3-и лица: 1) ГБУЗ "РОД"; 2) ООО "Прометей"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Фирма Медполимер" (ОГРН: 1027804177961, адрес: 195279, Санкт - Петербург, шоссе Революции, д. 69; далее - ОАО "Фирма Медполимер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН: 1021000526326, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1 "А"; далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным Решения N 010/06/105-152/2021 от 24.03.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканский онкологический диспансер" (ОГРН: 1031000010580, адрес: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Лососинское шоссе, д. 5; далее - ГБУЗ "РОД", Учреждение, третье лицо-1) и общество с ограниченной ответственностью "Прометей" (ОГРН: 1024702089741, адрес: 195067, Санкт-Петербург, пр-кт Маршала Блюхера, д. 78, лит. Б, пом. 3Н; далее - ООО "Прометей", третье лицо-2).
Решением от 03.06.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Фирма Медполимер" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Учреждением в аукционной документации установлены необоснованные обязательные требования к упаковке лекарственных средств, что является нарушением требований пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статей 8, 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и приводит к ограничению количества участников закупки.
Стороны и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 09.03.2021 ГБУЗ "РОД" (Заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещена информация о проведении закупки.
Номер извещения: 0306200011421000119.
Наименование объекта закупки: Поставка лекарственных препаратов.
Способ закупки: электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта: 957 300 руб. 00 коп.
В соответствии с протоколом от 19.03.2021 аукцион признан несостоявшимся; решено заключить контракт на поставку лекарственных препаратов с единственным участником, подавшим заявку - ООО "Прометей".
16.03.2021 в адрес УФАС поступила жалоба ОАО "Фирма Медполимер" на действия заказчика - ГБУЗ "РОД", в которой Общество указало, на нарушение Заказчиком положений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а именно, что описание объекта закупки документации об аукционе не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе и приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки. Кроме того, по мнению Общества, указанные Заказчиком в документации об аукционе требования к первичной упаковке необходимых лекарственных препаратов не влияют на терапевтические свойства таких препаратов, в связи с чем не должны определять потребности заказчика.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссией УФАС принято решение от 24.03.2021 N 010/06/105-152/2021, которым жалоба Общества на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0306200011421000119) признана необоснованной.
Общество, полагая, что решение УФАС не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать, в том числе указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона (пункт 6).
В силу части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Подпунктом "е" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380) установлено, что при описании объекта закупки не допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.). Вместе с тем в пункте 6 Постановления N 1380 указано, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты; при этом документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик.
В Техническом задании (раздел 3 Документации об аукционе) установлены требования к товару и изложены подробные обоснования потребностей заказчика.
Апелляционный суд, проанализировав раздел 3 Технического задания, соглашается с выводом УФАС и суда первой инстанции о том, что установленные в Техническом задании требования, в данном случае, обусловлены спецификой лечебного процесса, требованиями безопасности, медицинскими показаниями пациентов, условиями хранения лекарственных средств с учетом требований приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств". В Техническом задании (раздел 3 Документации об аукционе) приведено обоснование конкретных требований к товарам (в части упаковки) (л.д. 135).
При этом заказчик определяет свои потребности самостоятельно без вмешательства государственных органов, руководствуясь задачей максимально эффективного обеспечения государственных нужд (пункт 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, Учреждением в Документации об аукционе установлены требования к лекарственному препарату (в части его упаковки) с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рассматриваемом деле в материалах дела отсутствуют доказательства того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, объектом спорного аукциона является поставка лекарственного препарата, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям Документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
При изложенных обстоятельствах антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Учреждения нарушений Закона N 44-ФЗ при установлении в Документации об аукционе требований к поставляемому товару.
Аналогичная правовая позиция изложена судами трех инстанций при рассмотрении дела N А26-8375/2020 по заявлению ОАО "Фирма Медполимер".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 июня 2021 года по делу N А26-2698/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Фирма Медполимер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2698/2021
Истец: ОАО "Фирма Медполимер"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканский онкологический диспансер", ООО "Прометей"