г. Санкт-Петербург |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А56-23871/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Нидеин Р.С., по доверенности от 28.10.2020;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21687/2021) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2021 по делу N А56-23871/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района"
к Государственной административно - технической инспекции
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГАТИ, Инспекция) от 09.03.2021 N 1037 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 95090 от 09.02.2021.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2021 изменено постановление Государственной административно-технической инспекции от 09.03.2021 N 1037 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 95090 от 09.02.2021, снижен размер штрафа до 50 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района" обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
ГАТИ представило отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
ГАТИ извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 03.02.2021 и 09.02.2021 сотрудниками Инспекции проведен осмотр территорий, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 10; Санкт-Петербург, ул. Заставская, д. 24, по результатам которого составлены протоколы осмотра территории от 03.02.2021 и 09.02.2021 с фототаблицами и схемами осмотра.
Инспекция посчитала, что Обществом совершены следующие административные правонарушения:
по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 10 Обществом нарушено требование к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, а именно внутриквартальная территория (кадастровый квартал 78:14:0753002) не убрана от снега и наледи. Работы по снегоочистке (подметанию, сгребанию снега) не выполнены. Под снежным покровом выявлено наличие наледи. Обработка противогололедными материалами не произведена.
Основание: контракт на выполнение подрядных работ N 1722000004200001200001 от 11.01.2021.
по адресу: Санкт-Петербург, ул. Заставская, д. 24 Обществом нарушено требование к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, а именно внутриквартальная территория (кадастровый квартал 78:14:0753002) не убрана от снега. Не произведена очистка асфальтового покрытия внутриквартального проезда от снега, а именно: подметание, сгребание снега. Не выполнены работы по очистке снега территории детско - спортивной площадки. У подъезда жилого дома зафиксирован застой талых вод. Расчистка крышек люков не выполнена.
Основание: контракт на выполнение подрядных работ N 1722000004200001200001 от 11.01.2021.
По факту выявленных правонарушений Инспекцией составлены протоколы от 09.02.2021 об административном правонарушении N 95090 и от 09.02.2021 об административном правонарушении N 95091, в соответствии с которыми действия Общества квалифицированы по пункту 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закона N 273-70).
Определением от 09.03.2021 Инспекция объединила дела об административных правонарушениях от 09.02.2021 N 95090 и N 95091 в одно производство с присвоением объединенному делу N 95090.
Постановлением ГАТИ от 09.03.2021 N 1037 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 95090 от 09.02.2021, Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа 150 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем усмотрел основания для снижения размера административного штрафа до 50 000 рублей.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Пунктом 5 статьи 20 Закона 273-70 установлена административная ответственность за нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи.
Согласно пункту 1.1 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
Пунктом 2.3.1.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 предусмотрено, что мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе зимнюю уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства.
Общие требования к зимней уборке объектов благоустройства определены пунктом 4 приложения N 5 к Правилам N 961.
Согласно пункту 4.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка).
Из пункта 4.2 указанного Приложения следует, что устранение гололеда и скользкости производится путем обработки территории противогололедными материалами.
При длительных интенсивных снегопадах время технологического цикла "посыпка - подметание" не должно превышать шесть часов. При непрекращающемся снегопаде в течение суток должно быть выполнено не менее трех полных технологических циклов "посыпка - подметание", должна быть обеспечена постоянная работа уборочных машин на улицах с кратковременными (не более одного часа) перерывами для заправки машин горюче-смазочными материалами, отдыха и принятия пищи водителями.
Удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения или утилизации в специально оборудованных местах. Снегоочистка начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м. После формирования снежного вала немедленно производится раздвижка снежных валов. Погрузка и вывоз снега начинаются после формирования снежного вала и производятся круглосуточно до полного удаления снега. При уборке тротуаров, внутриквартальных территорий производится ручная уборка недоступных для механизмов мест. Уборка лотковой зоны в зимнее время должна предусматривать расчистку крышек люков (п. 4.4, 4.5, 4.9, 4.10, 4.12, 4.14 приложения N 5 к Правилам N 961)
Согласно пункту 10.5.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 в период зимней уборки с 16 октября по 15 апреля технология выполнения операций по уборке внутриквартальных территорий должна обеспечить безопасное и беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.
Из пункта 10.5.3 Приложения N 5 к Правилам N 961 следует, что пешеходные дорожки и внутриквартальные проезды должны быть очищены от снега и наледи до асфальта и бордюрного камня. При отсутствии усовершенствованных покрытий допускается уплотненный снежный накат.
Крышки всех колодцев ливневой канализации и других водоприемных устройств очищаются от снега и льда на всей поверхности (п. 10.5.5 Приложения N 5 к Правилам N 961).
С началом снегопада дорожки, внутриквартальные проезды, тротуары обрабатываются противогололедным материалом. Время на обработку всей площади внутриквартальных территорий не должно превышать три часа с начала снегопада. Снегоуборочные работы на внутриквартальных проездах, дорожках начинаются сразу по окончании снегопада. Время на снегоочистку всей площади проездов не должно превышать шесть часов, тротуаров и дорожек - три часа. При длительных и интенсивных снегопадах уборка снега на проездах производится каждые шесть часов, на дорожках и тротуарах - каждые три часа. После обработки производится очистка дорожек, внутриквартальных проездов механизированным способом или вручную от льда и уплотненного снега. Уборка скола производится одновременно со скалыванием или немедленно по его окончании. Снег, очищаемый с внутриквартальных территорий, складируется в снежный вал на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Вывоз складируемого снега осуществляется при превышении размеров снежного вала по ширине и высоте отметки в 1 м (п. п. 10.5.7 - 10.5.10 Приложения N 5 к Правилам N 961).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в нарушение вышеприведенных требований Правил 961, данные обязанности Обществом надлежащим образом не были исполнены, а именно:
- неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, а именно внутриквартальная территория (кадастровый квартал 78:14:0753002) не убрана от снега и наледи. Работы по снегоочистке (подметанию, сгребанию снега) не выполнены. Под снежным покровом выявлено наличие наледи. Обработка противогололедными материалами не произведена.
- неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, а именно внутриквартальная территория (кадастровый квартал 78:14:0753002) не убрана от снега. Не произведена очистка асфальтового покрытия внутриквартального проезда от снега, а именно: подметание, сгребание снега. Не выполнены работы по очистке снега территории детско - спортивной площадки. У подъезда жилого дома зафиксирован застой талых вод. Расчистка крышек люков не выполнена.
Факт выявленных нарушений, установлен судом первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела протоколами об административном правонарушении, актами обследования территории, фотофиксацией, контрактом на выполнение подрядных работ N 1722000004200001200001 от 11.01.2021, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 Закона N 273-70.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил благоустройства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на выполнение требований закона, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества субъективной стороны вмененного правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 5 статьи 20 Закона N 273-70.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, количество выявленных нарушений Правил N 961, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Суд первой инстанции, учитывая конкретные обстоятельства дела, принципы соразмерности и индивидуализации наказания посчитал возможным применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив размер назначенного административного штрафа до 50 000 рублей.
По мнению апелляционного суда, наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Обращаясь с апелляционной жалобой ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района" доказательств опровергающих выводы суда первой инстанции не представило, само по себе несогласие с судебным актом не может быть принято во внимание апелляционной инстанцией.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2021 по делу N А56-23871/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23871/2021
Истец: ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района"
Ответчик: Государственная административно-техническая инспекция